Есть вещи, о которых мы, россияне, только начинаем говорить. Вещи эти, как правило, болезненные и неприятные и связаны они почти всегда с насилием – семейным, сексуальным, школьным. Именно о школьном насилии, или буллинге, уже не в первый раз пытаются завести разговор хабаровские активисты при поддержке городского управления образования. профилактика буллинга «Профилактика буллинга и суицидального поведения среди детей» (18+) - так именуется этот семинар-погружение для хабаровских родителей. Попасть на это городское мероприятие я хотела давно, да все никак не получалось – то работа, то дети болеют, то еще что-то. И вот в мае мне наконец удалось! профилактика буллинга

***

Интерес к теме у меня вполне прикладной: сын подвергался травле в школе, и была надежда получить чисто практический совет, как быть в этой ситуации, что делать и куда бежать... Забегая вперед скажу – надежды не сбылись. профилактика буллинга

Нет, слов нет, активисты из ТЮЗа - молодцы, подготовились: сцена ГДК была яркая, красивая, оператор в живом режиме транслирует происходящее на экран, да так, что иной раз и не поймешь – происходит все прямо на сцене или это заранее заготовленное видео.

Тексты документального проекта звучат важные и душераздирающие – детей, которых травили в школе, а родители говорили: «Не парься, у всех так», родителей, которые хотели бы помочь, да в одиночку не справляются, и даже учителей, которые тоже хотели бы прийти на помощь, да они одни, а детей много, и к занятиям нужно готовиться, и вообще, они же люди и тоже устают...

Потом как-то неожиданно тема семинара меняется и поворачивает в сторону подростковой депрессии и суицида. И опять звучат важные и проникновенные истории о том, почему, что чувствуют дети, дошедшие до этой грани, нам рассказывают страшные вещи о том, что количество детских самоубийств в крае выросло за пару лет в несколько раз...

***

Конечно, все, что происходит на сцене, не может не трогать, без слез на все это смотреть нельзя. Однако в какой-то момент у меня возникло ощущение манипулирования моими чувствами и эмоциями. Тебя бьют в одну точку в течение полутора часов, и при этом выхода из ситуации не предлагают.

Так, как все-таки снять ситуацию травли в школе? Кто должен этим заниматься? Какие приемы существуют? Как понять, что твоему ребенку плохо, если он молчит, чтобы не расстраивать близких?

Лично я уловила только общие слова о том, что надо любить своих детей и слушать их, разговаривать с ними. Еще авторы этого документального проекта говорят о необходимости психологической поддержки, но сами признают, что в наших школах она не очень-то...

А еще в качестве утешения в конце родителям напомнили о листочках с телефонами доверия, которые выдали при регистрации, и, в общем-то, все.

***

Обращусь к своему опыту.

Когда сына стали травить в школе, я везде искала информацию об этом и нашла в одной из запрещенных ныне соцсетей проект «Травли.Нет». Я написала о своей ситуации, и в течение пары дней мне прислали методичку с простыми и понятными инструкциями, как работать с детьми в этой ситуации. Учитель пошла мне на встречу, и на два года – до перехода в среднюю школу – напряжение удалось снять.

Потом трудности снова возникли, но вот другой классный руководитель проблемы не увидела и навстречу в этот раз не пошла. Нам самим пришлось учить ребенка приемам психологического айкидо. Это помогло, сейчас, вроде бы, все устаканилось.

Так, может быть, стоит говорить именно об этом? Ну, или хотя бы и об этом тоже? Рассказывать о том, что ситуация решаема? Что справиться с ней не так сложно, как может показаться? К примеру, что решать проблему родителям и педагогам нужно совместно, что учителя – да! – тоже ответственны не только за обучение, но и за неформальную ситуацию в классе. При всей их нагрузке. Ведь без их помощи, увы, добиться результата гораздо сложнее, если вообще возможно...

Повторюсь, тема эта сложная, болезненная. Подходы к ее решению в нашем обществе пока не выработаны. Мы и мир вокруг нас меняется, многие темы возникают впервые. То, что раньше было нормой, быть ей перестает. И, конечно, об этом нужно говорить.

Если меня спросят, порекомендую ли я знакомым сходить на очередной этап этого проекта? Я отвечу: «Да, порекомендую», - ведь темы, звучащие в нем, действительно очень важны. Просто хочу, чтобы авторы вышли за рамки постановки вопросов и попробовали начать давать ответы.

Марина Кутепова Фото: pixabay.com


  • 8800-2000-122 - Единый «Детский телефон доверия»: профессиональная помощь психологов - круглосуточно, бесплатно, анонимно.
  • (4212) 32-46-27 - телефон МАУ «Центр развития образования», будни с 9:00 до 18:00. Также телефоны доверия (круглосуточно, бесплатно, анонимно): 30-70-92 и 30-71-71.
  • Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Прием граждан и обращений будет осуществляться по новому адресу: ул. Муравьева-Амурского, 24, второй этаж. В целях получения консультации можно обратиться по адресу или направить обращение, заполнив электронную форму на сайте детского омбудсмена deti.khv.ru
  • (4212) 30-74-70 - КГАНОУ «Хабаровский центр развития психологии и детства «Псилогия» (Трамвайный проезд, 5А).
  • 8924-211-3722 - тел. Ольги Покрытовой, руководителя Документального проекта в Хабаровском краевом театре юного зрителя (ул. Муравьева-Амурского, 12). Здесь уже несколько лет действует театральная лаборатория для подростков, где ребята создают документальные спектакли о себе и учатся взаимодействовать с внешним миром через тексты, которые пишут сами ведут диалог на равных со взрослыми и сверстниками.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен