В краевом конкурсе для представителей профсообщества «Лучшая проектная идея-2020» хабаровская школа-интернат №2 стала призёром в номинации «Лучший реализованный проект». школа-интернат 2

Заслуженная награда пришла за успехи в реализации проекта «Академия начинающего тифлопедагога» (далее АНТ – прим.авт.). Программа предназначена для адаптации и повышения уровня компетенций молодых педагогов, работающих в КГБОУ ШИ №2.

Также она может использоваться педагогами, реализующими инклюзивную практику образования детей с проблемами зрения в Хабаровском крае.

Пять лет – полёт отличный

В крае есть одно учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ – прим.авт.) по зрению. И в нем работают, пожалуй, лучшие тифлопедагоги. Первая часть слова «тифлопедагог» обозначает принадлежность к слепому. В школу-интернат №2 трудоустраиваются молодые специалисты, которые хотят работать с особенными детьми, но для этого им нужны особенные знания. И их можно получить прямо в КГБОУ ШИ №2.

Проект «Академия начинающего тифлопедагога» действует с 2015 года в образовательном учреждении для вновь прибывших педагогов, не имеющих опыта работы с детьми с ОВЗ по зрению. За пять лет её прошли около 20 молодых специалистов. К ним относятся учителя, имеющие стаж трудовой деятельности до трёх лет. Такой статус устанавливается один раз.

В 2019-2020 учебном году статус молодых специалистов имеют пять сотрудников ШИ 2, в прошлом 2018-2019 учебном году их было одиннадцать человек. Категория педагогов различна. Это и воспитатели, и специалисты службы сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) и педагоги-предметники. Для сравнения, в штате школы-интерната работают 75 педагогических работников.

Ирина Крайняя, руководитель проекта

– При обучении детей с ОВЗ по зрению от педагога, работающего с такими детьми, требуется освоение специальной компетенции тифлопедагога. Поэтому одно из требований в нашей школе – уметь выстраивать деятельность со слепыми и слабовидящими детьми и обязательно знать рельефно-точечную систему Брайля, – говорит Ирина Крайняя, руководитель проекта и директор структурного подразделения «Краевой центр охраны зрения» при КГБОУ ШИ №2. – Образовательная программа способствует развитию профессионального мастерства, личностного потенциала и профессионального роста молодого специалиста. Ещё она служит повышению престижа института наставничества в системе образования Хабаровского края как инструмента помощи, адаптации, педагогической поддержки молодых специалистов в школе-интернате.

Всеобъемлющее изучение

В будущем учебном году проект АНТ будет реализовываться с сентября 2020-го по май 2021 года. Цель – создать правильные условия для успешной адаптации молодого специалиста в условиях коррекционной школы. Даже при условии, что молодой педагог не знает систему Брайля и психологические особенности взаимодействия с особенными детьми. Всё это входит в обширную и комплексную программу АНТ.

Для этого новоприбывшему в учреждение педагогу назначают наставника из числа заслуженных педагогов, определяют уровень профподготовки «новичка», его затруднения в педагогической практике, навыки в использовании различных форм обучения и воспитания, уровень знаний в психологии общения со школьниками с ОВЗ по зрению и их родителями. К тому же, специалистам обеспечивают необходимые условия, и они приступают к учёбе.

Эмблема молодых специалистов школы-интерната №2

Объём программы АНТ составляет 25 учебных часов. Реализуется она в очно-заочной форме, то есть используются дистанционные образовательные технологии Skype- и Zoom-конференции.

Занятия делятся на следующие современные типы и формы: лекции, практические занятия, практикумы, тренинги, текстовые игры, проект и исследования, знакомство с новинками методической литературы, дискуссии, обмен опытом, участие в методических семинарах, индивидуальные консультации с наставниками.

Рассмотрим кратко три раздела АНТ. Первый посвящён особенностям организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ по зрению. Молодых специалистов постепенно учат системе рельефно-точечного чтения и письма по системе Брайля. А также участники программы знакомятся с тифлооборудованием для диагностики слепых и слабовидящих людей и узнают набор диагностик для коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ по зрению.

Второй раздел содержит в себе методические основы. Изучается комплекс упражнений, используемых на уроке для развития зрительного восприятия. Объясняется, как молодой специалист может помочь родителям контролировать выполнение домашнего задания. А также более детально рассматривается тифлотехника и социально-бытовая ориентировка школьника. Обучающиеся специалисты узнают методы развития осязания и мелкой моторики, коррекции устной и письменной речи у детей с ОВЗ по зрению. Продолжается изучение системы Брайля.

Третий раздел программы посвящён организации внеурочного досуга для особенных детей. По окончанию обучения педагоги умеют составлять программу внеурочной деятельности, оказывать психологическую поддержку семьям, взаимодействовать с родителями детей и школой в условиях образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Заканчивается изучение системы Брайля.

Обучение программы АНТ завершается итоговой аттестацией в форме устного зачёта и экзаменом по освоению техники чтения и письма по системе Брайля.

Методики будущего на практике

Когда начинается учебный год, молодой специалист не остаётся один на один с учениками. Он изучает программу АНТ и параллельно ей постепенно погружается в работу школы-интерната 2. В сентябре ему помогают составить рабочую программу по предмету, а наставник посещает уроки для того, чтобы дать практико-ориентированные советы.

В октябре молодой специалист посещает уроки коллег и наставника, а также он выбирает темы и дни для открытых уроков и показательных выступлений. Ещё одна новинка – составление личного перспективного плана работы и выбор темы для самообразования.

В ноябре ШИ 2 организует встречу, на которой обсуждаются факторы, влияющие на качество образования детей с ОВЗ по зрению. Молодой специалист получает знания по самоанализу проделанной работы. В этом же месяце его учат проводить образовательные события в учебной и внеурочной деятельности.

В декабре проводят собеседование о проделанной работе по личному плану. А также организуется практикум о том, как спланировать современный урок.

В январе и феврале молодой специалист посещает консультации, анализирует проведённые уроки, учится индивидуальной работе с детьми. А также обсуждаются основные проблемы на работе у молодого специалиста. школа-интернат 2

Март посвящён организации внеурочной деятельности учеников. Апрель отводят под консультации на темы, которые беспокоят молодых педагогов. Особое значение уделяется причинам возникновения конфликтных ситуаций и их урегулированию.

В мае, когда заканчивается учебный год, обучающиеся педагоги проходят анкетирование на выявление профессиональных трудностей, а также они сообщают о степени комфортности нахождения в коллективе ШИ 2. Традиционно подводятся итоги работы, проводится выставка достижений участников программы АНТ и пишутся отчёты. школа-интернат 2

Такой современной и всеобъемлющей практикой в работе с молодыми педагогами может похвастаться далеко не каждое учреждение образования. И этот опыт можно распространять и тиражировать как лучшую практику по программе АНТ на другие учреждения, внедряющие инклюзивное образование для детей с проблемами зрения. Главное, было бы желание, а опыт уже есть. школа-интернат 2

Фото из архива интерната

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен