Хабаровчанин Антон Потапов учится в Дальневосточном госуниверситете путей сообщений на электроэнергетика. Но его хобби связано с историей. О том, что ему удалось собрать и систематизировать о своей семье, он рассказал членам жюри на городском смотре-конкурсе «Лучший хранитель истории». В тандеме с дедушкой у них есть хороший шанс победить. семейный архив

Метод Паршина

21-летний Антон Потапов от своего дедушки Константина Михайловича узнал, что сохранились документы и предметы о прадедушке. Парень расширил эту коллекцию, систематизировал её по папкам, всё оцифровал, сделал копии важных документов, чтобы оригиналы не испортились, и составил описи.

Вместе с дедушкой молодой человек представил комиссии конкурса коллекцию документов и памятных предметов семей Паршиных и Кисловых, посвященную их трудовой деятельности на железных дорогах Дальнего Востока.

Антон Потапов

Свой рассказ Антон начал с советского инженера и выдающегося специалиста вагонной службы Михаила Паршина. Это его прадедушка, которого не стало в 1998 году.

Михаил Александрович родился в семье крестьянина, в селе Костино-Отделец Тамбовской губернии. В 1920 году в рядах красноармейцев умер его отец Александр Егорович. Мальчик остался на иждивении матери Анны Максимовны вместе с двумя братьями и тремя сёстрами. В 1928 году окончил начальную школу и с этого времени с братьями и сестрами занимался сельским хозяйством. Но продолжил учиться – он поступил в Борисоглебскую школу ученичества при вагоноремонтном заводе и окончил её в 1935-м.

В том же году его направили работать на Юго-Восточную железную дорогу в Сталинград в вагонное депо станции Сарепта. Его трудовой путь начинался с должности слесаря автотормозов, позже он стал осмотрщиком вагонов и вагонным мастером.

В октябре 1937-го Михаила Паршина призвали в Красную армию. Служил в первом железнодорожном эксплуатационном полку и параллельно трудился на вагонном участке станции Сковородино Амурской области.

Во время событий на озере Хасан в 1938 году он совершил трудовой подвиг – применил стахановский метод ремонта вагонов, за что был приставлен к награде. Орден «Знак Почёта» ударник труда получил в 1939 году. Новая методика укрупненного ремонта вагонов без отцепки была выпущена в виде именной технологической карты. Это был «звёздный час» новатора, его тогда даже пригласили в Кремль.

В военные годы Михаил Паршин работал на Амурской железной дороге, на станции Куйбышевка-Восточная. За упорный добросовестный труд неоднократно премирован.

Китайский период и передовые позиции

Летом 1945-го года видного специалиста вагонного хозяйства и вагонной службы командировали работать на Китайско-Чанчуньскую железную дорогу. Начинал с заместителя, а потом стал начальником вагонной службы дороги. Ездил в командировки в Харбин до 1949 года. Об этом периоде остался важный артефакт – чанчуньская пряжка, которую Антон показал комиссии.

Параллельно командировкам Михаил Александрович успевал трудиться начальником Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода, позже стал работать на ДВЖД заместителем начальника вагонной службы. В 1955 году за долгий и упорный труд за границей прадедушку Антона наградили медалью «Китайско-Советской дружбы». Удостоверение подписал Мао Цзэдун. Перевод удостоверения с китайского языка можно было прочитать среди подборки документов.

Михаил Паршин - в нижнем ряду, крайний слева

Впоследствии опытный и почётный железнодорожник продолжал работать на ДВЖД, став первым заместителем начальника Хабаровского отделения дороги. Вагонное хозяйство, пассажирские перевозки, отдел снабжения – всё это было на ответственности Михаила Паршина.

В 1961-м специалиста перевели на должность начальника вагонного депо станции «Хабаровск-2», которое он вывел из числа отстающих в передовые. В конце того же года партия выдвинула Михаила Паршина на работу председателем исполкома Железнодорожного района, где он трудился до 1965-го. При его непосредственном участии в эксплуатацию ввели швейную фабрику и ряд других предприятий. Была проведена внушительная работа по благоустройству района. По словам правнука, фотографию его родственника можно увидеть на Доске почёта в Комитете по управлению Железнодорожным районом.

В дальнейшем партия назначила отличившегося руководителя на более высокую должность – а именно на должность начальника Краевого управления местной промышленности Хабаровского края, где Михаил Александрович успел поработать в 1965-1976-х годах. За время его работы ввели в эксплуатацию и реконструировали 58 цехов и мастерских, а выпуск продукции на подчинённых предприятиях увеличили в два с половиной раза.

До 1996 года добросовестный работник трудился в Дальневосточном госуниверситете путей сообщения. Он послужил примером для всей семьи Паршиных и почти всё её члены связали свою жизнь с железной дорогой.

Живая легенда БАМа

Сын Михаила Александровича – Константин Паршин, дедушка Антона Потапова. Он поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и отучился на факультете строительства железных дорог. В 1968 году стал инженером. Его отправили работать на остров Сахалин, где он работал прорабом на строительстве железной дороги вместе со своей женой Ольгой Анатольевной до 1976 года.

Позже дедушка Антона Потапова отправился работать по вызову своего брата Вячеслава на Байкало-Амурскую магистраль.

В 1984 году трудовой коллектив Группы заказчика дирекции строительства БАМ выдвинул Константина Паршина в качестве почётного пассажира первого поезда БАМа от Комсомольска-на-Амуре до Тынды.

С начала 2000-х годов Константин Михайлович работал в КГБУЗ «Перинатальный центр» одиннадцать лет. Сначала был заместителем начальника по строительству нового здания центра, потом трудился заместителем главного врача по хозяйственной части вплоть до наступления 71 года. Потом Константин Михайлович окончательно ушёл на пенсию.

И напоследок Антон рассказал про ещё одного прадедушку, документы которого сохранились в семье – Анатолия Кислова. Он работал вольнонаёмным работником со своей женой в подразделениях, действовавших в структуре главного управления исправительно-трудовых лагерей, например, в Бамлаге. Потом в 1940-х годах Анатолий Анатольевич стал заместителем главного бухгалтера в управлении Нижне-Амурского строительства.

В 1960-м дослужился до главного бухгалтера в тресте «Дальтрансстрой», где и трудился до 1968-го года.

С гордостью и деловитостью Антон Потапов показывает медали дедушки за строительства БАМа, номерные памятные часы за ту же работу. Параллельно молодой человек рассказывает, что данные и «белые пятна» биографии родственников он заполнял, когда ему присылали ответы на запросы или личные дела от российского госархива экономики, Ленинской библиотеки или госархива Хабаровского края. В некоторых ведомствах парень бывал лично.

Коллекция ещё продолжает пополняться, а студент готовит монографии и публикации о своей семье. Победил ли он с дедушкой в конкурсе «Лучший хранитель истории» – узнаем ко Дню города, когда вручат награды и дипломы. семейный архив

Фото спикера и автора


Заявки на городской смотр-конкурс «Лучший хранитель истории» принимаются обычно до начала марта. По вопросам участия в конкурсе обращайтесь в секретариат комиссии (архивный отдел управления делами администрации г. Хабаровска) по адресу: ул. Калинина, 110, каб. 3, тел. 57-71-00, а также по электронной почте: archiv110@khv27.ru. Дополнительная информация о смотре-конкурсе размещена на сайте: archive.khabarovskadm.ru. Положение о конкурсе выложено на ресурсе: docs.cntd.ru. семейный архив семейный архив


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен