Двусторонние контакты с китайским бизнесом развивают в крае
Туроператоры из Китая познакомились с возможностями зимнего отдыха в нашем регионе. Это только одна из множества новостей из сферы двустороннего сотрудничества, в котором активно задействованы краевые власти и хабаровские предприниматели, которые изучают возможности выхода на необъятный рынок соседней страны.
Наш край расширяет сотрудничество с туроператорами из Поднебесной. Как рассказали в региональном министерстве туризма, для представителей отрасли из провинций и округов Хэбэй, Хэйлунцзян, Циньхуандао, Тяньцзин и Синьцзян разработали специальный промотур с презентацией возможностей зимнего отдыха в регионе. Работа была организована совместно со специалистами туристского информационного центра (ТИЦ).
— Мы постарались максимально насытить культурно-ознакомительную программу. Организовали обзорные экскурсии, знакомство с достопримечательностями и природными жемчужинами региона, а также встречи с представителями турсферы региона, — рассказали в Минтуризма края. — В рамках тура к нам прибыли представители 10 китайских турфирм. Они побывали в хабаровском визит-центре «Амурский утес», в Комсомольске-на-Амуре и ГЛК «Холдоми», а также в Ванино и селе Датта. Гости узнали, что такое зимняя рыбалка на Амуре, покатались на снегоходах и оценили условия на базах отдыха «Ларга», «Манома» и «Атмосфера».
В ведомстве также отметили, что от участников промотура поступило множество положительных откликов, что свидетельствует «о высокой привлекательности нашего региона для китайских туристов и хороших перспективах в этой сфере».
— Сейчас ТИЦ и туроператоры края активно работают над включением региона в турпрограммы китайских туроператоров, а также увеличением информационного охвата в Китае. Один из китайских партнеров уже разработал предварительные варианты маршрутов. Обязательно представим эти предложения в туристических аккаунтах края в популярных китайских соцсетях, — подчеркнули в министерстве.
***
Здесь стоит напомнить, что это не первый такой визит. Так, этой осенью туркомпании из Китая уже посещали наш край, но тогда это происходило в рамках так называемой «реверсной бизнес-миссии». Итогом переговоров стало подписание шести экспортных контрактов с компаниями края на предоставление туруслуг гостям из Китая. Организатором той бизнес-миссии выступил краевой Центр поддержки экспорта, работающий в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
Как рассказала директор Центра поддержки экспорта Анна Тимячева, ЦПЭ подготовил деловую программу пребывания делегации, предоставил переводчиков и покрыл расходы на проживание для китайских партнеров. Все дни велись активные переговоры и встречи с компаниями. Гостям из Китая показали краевую столицу, провели по самым знаковым достопримечательностям. Визит оказался результативным, все компании из соседней провинции Хэйлунцзян заключили договора.
— По нашему опыту такие визиты и личное общение руководителей бизнеса — один из самых эффективных инструментов взаимодействия в сфере международного сотрудничества! Всегда рады оказать поддержку нашему бизнесу в установлении новых деловых связей, — заверила глава центра.
К слову, эти тур-визиты происходят на фоне роста туротрасли.
— За прошедший летний сезон Хабаровский край только через нашу ассоциацию посетило почти 10 тысяч туристов из КНР. Китайским гостям очень интересна русская культура, история, кухня, наша уникальная природа. Все больше китайских туристов интересуется бытом и укладом российских семей, — считает Ирина Кушнарева, президент дальневосточной региональной ассоциации туризма.
***
Между тем, в правительстве края напоминают, к примеру, что в этом году в рамках участия в VIII Российско-Китайском ЭКСПО (0+) хабаровские предприниматели представили свои продукцию и услуги в Харбине. Девять местных компаний привезли на международную выставку более 50 видов товаров: от пряников до домокомплектов. По итогу сразу же был контракт заключен с кондитерской компанией из Хабаровска, в планах также было заключение еще одного контракта со стройкомпанией. А в ноябре предприниматели из нашего края впервые посетили с бизнес-миссией Шанхай.
Неслучайно, что такой интерес у хабаровского бизнеса в декабре вызвало еще одно мероприятие, которое организовал ЦПЭ в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В ходе бесплатного обучающего мастер-класса эксперты рассказали участникам о торговых взаимоотношениях нашего региона с Китаем и практическом опыте выхода на рынок Поднебесной.
Известно, что сейчас наши предприятия поставляют в Китай мороженый лосось и минтай, крабов, соевые бобы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, пиломатериалы хвойных и лиственных пород, стальные полуфабрикаты, а также пиво, минеральную воду, кондитерские мучные изделия, косметические средства, бумагу и картон. И хотя рынок Поднебесной представляет хорошие перспективы для увеличения объемов экспорта краевых компаний, по словам экспертов, выход на него затруднен высокой внутренней конкуренцией, а также юридическими, логистическими и даже языковыми барьерами.
— С китайцами надо общаться с учетом их культурной специфики — видеть в лице своего партнера друга! Это очень важный момент, который поможет при работе с зарубежными коллегами, обсуждении условий сотрудничества, — отметил Игорь Мажаров, директор по внешнеэкономической деятельности Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой промышленности.
А, по мнению директора Российского торгового дома в Китае Антона Калинина, при выходе на китайский рынок главное — не затягивать с оформлением разрешительных документов для экспорта, заранее зарегистрироваться в необходимых системах, так как этот процесс достаточно длительный. Он также отметил, что КНР — это огромный рынок, в котором для каждого найдется свой клиент, но к этому рынку нужно быть готовым.
— Наша компания занимается производством мороженного, мы первые в России, кто экспортировал мороженое в Китай в 2012 году и активно по сей день работаем в этом направлении, — напомнил известный хабаровский предприниматель Илья Амирханов, основатель компании по производству мороженого «Зайца». — Мы заметили, что за время пандемии очень сильно поменялся менталитет китайцев, стало меньше индивидуализма, они готовы действовать коллективно и оценивать «плюсы» и «минусы».
***
Естественно, что участникам мастер-класса также напомнили об услугах и мерах поддержки краевого экспортного центра. В ЦПЭ предприниматели могут получить более 25 видов различных услуг. Одна из наиболее востребованных — подготовка и сопровождение экспортного контракта.
Так, в этом году с помощью ЦПЭ свой первый экспортный контракт заключила с китайским партнером компания «Торфяные Технологии». Она занимается производством субстратов и почвоулучшителей из торфа и лигнина по собственной рецептуре. Этим товаром заинтересовались в Китае: он подходит на тех участках, где низкий уровень плодородия почв.
— В экспортном центре при составлении и заключении контракта нам оказали юридическую помощь, сделали грамотный перевод, помогли заключить контракт с частно-государственной корпорацией Китая, — хвалил работу ЦПЭ гендиректор компании Владимир Ли. — Планируем и дальше сотрудничать по мере развития нашего проекта: хотели бы воспользоваться, например, поддержкой в получении фитосанитарного сертификата, и в сопровождении самого экспорта.
Что ж, возможности ЦПЭ известны: здесь помогают найти партнеров за рубежом, организовывают международные бизнес-миссии и участие в зарубежных выставках, софинансируют расходы на сертификацию и транспортировку продукции. Всего за 2024 год поддержкой Центра воспользовались уже 320 компаний края.
— Сегодня на практических примерах мы постарались осветить для бизнеса ключевые аспекты, на которые следует обращать внимание при экспорте в Китай и его планировании, — подвела итоги глава ЦПЭ Анна Тимячева. — Мы обсудили возможные «подводные камни», меры господдержки, особенности валютных операций, а также влияние китайской культуры на ведение бизнеса с этой страной.
Ознакомиться с условиями получения услуг регионального экспортного центра можно на его сайте, а также, обратившись по адресу: ул. Истомина 51а, каб. 705 либо по телефонам: (4212) 35-84-45, 77-01-22.
Туристические странички Хабаровского края ныне есть в китайских соцсетях и мессенджерах WeChat, Weibo, Baidu и Douyin. Это позволило напрямую выйти на китайского потребителя и повысить его интерес к путешествиям по нашему региону. Сегодня число подписчиков превышает 16 тысяч человек, а общее количество просмотров и рекламных показов перешагнуло отметку в 650 тысяч, сообщили в Минтуризма края.
Олег Потапов
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен