Училище технического рисования барона Штиглица — из XIX в XXI век
210 лет назад родился человек, крупный промышленник, банкир — и один из важнейших меценатов Российской империи. Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) активно занимался благотворительностью в разных сферах, вкладывал средства в строительство железных дорог, но и через полтора столетия мы помним о нем прежде всего как об основателе училища технического рисования. Именно ему посвящена выставка, открывшаяся в Дальневосточном художественном музее (0+).
6 января 1876 года А. Л. Штиглиц пожертвовал один миллион рублей — колоссальные в те времена деньги — на устройство в Петербурге «Училища прикладного рисования по примеру существующей в Москве строгановской школы». Он сознавал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке.
Училище было создано для подготовки специалистов (рисовальщиков, живописцев, скульпторов) для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений; также оно было призвано содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников.
В отличие от Академии художеств, в училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии (или реального училища) и успешная сдача экзамена по рисунку.
Программа обучения сочетала художественные и технические дисциплины. К обязательным предметам в общехудожественных и специальных классах относились рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности.
Воспитанники проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров, на Московской ситценабивной мануфактуре и др. Кроме того, участвовали в разнообразных выставках, в том числе и престижных международных, а в конце декабря ежегодно в училище проходили отчетные выставки ученических работ.
Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл А. А. Половцов (1832–1909), ставший бессменным председателем совета и руководителем Училища с самого момента его основания и до конца своей жизни. Половцов был экспертом по прикладному искусству, увлеченным коллекционером и сыграл неоценимую роль в формировании музея прикладного искусства и библиотеки Училища. Некоторые из его приобретений для библиотеки представлены на выставке – это античная керамика и рисунки западноевропейских мастеров.
Преподавателями приглашали работать талантливых художников, например, прекрасный мастер репродукционной печатной графики В. В. Матэ обучал работе в офорте и ксилографии (рис.1). Его «Русские богатыри» повторяют одну из самых известных композиций Виктора Васнецова. Учеником Матэ был «певец Абрамцево» А. Н. Парамонов. Окончили Училище в начале ХХ века В. В. Беляев, А. А. Рылов, В. С. Сварог (Корочкин) — и один из самых значимых мастеров российского изобразительного искусства К. С. Петров-Водкин. На выставке экспонируется полная света и нежности «Дочь рыбака» (рис.2).
После революции училище продолжило работу, но неоднократно меняло названия и статус. В 1953 году ему присвоили имя великого советского скульптора В. И. Мухиной. Знаменитую «Муху», выпускники которой с благодарностью вспоминают царивший там дух свободы, окончили в 1960-е лидеры ленинградского андеграунда Б. А. Четков и Ю. А. Жарких (рис.3). Получили там образование и художники-дальневосточники А. С. и Е. Н. Болгарины, И. Ф. и Н. Н. Галиуллины, Н. С. Ивлева, Ю. А. Кукуев.
Преподавали там один из самых ярких представителей советской живописной школы А. Н. Самохвалов (фото 4), учившийся в свое время у К. С. Петрова-Водкина, а также С. А. Петров, разработавший программу преподавания, ставшую образцом для всех художественно-промышленных вузов. Ученик Александра Осмеркина С. И. Осипов взял от своего педагога лучшее — такт и точность оценок. Мастер портрета М. С. Давидсон — одна из его учениц.
С 2006 года бывшее училище вновь вернуло имя основателя. Теперь оно называется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица. Преподавал там окончивший Мухинское в 1966 году художник стекла Ю. В. Жульев.
Следующие поколения выпускников, мы уверены, однажды станут экспонентами выставок Дальневосточного художественного музея, а их работы займут достойное место в его собрании, неслучайно выставка названа так: «Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица — из XIX в XXI век». Посмотреть работы таких разных и все же объединенных одной школой художников можно до 15 декабря 2024 года.
А. Фролова, специалист ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен