Резьба по дереву, являясь одним из древнейших ремесел, вбирает в себя как практическое назначение изделий, так и художественную, духовную значимость. На протяжении многих тысяч лет разнообразные народы мира посредством резьбы выражали свои духовные мироощущения и мифологические представления. За время своего существования этот вид декоративно-прикладного искусства стал архетипическим символом природы. И даже сегодня резьба по дереву остаётся актуальным видом народного творчества, привлекающим ремесленников своей художественной ценностью и неразрывной связью с древностью.

Классификация резьбы по дереву осуществляется по предназначению, технике исполнения и по стилистическим особенностям. В соответствии с видом резьбы мастер подбирает определенный тип древесины. Среди основных стилистических особенностей резьбы по дереву выделяют геометрическую, рельефную, плоскорельефную, ажурную и скульптурную резьбу.

Изделия, декорированные резьбой по дереву, имеют как ритуальное значение, так и эстетическое. Резной декор часто встречается в предметах быта или в украшении домов (главное фото).

Среди художественного многообразия резьбы по дереву особенно выделяются работы национального характера. У аборигенных народов Приамурья художественные ремесла делились на женские и мужские. Резьба по дереву и кости считались мужским делом, тогда как аппликация и работа с тканью — женскими. Так же женщины могли работать с берестой, изготавливая трафареты для дальнейшей работы с текстильными материалами. Резьбу по дереву приамурских мастеров можно было увидеть на бытовых предметах, жилых и хозяйственных постройках, охотничьих и сельскохозяйственных орудиях, ритуальных предметах. Архитектурная резьба зачастую дополнялась раскраской некоторых деталей в различные цвета. (рис.1,2)

(рис.1) Неизвестный мастер - Цилиндрическая берестяная коробка
(рис.2) Неизвестный мастер - Чаша берестяная

В коллекции народного искусства ДВХМ представлены как предметы ритуального характера, так и бытовые вещи: тарелки, ложки, коробки, ящики. К одному из образцов резного украшения ритуальной посуды мы и обратимся. В коллекции ДВХМ находится предмет «медвежьего праздника» — это огромная деревянная ложка (или ковш) «ньхыр». Экспонат был создан в XIX веке неизвестным мастером и хранится в фонде музея с 1930-х годов. Ложка (или ковш) имеет вытянутую форму и делится на три части. В центре — емкость для кормления. С одной стороны от нее — вытянутая часть с треугольным наконечником. С другой — рукоятка, в которой вырезан легкоузнаваемый образ заключенного медведя.

Ложка (или ковш) «ньхыр» является ритуальной посудой, и форма медведя перекликается с назначением предмета, то есть несет ритуально-практическую функцию. Изображение медведя в клетке отправляет нас к процессу вождения его по домам селения и выкармливания или говоря простым языком — задабривания перед жертвоприношением.(рис.3)

(рис.3) Неизвестный мастер - Ковш деревянный с резьбой «ныхр»

Обычай проведения «Медвежьего праздника» имеет древние корни. Часто встречается, что в культурах разных народов медведь вызывал почтительный страх и пользовался особенным уважением. Охотники верили в сходство медведя с человеком, в «человеческую природу» этого зверя. Эта вера имела под собой конкретные жизненные наблюдения охотников за повадками медведей. Речь идет о том, что медведь и умом, и поведением похож на человека, хотя в чем-то ему и уступает. Предполагалось, что медведь — это человек, одетый в медвежью шкуру. А в некоторых религиозных представлениях аборигенных народов отмечалась вера в сакральную связь между животным и человеком. (рис.4)

(рис.4) Неизвестный мастер - Ковш деревянный с резьбой «ныхр»

Исследователи так пишут об обряде «Медвежий праздник»: «Суть праздника в жертвоприношении медведя (выращиваемого в стойбище от 3-х до 4-х лет) для транспортировки его души к божеству-хозяину, чтобы она (душа) передала послание-просьбу о лучшей жизни. Этнические истоки этого архаического праздника до сих пор остаются под вопросом, по одним предположениям, первыми данный обряд проводили айны, по другим — нивхи. Так или иначе, действия, проводимые в процессе обряда, достаточно схожи у различных дальневосточных народов».

В заключении хотелось бы сказать, что резьба по дереву — это сосредоточие традиций, верований, духа времени и отображение мироощущения. Это искусство, которое на протяжении веков не теряет своей актуальности, ведь данная форма декоративного выражения в своей полноте раскрывает мастерство и глубинную связь с природным материалом.

Алина Савина, лектор-экскурсовод ДВХМ

В ТЕМУ:
Нанайский халат маньчжурского типа в собрании ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен