Новый год наступил, но Рождество ещё впереди. И для создания праздничной атмосферы мы вспомним несколько, на наш взгляд, наиболее интересных рождественских лент, которые вы сможете посмотреть в семейном кругу, чтобы проникнуться духом светлого праздника.

Рождество – одна из любимых тем в литературе и кинематографе. Начиная с «Рождественской песни» (12+) Диккенса, кто только из британских (да и не только) авторов к ней не обращался. С появлением кинематографа к литературным произведениям добавились фильмы и мультфильмы, и уже в немую эпоху экран обогатился первыми экранизациями бессмертного произведения Диккенса. Но не снимать же постоянно одну и ту же «Рождественскую песнь». Да, новые её экранизации выходят в свет достаточно регулярно: только 2022 год подарил нам сразу две вариации. Но кинематограф не даром стал новым искусством, чтобы иметь возможность оторваться от других его видов и говорить со зрителем на собственном языке! Уже с давних пор к рождеству Голливуд выпускает вполне самостоятельные рождественские истории в самых разных жанрах от ужасов до боевика. А с появлением телевидения и сериалов обилие праздничной продукции превысило самые разумные цифры, -  в моду вошли рождественские спецвыпуски, которыми британские и американские телевизионщики стали радовать зрителей многосерийных шоу каждый год. С тех пор количество рождественского кино уверенно стремиться к бесконечности, в которой каждый может найти что-то своё. Мы же предлагаем вспомнить лишь маленькую толику из этого всего. Пусть подборка выйдет несколько субъективной, но может и вам захочется взять что-нибудь из рекомендаций для собственной рождественской подборки.

«Полярный экспресс» (Polar Express, США, Австралия, 6+)

Фото kinopoisk.ru

А помните, когда-то 3D ещё не было так много, и лишь немногие режиссёры, экспериментирующие с новыми технологиями, шли по пути превращения мультфильма в фильм (или наоборот), активно используя motion capture – захват движения. Позже саму идею посчитают тупиковой, и трёхмерная анимация стала уходить от фотореалистичности, но тогда это виделось новым словом в истории кино. Снятый с применением таких технологий в 2004 году, «Полярный экспресс» еле покрыл свой бюджет в родном прокате, но это не мешает ему быть прекрасной рождественской историей.

В канун Рождества мальчик, который не верит в существование Санта-Клауса, получает возможность отправиться к нему в гости на Северный полюс на особенном поезде – «Полярном экспрессе». Во время путешествия он находит новых друзей и ввязывается в приключения, из которых извлекает полезные уроки.

В основу сюжета легла детская книга Криса Ван Оллсбурга, автора двух историй про настольные игры, которые тоже были перенесены на экраны, – «Джуманджи» (12+), породившая небольшую франшизу, и «Затура» (12+), ограничившаяся одним фильмом. «Полярный экспресс» был небольшим рассказом, изданным 32-страничной книжкой, в которой значительная часть была занята красивыми цветными иллюстрациями. Переносить её на экраны взялся режиссёр Роберт Земекис, который уже успел блеснуть новаторством в «Кто подставил кролика Роджера?» (16+), где он успешно сочетал игровой фильм с рисованной мультипликацией. «Полярный экспресс» открыл новое направление в творческих поисках режиссёра: за ним последовали «Беовульф» (16+), а в 2009 году свет увидела знаменитая «Рождественская история» (12+) по Диккенсу, ставшая апогеем и финалом таких лент в карьере режиссёра. А главную роль в ленте исполнил Том Хэнкс. Он тут и проводник вагона, и главный герой - мальчик, для создания которого использовались детские фотографии актёра, и сам Санта Клаус.

Как бы ни пугали вас скромные результаты проката, противоречивые мнения критиков, устаревшее на сегодняшний день 3D, и, вроде как, доказанная бесперспективность творческих поисков Земекиса в этом направлении, сам по себе мультфильм – хорошая рождественская история, которая отлично смотрится и по сей день. А если ещё вы сможете воспользоваться современными технологиями в домашних условиях и посмотреть фильм в 3D, то ещё и сможете оценить вставки-аттракционы в духе американских горок, которые добавил Земекис, дабы впечатлить тогда ещё не слишком искушённого зрителя. Но даже без технологических ухищрений на достаточно простом экране «Полярный экспресс» смотрится вполне неплохо.

«Ночь перед Рождеством» (Россия, 0+)

Иван Мозжухин в роли чёрта (Ночь перед Рождеством, 1913), фото ru.wikipedia

Но что это мы всё о Западе, да о Западе. Неужели на российских просторах Рождество никогда не любили, отдавая предпочтение более светскому Новому году? Ну почему же, очень даже любили. Ведь есть же знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» (12+) Гоголя, в которых есть самая настоящая рождественская история – «Ночь перед Рождеством». И эта история неоднократно попадала на отечественные экраны – есть замечательный одноимённый советский мультфильм 1951 года (6+) и фильм сказочника Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+), вышедшая спустя 10 лет. Но первая адаптация появилась ещё в далёком 1913 году. О нём и поговорим.

Первая «Ночь перед Рождеством» шла 41 минуту и рассказывала о рождественских приключениях кузнеца Вакулы близко к первоисточнику. Создавался фильм на студии одного из крупнейших кинодеятелей той поры Александра Ханжонкова, а снимал его выдающийся режиссёр-мультипликатор немой эпохи Владислав Старевич. Именно он в то далёкое от современных технологий время смог в одном кадре объединить актёрскую игру и анимацию. Это было в знаменитой сцене, где галушки прыгали в рот Пацюку, а также в сцене, где на глазах зрителя чёрт уменьшался и прыгал в карман Вакуле. По тем временам это было нечто немыслимое. Нельзя не упомянуть и выдающегося актёра дореволюционного кино Ивана Мозжухина, который здесь совершенно неузнаваем в облике чёрта.

Стоит ли смотреть столь древнее произведение, если есть более современные альтернативы? Будем откровенны, немое кино, конечно, на любителя. И его восприятие очень сильно зависит от подобранной звуковой дорожки и на мой субъективный взгляд этот вариант нельзя назвать удачным. Но даже так, сама лента смотрится очень живо и по сей день, а мастерство кинематографистов дозвуковой поры не может не вызвать восхищения.

«Чудо на 34-й улице» (Miracle on 34th Street, США, 12+, 1947)

Фото ru.wikipedia

Ещё одна нетленная рождественская классика – американский рождественский фильм «Чудо на 34-й улице» (12+), снятый по рассказу Валентайна Дэвиса и породивший несколько ремейков, самый известный из которых вышел в 1994 году. Но мы настоятельно рекомендуем оригинал.

Безобидный старик Крис Крингл искренне верит, что он самый настоящий Санта Клаус и пытается вернуть людям утраченный дух Рождества. Но сможет ли он преодолеть стремление магазинов к прибыли, недоверчивость растущей без отца девочки и её эмоционально закрытой матери, а главное, удастся ли ему в суде доказать, что он и есть самый настоящий Санта Клаус?

Фильм получил три Оскара, но не это главное. Главное – это чрезвычайно добрая, очень вдохновляющая и несколько нетипичная рождественская история. Взамен традиционных одного – нескольких перевоспитуемых духом Рождества со всеми его волшебными силами, у нас тут всего лишь один искренне верящий человек против почти всего прагматически настроенного города. Казалось бы, силы неравны, но ведь именно тогда, когда все надежды кажутся поверженными в прах, остаётся только одно – чудо. Смотреть абсолютно всем!

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен