Петр Первый недаром вошел в историю с прозвищем Великий. Этот правитель России обладал не только блестящим государственным талантом, он был замечательным полководцем. После победы в войне со шведами Петр заказал в парижской мастерской Гобеленов «шпалеры баталий на память славных дел» – четыре гобелена с главными победами российской армии в той войне. правление петра 1

Картоны (цветные эскизы в размере законченного произведения) к этим шпалерам готовил лучший художник-баталист того времени Пьер Дени Мартен Младший.

П.-Д. Мартен Младший (около 1663–1742) – французский живописец и рисовальщик, писавший в историческом, батальном и архитектурном жанрах, обращавшийся к сценам охоты, в связи с работой на мануфактуре Гобеленов имевший прозвище Гобелен. Он был приглашен «для того что он един во Франции или в Европе такого искусства, в тех делах своего мастерства». В ноябре 1717 года с Мартеном был заключен договор.

Все картоны были закончены после смерти Петра I, в марте 1725 года. «Петр I так и не увидел готовые стенные ковры, так как работа над картоном и собственно ткачество … продвигалась медленно. До своей кончины царь получил только первые гравюры, изображающие два эпизода Полтавской баталии, сделанные с картонов для гобеленов», – пишет в статье, посвященной гобеленам на темы петровских побед, Т. Н. Лехович.

Работа шла долго. Медленно создавались картоны: Мартен запрашивал детали (рисунки флагов, схемы сражений, надписи); требовал прибавки гонорара (во Франции была огромная инфляция), останавливая работу в ожидании очередной выплаты.

Затем начался длительный процесс создания резных досок для изготовления гравюр. В композициях было множество мелких деталей, что увеличивало время работы граверов. В Дальневосточном художественном музее хранится две гравюры по картонам Мартена: «Морская баталия при Гангуте 27 июля 1714 года» М. Бакуа и «Окончательный разгром шведской армии в 1709 году» Ш. Симонно (главное фото). правление петра 1

«Окончательный разгром…» – это второй лист из пары, посвященной победе в Полтавской баталии 27 июня 1709 года. Он создан французским гравером, членом Парижской академии художеств Шарлем Симонно (1639–1728) в 1724 году.

Исполнен лист в технике резцовой гравюры с применением иглы. Вытянутый по горизонтали формат и высокий горизонт открывают панорамный вид на сцену сражения. С высоты птичьего полета зритель видит бесконечное поле сражения с рядами редутов, тянущимися наискось от ближних планов справа вдаль, влево.

Ближний план традиционно спрятан в тень, отчего следующий, чуть более удаленный, план воспринимается на контрасте более светлым, озаренным солнцем. В центре – конная фигура Петра I, разделяющая битву на ближних планах на две части.

Слева – группа вооруженных всадников, несущаяся сквозь бой за своим полководцем. Усилению впечатления скорости, яростности помогает общий абрис этой группы, подобный острому углу, вершиной которого является фигура Петра. К ней наклонены сами фигуры конников, ружья в их руках, к ней движется взгляд зрителя, скользящий слева к центру.

Рис. 2

Вытянутой углом группе слева противопоставлена масса тел в правой части, образующая круг. Схватка смешала коней, людей, сражающихся, убитых и раненых. Клубы дыма от взрывов отделяют этот клубок из тел от остального сражения.

Широкий бордюр, обрамляющий композицию картона, в гравюре отсутствует. Внизу, под изображением, - текст: «Изображение конечного разрешения шведской армии от российского войска после главной Полтавской баталии, случившегося недалеко от Переволочны, где оная без всякого сопротивления ружье свое положила… 1709 году».

Наследники Петра мало интересовались этими монументальными шпалерами, при осмотре в 1746 году выяснилось, что эти ковры, пролежавшие в кладовых около 20 лет, от сырости потеряли цвет. Дальнейшая судьба их неизвестна. Уцелели лишь оба картона к шпалере, посвященной Полтавской победе. правление петра 1

Картон ко второй части «Полтавской битвы» с названием «Полтавская баталия. Пленение шведской армии» хранится в настоящее время в Государственном историко-культурном заповеднике «Поле Полтавской битвы» в Полтаве (рис. 2). Впечатляют размеры холста – 340х617 сантиметров. Гравюра имеет значительно меньший формат – 631х809 миллиметров, изображение на листе занимает 476х743 мм.

Грандиозный заказ Петра I на серию шпалер с изображением его славных побед был единственным в своем роде. «Размах, сложность исполнения, стоимость работы как нельзя лучше соответствовала личности царя, который не признавал для себя никаких преград в достижении целей и который этим заказом поставил себя в один ряд с Людовиком XIV и Карлом XI» (Т. Н. Лехович).

Замечательная особенность тех времен на каждое выдающееся произведение искусства заказывать гравюрные повторения позволяет нам, потомкам, увидеть композиционное решение, идею произведения, составить общее представление об утраченном за долгие века оригинале.

Фролова А.А., заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Материал по теме: «Брак Петра I» в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен