Ещё одной премьерой порадовал своих зрителей Хабаровский музыкальный театр. В этот раз спектакль «Я помню чудное мгновенье» (12+) собрал поклонников творчества великого поэта Александра Пушкина.

Музыкальное действо развернулось в совершенно новом для театра формате. Площадкой для спектакля стала не сцена в зале, а театральный холл, где разместились и декорации и, совсем рядом с ними, зрительские ряды. В пространстве, где зрители и артисты сосуществовали не просто по законам сцены, но и в едином историческом пространстве.

Весь сюжет разворачивался прямо перед нами. Казалось, что мы все вместе находимся в гостях у Александра Сергеевича Пушкина в его имении в Михайловском, где он проводил тоскливые дни ссылки.

Это ощущение усиливалось и великолепной акустикой холла. Артисты пели без микрофонов, и романсы звучали очень душевно, так, что хотелось подпевать. Тем более, что большинство из них были знакомы публике. Помог шагнуть в творчество поэта и познавательный интерактив в самом конце спектакля, когда зрители вместе с главными героями этой истории вспоминали самые известные произведения Пушкина.

По сюжету пьесы, полностью придуманному режиссёром-постановщиком Дмитрием Злобиным, в гости к Пушкину (Даниил Степанов) и его няне Арине Родионовне (заслуженная артистка России Анна Иванилова) внезапно приезжают самые дорогие и близкие ему люди. Дядя Василий Львович Пушкин (заслуженный артист России, народный артист Хабаровского края Юрий Тихонов), друзья Антон Дельвиг (заслуженный артист Хабаровского края Олег Исаков) и Иван Пущин (заслуженный артист Хабаровского края Валентин Кравчук), супруга Наталья Гончарова (Юлия Горенская) и подруга юности поэта Мария Волконская (Юлия Лакомая). Все они играют в фанты, задания которых — спеть романсы на стихи поэта, положенные на музыку не менее великих композиторов.

Музыкальную основу спектакля составили мелодии композиторов XIX и ХХ веков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, С.В. Рахманинова и многих других.

— Спектакль готовился чуть больше месяца, — рассказал Даниил Степанов, сыгравший главную роль. — История придумана специально, чтобы уместить и романсы, и стихи. И сделать не просто музыкальный формат, а чтобы можно было под рояль спеть с малой дозой оркестровых инструментов. При всем при этом сделать ещё и просветительскую историю, чтобы можно было прикоснуться и понять, кто такая Мария Волконская, Наталья Гончарова, например. Когда мы читаем литературу, каждый из нас по-разному, представляет героев пьесы. И наша задача не только их показать, но и прожить атмосферу той эпохи. Именно поэтому спектакль идёт не на малой цене, не на большой, а вот в такой непривычной обстановке, без разделения на «сцену» и «зал».

По словам актёров, самое главное для них в таком формате — не переиграть, не сфальшивить. Ведь когда стоишь на сцене в большом зале, есть возможность скрыть свои эмоции, замаскировать неточности и какие-то технические шероховатости во время спектакля. А когда зритель находится от тебя на расстоянии вытянутой руки, ничего не спрячешь.

— Если даже на большой сцене у нас нет права на ошибку, то здесь это возрастает втройне, — говорит Юлия Горенская. — Зато видишь близко светящиеся глаза зрителя, видишь, что людям нравится. Идёт абсолютная энергетическая связь. Бывает, что в процессе работаешь, работаешь, работаешь, какие-то вещи «замыливаются», но когда приходит зритель и реагирует на твои задумки, на твои наработки, для артиста — счастье.

Театр музыкальной комедии в этом сезоне поставил уже около 10 премьер. Актёр Даниил Степанов играет почти во всех. И роли очень разноплановые, над каждой нужно работать так, чтобы герои не были похожи друг на друга. На вопрос, как ему далась роль Пушкина, Даниил ответил:

— Я не могу сказать, что Пушкин входил в число моих самых любимых поэтов. Но когда перечитывал его произведения, биографию, возникло ощущение, что я прикасаюсь к чему-то великому. Пушкин гений, и мне дали возможность прикоснуться к этой истории, побыть в его образе. Надо сказать, такая роль — большая ответственностью. Ведь, исходя из изученной литературы, мы не можем точно сказать, какой у него был характер, как он себя вёл в той или иной ситуации, каковы его взаимоотношения с людьми. Да, был ревнивец и дуэлянт, любимчик дам, но ведь и здесь мы не можем сказать, что сведения достоверны на все 100 процентов. И важно не сделать ошибку в образе. Не сделать Пушкина более развязным или более каким-то драматичным. Всё здесь неоднозначно.

Вживаясь в образ, Даниил даже отрастил волосы, чтобы можно было сделать курчавую «пушкинскую» шевелюру. Читал стихи, пел... И, наконец, предстал перед зрителем — Александр Пушкин в тоскливой ссылке, в своём уединённом имении...

... Мне кажется, самое удивительное в спектакле «Я помню чудное мгновенье» то, что он помог зрителю перешагнуть из современного мира в мир пушкинской поэзии, в её ритм и музыку.

Очень много лет отделяет нас от эпохи, когда жил поэт. Для многих, особенного молодого поколения, он давно стал «классика русской литературы» из школьной программы. Пушкин в спектакле «Я помню чудное мгновенье» — ранимый и страстно любящий, острый на язык и скорый на дерзкий поступок (чего стоит одна только драка, которой закончился вальс). Невыездной, но совершенно не желающий сносить унижения.

Актёрам театра музыкальной комедии удалось показать живого человека, со своими страстями и жизненными проблемами. А ведь именно из всего этого и выросла его поэзия...

В ТЕМУ:
Как современная молодежь изучает литературу, или Над классиками тоже шутят

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен