Графика дальневосточных художников в коллекции ДВХМ
Графика вне современности, так как она является, в первую очередь, личным (камерным) инструментом внутреннего диалога творческого начала в человеке с первоначалами графического понятия: линия — пятно в пространстве листа.
В процессе этого диалога и возникает другой путь в искусстве графики — исследование нетрадиционных подходов в использовании графических средств и материалов, где происходят качественные трансформации фактур графических средств и материалов, в результате которых изменяется привычный эмоциональный и умозрительный образ натурного мотива.
Это, в первую очередь, путь обобщения натуры от символа к знаку и далее к абстрактным композициям.
Абстрагирование от фигуративности наполнено метафоричностью смыслов, тем, что в культурологическом пространстве называется Текстом. Перед такими работами зритель интуитивно чувствует емкость содержания, созерцательность смыкается с размышлением, а красота графического листа в какой-то мере отделяется от изобразительности и определяется соотношением меры условности графического языка.
В числе имен дальневосточных художников, последовательно и успешно разрабатывающих в последней трети ХХ столетия темы лирического характера, без сомнения, следует назвать Дмитрия Андреевича Романюка, Евгения Михайловича Фентисова, Геннадия Сергеевича Лукьянова, Александра Викторович Гурикова и Валерия Александровича Смирнова. Несмотря на то, что у каждого из них была своя приверженность к любимой технике, своя путеводная «графическая» звезда и очень индивидуальный творческий путь, каждый из них остался в истории хабаровского искусства как творец незабываемых художественных образов, поднимающих проблемы философского и этического порядка. Их творчество, характеризуясь поиском индивидуального стиля, отражает особенности графики того периода на территории Советского Союза.
Идеология того времени не могла подавить в истинных художниках жажду к выразительности художественного языка, подтекстом которого была мятежность. На фоне иллюзии идеологического благоденствия художники создавали монументальные мужественные образы человека и природы, а также подчеркнуто камерные образы частной жизни.

Гуриков Александр Викторович родился 8 мая 1941 года в Комсомольске-на-Амуре. Учился в детской художественной школе у преподавателя Н. Г. Заславского. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Художник-график, живописец. С 1966 постоянный участник художественных выставок.
Графика Гурикова — заметное явление в дальневосточном изобразительном искусстве. Творчество художника находится на грани двух эпох. Ранние работы определялись «суровым стилем» 60-х годов: «Чинят кошель», «Рыбный порт», «Снасти», «Лог», «Море» (1969). Художественный стиль А. Гурикова в графике — это объединение лирического содержания и жесткой продуманной структуры композиции. Привлекает внимание одна из красивейших серий по мотивам пленэрных материалов по амурским селам — «У водоема» (линогравюра). Стилистика графических работ 70-х годов определяется как «нежный реализм» — открытость и поэтичность образа, увлечение лирической трактовкой содержания.
В середине 70-х художник экспериментирует, стремится сказать новое слово в искусстве, раскрыть более глубинные связи художника со своей современностью, с окружающей действительностью. Автор постепенно отходит от направления визуализации художественного образа и обращается к своему чувственному опыту, своим внутренним переживаниям, к своим образным ассоциациям: «Рыбаки на Амуре», литография (1973); серия станковых иллюстраций по произведению М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», офорт (1972).
В 80-е годы графика взяла на себя роль малой станковой картины, раскрывая различные состояния природы и человека. В творчестве А. Гурикова важное место занимает историческая и современная тематика событий на Дальнем Востоке.
Художник создал выразительные графические репортажи о строительстве Байкало-Амурской магистрали. В офортах: «Разговор о дороге», «Репортаж с БАМа», «Рождение поселка», «Таежные дали» (1986) активно использовался монтажный творческий метод, позволяющий в небольшом пространстве соединить разноплановые и разновременные сюжеты и мотивы.
Значительным художественным уровнем обладает знаменитый цикл офортных листов: «Чукотские мотивы» (1985), в который входят работы: «Туман уходит», «Ожидание», «Праздник кита» «Детские игры», «Дом в Уэлене», «Возвращение с охоты» «Чукотское море», «Кораль», «Охота на моржей». Этнические мотивы соединились с современными графическими поисками.

Произведения А. В. Гурикова находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи (г. Москва); Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Музее современного искусства ЕАО (г. Биробиджан); Музее изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре); Музейно-выставочном центре Забайкальского края (г. Чита); Сахалинском государственном областном художественном музее (г. Южно-Сахалинск); Магаданском областном художественном музее (г. Магадан); Картинной галереи им. А. М. Федотова (г. Хабаровск); Краеведческом музее Нанайского района (с. Троицкое Хабаровского края).
Смирнов Валерий Александрович родился 2 июля 1940 года в г. Свободном, Амурской области. В 1967 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Работал на кафедре рисунка и живописи художественно-графического факультета ХГПИ.
Валерий Смирнов — известный российский художник-график, который стоял у истоков дальневосточной школы графиков. Его ранние работы («Лето», «Цех», «Новые снасти», 1967), выполненные в технике темперной живописи, были высоко отмечены специалистами, как современное направление в искусстве. Графические листы: «Зодчий», «Гончар» «Реставраторы», монотипия (1967), обладают условной выразительностью, в них нет индивидуальной проработки портретного сходства персонажей, а важным становится организация композиции, экспрессия линий, фактура цвета.

Художник чувствует время, и в его работах всегда отражаются актуальные события, для его творчества важным является тема, которая находит профессиональное художественное решение. В графических сериях: «Авиация» (1974); «На страже рубежей (автолитография, 1976); «Космос» (офорт, 1977) и других работах использовался «монтажный метод», позволяющий прессовать время, сжимать сюжет и показывать его в различных пространственных плоскостях. Чрезвычайно современно прозвучала тема строительства Байкало-Амурской магистрали, которая сделала его известным в стране. Графический лист «Мостостроители» (1976) стал своеобразной визитной карточкой В. Смирнова.
Заслуживает внимания знаменитая серия: «Молодость и спорт»: «Кросс», «Победитель» (смеш. техника, 1982), в работах автор активно использует различные средства художественной выразительности, работающие на ритмическую динамику композиционных сюжетов.
Художник постоянно экспериментирует, привлекая возможности компьютерной графики. Тематика его произведений приобретает нечто неуловимое: «Очевидцы неопознанного» (смеш. техника, 1996); «Увиденное» (1996); «Черный квадрат скорби» (1997); «Наваждение» (1999) и др. На 10-й региональной художественной выставке «Дальний Восток» (2008) экспонировались графические работы из серии «Память и памятники» («Ерофей Хабаров»; «Яков Дьяченко; «Н. Н. Муравьев-Амурский») в технике принтерной печати, совмещающие разные виды искусств — станковую графику и графический дизайн.
Произведения В. В. Смирнова находятся в коллекциях: Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск); Музейно-выставочном центре Забайкальского края (г. Чита); Музея современного искусства ЕАО (г. Биробиджан); Картинной галереи им. А. М. Федотова (г. Хабаровск).
Е.В. Сальникова, специалист по современному искусству ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен