Певец амурской тайги — художник Василий Высоцкий в коллекции ДВХМ
«Правда жизни — высший критерий художественности», — эти слова передвижника Репина стали девизом для всего творчества Василия Николаевича Высоцкого, первого председателя Хабаровского отделения Союза художников СССР.
Родился 6 января 1908 года в селе Сергеевка Хабаровской губернии.
По окончании семи классов был направлен отделом народного образования в художественно-промышленный техникум Благовещенска. Позже переехал в Хабаровск.
Работал в мастерских Художественного фонда Хабаровска.
Творчество Василия Николаевича — неотъемлемая часть советского искусства 30-50-х годов. Пожалуй, никто из художников не был так убежден в своей миссии — служение искусству и народу.
Дальневосточник по рождению, Василий Николаевич Высоцкий (1908—1986) был первым среди тех, кто стоял у истоков профессиональной художественной жизни на Дальнем Востоке. 1932 год, когда он стал впервые участником крупной региональной выставки, знаменует начало его профессиональной творческой деятельности.
В настоящее время работы художника хранятся в музейных собраниях Хабаровского края, в том числе в Дальневосточном художественном музее — 46 произведений живописи и графики.
Главными в своем творчестве Василий Николаевич считал тематические картины: «Гибель разведчика», «За землю, за волю», «Народ поднялся», «Конные красноармейцы на берегу Тихого океана». Эти огромные многофигурные композиции свидетельствуют о глубоком уважении идеологии своего времени, выраженном в работе над государственным художественным заказом, выполненном искренне и с большим убеждением в его необходимости.
Со всей очевидностью в картине «Народ поднялся» художник Высоцкий использовал композицию знаменитого полотна Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Содержание картины — Гражданская война на Дальнем Востоке. На санях, двигающихся в глубь тайги, лежит раненый партизан, товарищи-партизаны провожают своего командира.
Но мы, как зрители, видим только верхушку айсберга — монументальное полотно, а то, сколько кропотливой работы было проделано, сколько времени было проведено за мольбертом, на пленэре за поиском образов людей и видов природы, остается только догадываться.
К героям-партизанам есть прототипы конкретных людей, со своей историей жизни (рис.1, рис.2). Потому в художественном отношении наброски к картине, эскизы — наиболее ценный материал. Именно в этом материале присутствует изобразительная подлинность и мастерство автора.
По своему мироощущению Василий Высоцкий — талантливый пейзажист, о чем свидетельствует объемное наследие этюдов, созданных на пленэре. Для Высоцкого пейзажи были необходимы как ежедневная работа, как материал для вдохновения, для тренировки глаза и памяти, для эмоционального накопления.
Опорой в творчестве для него были передвижники. Следуя правилам этого объединения, Василий Высоцкий показывал дальневосточную природу мощной, прекрасной и суровой, без романтических преломлений.
Таким примером может послужить этюд «Амурская тайга», написанный в 1976 году незадолго до смерти художника. После монументальных работ небольшой этюд на первый взгляд кажется тихим, спокойным, рутинной работой в создании большого полотна. Но если присмотреться, тишина только что выпавшего снега, дремучая глубина амурской тайги может поразить своей эпичностью и величием по отношению к человеку, оказавшемуся в этой стихии.
Именно замечательные пейзажи и этюды, созданные с натуры в зной, холод, мороз в непролазной чаще дальневосточной тайги, восхищают зрителя. Так замечательно тонко передавать различные состояния в природе мог человек, много знающий и много наблюдающий. Все времена года и все состояния дня — в сотнях пейзажей художника. (рис.3).
Сальникова Е.В.,
специалист по современному искусству ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен