Выставка «Русская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» проходит в Дальневосточном художественном музее. Здесь можно увидеть копии русских средневековых фресок и икон, которые на протяжении нескольких десятилетий создавал известный реставратор Адольфом Овчинниковым. В его работах отражены особенности живописи не только храмов русских городов, но и средневекового искусства Египта, Каппадокии и Грузии.

Изучая византийское и древнерусское искусство, художник предлагал новые прочтения знакомых сюжетов и акцентировал внимание на технике исполнения. Благодаря этому мастер смог полностью раскрыть задумки средневековых художников и передать основную мысль произведения.

Овчинников разработал и успешно применял метод реставрации, основанный не только на детальном изучении объектов, но и на его творческом подходе. Во время реставрации икон и фресок часто создавались копии, кальки и копии-реконструкции, что позволяло воссоздать работу средневековых мастеров на всех этапах — от подготовки основы и красок до финальных штрихов.

В копиях и кальках Адольфа Николаевича Овчинникова иногда встречались впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции.

На больших полотнах, занимающих почти всю стену, реставратор искусно воспроизвёл фрагмент фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге «Страшный суд» с использованием темперы, водорастворимой краски. В этой копии детально пририсованы эмоции святых, участвующих в этом событии.

На одной из своих копий (фрагмент «Праведные жёны») художник изобразил женщин, обращающихся к Всевышнему с молитвами и просьбами. А на другой — женщину-мироносицу, которой первой из людей довелось увидеть воскресшего Спасителя — святую равноапостольную Марию Магдалину. Сохранённые автором значительные потёртости свидетельствуют о ценности этого культурного наследия.

Художник повторил и библейские мотивы, добавив некоторые акценты в свои копии. Это относится и к известному сюжету «Чудо Георгия о змие». Несмотря на внешнее сходство, можно заметить различия в деталях и технике исполнения. В некоторых копиях используется большее количество цветов, а в других — более чёткие контуры и пастельные оттенки. Ангелы, являющиеся важной частью христианской культуры, также представлены в его работах. Согласно религии, каждый ангел имеет свою особую роль и миссию. Фрагмент композиции «Служба святых отцов» отражает повседневные обязанности, которые выполняют священники.

В работах мастера, таких как «Видение Неопалимой Купины пророком Моисеем», «Чудо о жезле. Архангел Михаил Херувимы», «Видение Младенца-Христа спасителю Василию Великому во время литургии», «Жертвоприношение Авраама», «Омовение ног», «Рождество Христово» и «Пророк Нафан обличает царя Давида» изображены ключевые библейские события и важные религиозные обряды и традиции.

Хабаровчанка Ольга Фёдорова отметила особый стиль портретов святых Христа «Вседержитель», Николая Чудотворца, Архангела Михаила, а также известных апостолов Филиппа, Симона, Луки, Ионанна и Андрея. Также она обратила внимание на красоту отдельных фрагментов фресок внутри и снаружи церкви Успения Богоматери в Мелетово.

Иконы были неотъемлемой частью копий-реконструкций в сложной и кропотливой работе мастера. С помощью ярких красок он передал особенности быта, истории и трудного пути христианства. Особое внимание художник уделил изображению великих святых, детально изобразив их характерные черты.

Выставка «Русская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» (6+) проходит до 22 сентября. Это уникальная возможность познакомиться с творчеством выдающегося художника-реставратора и погрузиться в мир древнерусского искусства.

В ТЕМУ:
Произведения, не подвластные времени: в «Арт-подвальчике» новая выставка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен