Традиционной форме обучения в школе придётся потесниться. Уже 54 школы или 1 606 учеников Хабаровского края пользуются цифровой платформой «Учи.ру». В классе тихо, слышны только щелчки компьютерной мыши – так занимается новое поколение детей. В краевом центре образования (далее КЦО) показали систему в действии. Так ли она совершенна?

Компьютер подскажет

На краевой семинар об инновационном методе обучения в Хабаровском крае прибыло 42 человека из 12 муниципалитетов, а также ещё 28 человек присутствовали на мероприятии в онлайн-формате. Чем не демонстрация того, что всё в мире становится цифровым.

Мария Образцова, заместитель руководителя отдела по работе с регионами платформы «Учи.ру», рассказывает о том, как Минобрнауки края (далее Министерство) стало сотрудничать с московскими разработчиками. И в октябре 2020 года проект «шагнул» в наш регион. С чего всё начиналось?

С 2017 года команда будущего проекта задумалась о том, как улучшить образовательный процесс. Вместе с коллегами из регионов они на протяжении трёх лет продумывали готовую и эффективную модель с трансляцией её на все регионы страны. Чтобы традиционный метод преподавания стал ещё лучше с применением новых технологий. Так появилась «Учи.ру».

Летом 2020 года московские разработчики предложили Министерству внедрить платформу в крае. Пандемия к тому располагала. И учителя математики раз в неделю в компьютерном классе стали проводить уроки по смешанной системе. Методику назвали «ротацией станций». Учеников делят на две группы – одна выполняет задания на компьютере, другая часть занимается в традиционной форме с преподавателем. Затем дети меняются местами.

Задания на экране разбиваются на мелкие составляющие. Если школьник ошибается, то система «задаёт» ему наводящие вопросы, а когда с упражнением справляются, то искусственный интеллект даёт возможность закрепить материал похожим примером. Уровень сложности с каждым вопросом возрастает. Такой метод обучения детям понравился. Они могут заходить на платформу как в школе, так и дома. Об этом говорит Оксана Малахова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №49 имени Героев-даманцев.

Оксана Малахова приехала в КЦО с учениками из школы №49

Девятиклассники, прибывшие в КЦО, чтобы показать учителям из районов новый формат урока в действии, пользуются платформой четыре года. Ребятам понятны игровая форма подачи материала и сами задания. Сначала системой пользовались во внеурочной деятельности, а сейчас это часть учебного процесса.

– Мне нравится, как предоставляемый материал соответствует тому, что есть в учебниках. Учебный материал «подпитывается» интерактивной формой – это очень удобно. Я вижу результат. Пользуемся платформой минимум раз в неделю или каждый день. Если им на перемене нечем заняться, то я предлагаю ученикам воспользоваться карточками [на платформе], – говорит Оксана Малахова.

Если смотреть глобально, то на путь цифровизации образования через «Учи.ру» с 2012 года ступили три млн российских детей. В первую очередь, школьникам предлагают заниматься математикой, потому что разработчики проекта – это выпускники московского физико-технического института. Для них это важный и главный предмет – «царица всех наук». А как же остальные дисциплины?

Минусы или придирки

Представители цифровой школы утверждают, что на платформе представлены все основные предметы школьной программы. Но проверим это на практике. Когда мы зарегистрировались на сайте, то для учащихся одиннадцатых классов предлагают позаниматься только алгеброй и английским языком. Таким образом, платформа рассчитана ближе на учеников начальных классов. У них больше предметов на выбор.

Дети теперь чаще будут сидеть за ноутбуком - и дома, и в школе?

Это отчасти подтверждается статистикой. С первого по четвёртый классы на «Учи.ру» пользуются 26 947 учеников, с пятого по девятый – 15 442, с десятого по одиннадцатый – 1 417. Первое несовершенство системы, какие есть ещё нюансы?

Платформа является бесплатной и платной. Если заниматься до четырёх часов дня, то это не стоит и копейки. После 16.00 ученик может выполнить ещё 20 бесплатных заданий. Но если и этого будет мало, то родители оформляют платную подписку. К примеру, заниматься круглосуточно алгеброй одиннадцатикласснику в течение года можно будет за 1 140 рублей. О востребованности платной услуги разработчики ничего не уточнили.

Другое обещание российских «разрабов» – усвоение школьной программы в четыре раза быстрее. Скорее всего, они опираются на отчёты по успеваемости, которые ежемесячно «выкатывает» система. Но если мы зайдём на видеохостинг Youtube, то увидим большое количество роликов с ответами на задания от «Учи.ру». Что мешает детям, которые в чём-то умнее взрослых, воспользоваться такой подсказкой?

Тогда и статистика не такая уж объективная? Поэтому можно поставить под сомнение вывод специалистов платформы, что учителя необъективны в выставлении оценок по сравнению с «Учи.ру». В то время как система не застрахована от списывания.

Оксана Малахова назвала ещё одну тонкость. Платформой не рекомендовано пользоваться на смартфонах, зато можно на персональных компьютерах или ноутбуках. К примеру, в школе №49 есть только одиннадцать машин для работы. Внедрить систему через интернет не так сложно как технически обеспечить все школы и семьи необходимым оборудованием для цифровизации.

Глобальный процесс

Тем не менее, упуская всякие нюансы работы, в КЦО показали высокий уровень эффективности цифровой школы. Только сиди и щёлкай мышкой, даже тетради, учебники и ручки не нужны! Второклассники на открытом уроке математики легко справлялись с заданиями на ноутбуке, повторяя и закрепляя изученный материал.

То же самое мастерство продемонстрировали девятиклассники из школы №49. Они проходили тему прогрессии и подготовки к ОГЭ. Кстати, платформа предполагает групповую работу, и некоторые задания выводили на интерактивную доску.

Юлия Алексеева, замначальника управления и начальник отдела общего образования Минобрнауки края, также добавила, что «Учи.ру» – это социальный проект, который является лидерским в Агентстве стратегических инициатив. Он проявил себя положительно, и за два года число детей на платформе увеличилось в полтора раза по краю.

Ещё эта инновация помогает решить глобальные задачи, которые определил президент России – войти в десятку лучших стран по качеству знаний. Об этом чиновники не забывают, когда внедряют подобные инициативы.

После открытых уроков участники мероприятия обменялись опытом и задали насущные вопросы специалистам проектного офиса. В крае методическая поддержка в очном формате прошла впервые. А разобраться с инновациями учителям не помешает, вдруг нас «накроет» очередная волна пандемии, а опыт дистанционной модели преподавания будет очень кстати.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен