«Правда жизни — высший критерий художественности», — эти слова передвижника Репина стали девизом для всего творчества Василия Николаевича Высоцкого, первого председателя Хабаровского отделения Союза художников СССР.

Родился 6 января 1908 года в селе Сергеевка Хабаровской губернии.

По окончании семи классов был направлен отделом народного образования в художественно-промышленный техникум Благовещенска. Позже переехал в Хабаровск.

Работал в мастерских Художественного фонда Хабаровска.

Творчество Василия Николаевича — неотъемлемая часть советского искусства 30-50-х годов. Пожалуй, никто из художников не был так убежден в своей миссии — служение искусству и народу.

Дальневосточник по рождению, Василий Николаевич Высоцкий (1908—1986) был первым среди тех, кто стоял у истоков профессиональной художественной жизни на Дальнем Востоке. 1932 год, когда он стал впервые участником крупной региональной выставки, знаменует начало его профессиональной творческой деятельности.

В настоящее время работы художника хранятся в музейных собраниях Хабаровского края, в том числе в Дальневосточном художественном музее — 46 произведений живописи и графики.

Главными в своем творчестве Василий Николаевич считал тематические картины: «Гибель разведчика», «За землю, за волю», «Народ поднялся», «Конные красноармейцы на берегу Тихого океана». Эти огромные многофигурные композиции свидетельствуют о глубоком уважении идеологии своего времени, выраженном в работе над государственным художественным заказом, выполненном искренне и с большим убеждением в его необходимости.

(рис.1) В.Н. Высокий - «Удегейский охотник»

Со всей очевидностью в картине «Народ поднялся» художник Высоцкий использовал композицию знаменитого полотна Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Содержание картины — Гражданская война на Дальнем Востоке. На санях, двигающихся в глубь тайги, лежит раненый партизан, товарищи-партизаны провожают своего командира.

Но мы, как зрители, видим только верхушку айсберга — монументальное полотно, а то, сколько кропотливой работы было проделано, сколько времени было проведено за мольбертом, на пленэре за поиском образов людей и видов природы, остается только догадываться.

К героям-партизанам есть прототипы конкретных людей, со своей историей жизни (рис.1, рис.2). Потому в художественном отношении наброски к картине, эскизы — наиболее ценный материал. Именно в этом материале присутствует изобразительная подлинность и мастерство автора.

(рис.2) В.Н. Высоцкий - «Конница»

По своему мироощущению Василий Высоцкий — талантливый пейзажист, о чем свидетельствует объемное наследие этюдов, созданных на пленэре. Для Высоцкого пейзажи были необходимы как ежедневная работа, как материал для вдохновения, для тренировки глаза и памяти, для эмоционального накопления.
Опорой в творчестве для него были передвижники. Следуя правилам этого объединения, Василий Высоцкий показывал дальневосточную природу мощной, прекрасной и суровой, без романтических преломлений.

Таким примером может послужить этюд «Амурская тайга», написанный в 1976 году незадолго до смерти художника. После монументальных работ небольшой этюд на первый взгляд кажется тихим, спокойным, рутинной работой в создании большого полотна. Но если присмотреться, тишина только что выпавшего снега, дремучая глубина амурской тайги может поразить своей эпичностью и величием по отношению к человеку, оказавшемуся в этой стихии.

(рис.3) В.Н. Высоцкий - «Хехцир»

Именно замечательные пейзажи и этюды, созданные с натуры в зной, холод, мороз в непролазной чаще дальневосточной тайги, восхищают зрителя. Так замечательно тонко передавать различные состояния в природе мог человек, много знающий и много наблюдающий. Все времена года и все состояния дня — в сотнях пейзажей художника. (рис.3).

Сальникова Е.В.,
специалист по современному искусству ДВХМ

В ТЕМУ:
Комсомольск-на-Амуре на картинах Хоскеля Сандлера в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен