Портрет является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные времена. портретное искусство

«История русского портрета — это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».

И.Донченков, искусствовед

Русское портретное искусство представлено в собрании Дальневосточного художественного музея во всем его разнообразии – парадные и камерные портреты, романтические и портреты-жанры. Классическую часть коллекции составляют в основном исторические портреты, «золотой век» которых начался в эпоху Екатерины Великой. Жанр исторического портрета – это история в лицах, своеобразная летопись каждой эпохи. Именно по ним мы знаем, как выглядели императоры, ученые и прочие видные деятели прошлых веков.

Неизвестный художник (тип Крейцингера). Портрет Суворова А.В. в преображенском мундире

А. В. Суворов, русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России. Генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также семи иностранных. Общеизвестно, что своей наружности Суворов не любил. Его облик не соответствовал представлениям о герое. Современники знали, что Суворов требовал, чтобы в помещениях, где он останавливался, не было зеркал.

Не любил он и позировать художникам: будучи на вершине славы, эту повинность отбывал с неохотой. Достойных прижизненных портретов Суворова немного: каноническими для авторов посмертных парадных портретов Суворова стали работы Крейцингера и Шмидта. В 1931 году из Государственного Исторического музея в наш музей поступила работа «Портрет Суворова А.В. в преображенском мундире» (круг Крейцингера).

Иозеф Крейцингер (1757–1829) – портретист, в 1793 приезжал работать в Петербург. Австрийский живописец Крейцингер написал Суворова в 1799 году. Преображенский мундир времен Павла, Андреевская лента, ордена. Современники считали, что Крейцингер «онемечил» Суворова, привёл его облик к европейским стандартам. Но Денис Давыдов высоко ценил крейцингеровский портрет, а строгую настороженность Суворова, облачённого в австрийский мундир, можно объяснить тем, что при дворе полководец и впрямь ощущал скованность. портретное искусство

В Праге, в 1800-м году, усталый Суворов позировал художнику И. Шмидту. Немецкий художник Иоганн Генрих Шмидт работал в Санкт-Петербурге в 1784-1785 годах.Он родился в Гильдбургхаузене в 1749 году, Вероятно, первым учителем Шмидта был его отец – портретист и анималист – под руководством которого талант художника быстро развился. Обладая счастливым дарованием улавливать сходство, Шмидт с ранних лет посвятил себя портретной живописи. В Париже он писал портрет Наполеона, в то время первого консула, а также многих других выдающихся личностей, затем посетил Вену и Прагу, где им был создан знаменитый портрет А.В. Суворова. В России он нашел милостивую и влиятельную покровительницу в лице великой княгини Марии Федоровны, супруги будущего императора Павла I, что сделало его пребывание в России весьма плодотворным.

Уткин Н.И. – Суворов Александр Васильевич

Именно пастельный портрет И. Шмидта стал основой многочисленных подражаний и двух знаменитых гравюр – Н. И. Уткина и А. А. Флорова. В собрание музея гравюру Н.И.Уткина «Суворов Александр Васильевич» (с оригинала Г.Ф.Шмидта) передала Императорская Академия хуложеств. Уткин Николай Иванович (1780–1863). Учился в гравировальном классе ИАХ у А. Радига и И.-С. Клаубера. В 1802 получил большую золотую медаль за гравюру «Иоанн Креститель» по оригиналу А.-Р. Менгса и право пенсионерской поездки за границу. В 1803–1814 - пенсионер ИАХ в Париже, где занимался в мастерской Ш.-К. Бервика. В 1814 получил звание академика за портрет А.Б. Куракина. С 1815 – помощник Клаубера в гравировальном классе ИАХ, позже – руководитель класса. Хранитель гравюр в Эрмитаже, ИАХ. В 1840 получил звание заслуженного профессора. Член Стокгольмской, Антверпенской, Дрезденской Академий художеств. Был избран советником ИАХ за портрет Суворова А. В.

На гравюре Уткина Н. И. Суворов изображен в австрийском фельдмаршальском мундире с орденами св. Андрея Первозванного (звезда, лента), св. Георгия 2-го класса (звезда, крест на шее), св. Владимира 1-й степени (звезда), св. Анны (крест на шее), св. Иоанна Иерусалимского (крест на шее), австрийским военным орденом Марии Терезии (звезда), прусскими орденами «Pour la Mérite» (крест), Красного Орла (крест на шее), сардинским св. Маврикия и Лазаря (крест).

По воспоминаниям современников перед сеансом художнику Шмидту Суворов сказал: «Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписывал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик (тут вскочил на стул); при приливе и отливе счастия уповал на Бога и был непоколебим (сел на стул) как и теперь». портретное искусство

Коновалова О.Г.,

зав. Отделом отечественного искусства ДВХМ


  • «Картины из собрания Петра Щукина в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен