В школе-интернате № 4 обучаются дети с нарушениями интеллектуального развития. Учреждение располагается на Восточном шоссе и считается одним из лучших в городе. Здесь обучается чуть более 200 детей и часть из них – сироты, поэтому интернат для них еще и дом. Из-за задержки в развитии за девять лет обучения ребята проходят программу лишь до 4 класса по меркам общеобразовательной школы. Но в большую жизнь многие из них выходят уже готовыми к освоению профессий. столярное дело

Трудовое обучение – один из самых любимых уроков у этих детей. Так бывает, когда педагог отдает всего себя работе и буквально растворяется в своих учениках. Дети к тому учителю бегут с радостью и не хотят уходить. Юрий Семенович Филиппов, педагог трудового обучения, профессиональный столяр и резчик по дереву, обучает ребят своему ремеслу. Мальчишки, которые не знают как держать в руках отвертку и ни разу не видели пилу, через пару лет обучения делают резные картины, табуретки и статуэтки из дерева. столярное дело

На мальчуковые уроки труда просятся даже девочки. Для таких увлеченных Юрий Семенович по вечерам ведет отдельный кружок резьбы по дереву. И есть успехи – три ученицы успешно выступают на конкурсах. Говорит, у девочек резьба получается даже лучше, они более внимательны, усердны и аккуратны. столярное дело

По словам педагога, для детей с ментальными особенностями здоровья резьба по дереву несет огромную пользу.столярное дело

– Во-первых это привитие художественных навыков, ребенок становится аккуратным, у него улучшается моторика рук. Тут и черчение и математика, пространственное мышление. А во-вторых это очень необходимый навык для дальнейшей жизни. Они умеют держать в руках молоток, знают, что такое стамеска, рубанок, – объясняет Юрий Семенович. – Моя задача в том, чтобы, когда они вышли отсюда умели сделать что-то своими руками, были нужному производству и могли себя найти в какой-то профессии. И необязательно в столярном ремесле. Многие наши ребята после интерната идут учится в колледжи на плотников, сварщиков, электриков и другие рабочие профессии. И мастера говорят – ваши ученики делают самые лучшие табуретки! А табуретка это основа всех столярных умений.

столярное дело

Возможно, у учеников Юрия Семеновича все получается, потому что, как педагог он весьма требовательный. И хотя дети в его группе не простые, все с интеллектуальными нарушениями, спуску он им не дает. Искренне верит, что каждый сможет осилить основы и сделать это ровно и красиво.

– Он чертит, вижу не получается, говорю: «Стирай, давай заново!». Ему трудно, нервничает, ломает, психует. Ну что поделать. Ему сложно, переключаю на что-то другое, пусть пока порисует, поклеит. Немного отошел, успокоился, начинаем заново, – делится секретами учитель. – Вот смотрите, что у меня Рамиль делает. Это геометрическая резьба. А парень ведь с ментальными нарушениями. Но обратите внимание, какая точность, какие ровные линии, есть и глубина, и объем. Может ведь! Он уже в колледже учится на сварщика, приезжает сюда. Мы готовимся на конкурс «Абилимпикс». Мы с ним в этом году будем выступать на всероссийском этапе.

Говорить о своих учениках Юрий Семенович может бесконечно, педагог искренне радуется успехам своих ребят, помнит каждого, даже если прошло уже много лет.

– Это Виталик, он когда пришел к нам, вообще ничего не мог делать. Даже мозаику наклеивал не в ряд, как требуется, а хаотично. А сейчас посмотрите какие картины вырезает, – Юрий Семенович показывает на шкаф уставленный разными картинами, поделками. – А это работа Кати. Она так переживала на всероссийском «Абилимпиксе», что расплакалась. Хотя на краевом этапе заняла первое место. А это работы ученика с аутизмом. Ему сложно переносить звуки, он одной рукой ухо закрывает, а другой все равно строгает. столярное дело

Работой с деревом сам Юрий Семенович, как и его ученики увлекся еще в школе.

– В 8 классе мы пошли высаживать деревья, а там медведей «режут»! Рядом сувенирная лавка была. Меня как пронзило: «И я также хочу!» И пошел учиться. Первым вырезал изюбра, а потом научился и медведей. В 17 лет имел уже 4 разряд и пошел работать в сувенирный цех, – вспоминает педагог. – А после армии стал уже мастером, позже закончил педагогический институт, художественно-графический факультет.

столярное дело

Свою будущую жену, вспоминает, тоже пытался впечатлить своими поделками. Но не подействовало. Она оказалась такой же рукодельницей, как и он сам.

– Она у меня тоже любит руками творить, собирает мозаике, коврики ткет, вышивает, – рассказывает и показывает работы супруги Юрий Семенович.

Преподаванием профессиональный столяр занимается уже больше десяти лет. Сначала учил ремеслу ребят в одном из училищ, потом судьба привела в школу-интернат для детей с особенностями здоровья. Поначалу, признается, было очень сложно. Но со временем втянулся.

–Бывает девять человек вывернут тебя на изнанку, так как не удавалось 20 студентам в училища. Этим ребятам нужно больше внимания, больше объяснений, больше времени на освоение, – говорит Юрий Семенович.– И очень много терпения.

Желания оставить школу и уйти в свободное плавание, признается, никогда не было. Хотя с таким мастерством профессионал мог быть нарасхват. Работал за свою жизнь много где: и в сувенирном цехе, в столярных мастерских, делал евро ремонты и строил на заказ домики и беседки. Но, как сам признается, нашел себя именно в преподавании.

– Они меня так подстегивают! Что надо двигаться дальше, учится новому, развиваться, – говорит педагог. – Я должен ученику показать свою работу, а он с меня пример берет, тем самым заставляя работать над собой.

Идеи для своих поделок берут повсюду. В год тигра ребята вырезали картины с полосатыми хищниками. А весной на просторах интернета кого-то из учеников «зацепило» несколько фото на военную тематику. Так родилась целая серия картин посвященная борьбе, любви и заботе. Недавно десятиклассник принес небольшую игрушку – резинового ежика, в мастерской нашелся подходящий кусочек – и работа закипела. столярное дело

– Он уже с десяток этих ежиков из дерева вырезал. На подарки друзьями, знакомым, – смеется педагог. – А это работа совсем непростая. Нужно увидеть фигурку в этом пеньке, определить объем, наметить основные элементы. Я, конечно, помогаю, направляю. Но основную работу ребята делают сами. столярное дело

Сейчас всей группой делают набор из деревянных подставок под книжки для ребят первоклассников. В этом году в школе впервые набрали первый класс из ребят, которые передвигаются на коляске. Для того чтобы облегчить им процесс обучения пришла идея с эдакими деревянными девайсами.

Фойе школы украшает резная стойка для охранника, рядом деревянные столики с фигурными ножками и декоративный заборчик. А по периметру – деревянные ящички для цветов. Все это сделано руками учеников Юрия Семеновича. Эти работы, признается педагог, вселяют в него уверенность, что теперь ребята, пусть даже с проблемами здоровья, умея делать что-то своим руками, точно не потеряются в жизни и всегда смогут заработать.

Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен