В течение ноября Хабаровский краевой музыкальный театр радовал своих поклонников оглушительной премьерой – мюзиклом «Первый бал Наташи Ростовой» (12+) по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» (12+). Все билеты были раскуплены задолго до первого показа. Но нам всё-таки посчастливилось попасть на спектакль. первый бал наташи ростовой хабаровск

первый бал наташи ростовой хабаровск

Признаться, к стыду своему, идя в театр, я вспоминала знаменитый роман по урокам из школьной программы и институтских лекций. Казалось бы, уж про главных героев-то я всё помню. Но… Отвечая на вопросы сына кто есть кто, я иногда позорно «плавала», как последняя двоечница. И сразу после спектакля взялась за книгу – действие на сцене так захватило, что произведение захотелось прочитать всерьёз, а не «проскочить по верхам».

В основу постановки легла любовная история Наташи Ростовой. Ниточка её жизни тесно переплелась с судьбами других героев и отразилась в ужасе войны. Любовь и вера, законы чести и достоинства, беззаветная преданность Родине – эти темы красной нитью прошли через всю постановку.

- Роль Наташи Ростовой точно попадает в топ-список моих ролей, так как именно в этом спектакле существует настоящий синтез драматической игры и музыкальности, - рассказала исполнительница роли Наташи Ростовой артистка Хабаровского краевого академического музыкального театра Александра Антипинская. первый бал наташи ростовой хабаровск

Удивительно, как режиссёру-постановщику спектакля Наталье Индейкиной (Санкт-Петербург) удалось передать такую бурю эмоций и с головой погрузить зрителей в эпоху XIX века, время Отечественной войны 1812 года. И замечательная музыка Владимира Баскина, и костюмы художника по костюмам и сценографа Юлии Гольцовой, и работа художника по свету Дениса Солнцева – всё это дало ощущение собственного присутствия в действиях на сцене. Зрители вместе с Наташей переживали первый бал и первую любовь, мучительные метания Андрея Болконского и горькое разочарование и мужество Пьера Безухова.

Жизнь героев в спектакле как бы разделена на две части. Веселье высшего общества с его сплетнями и интригами, и война – когда объединились все, несмотря на регалии и звания.

Удивительно, но сыну-подростку первая часть оказалась ближе. Меня же захватили времена военных действий. В некоторых сценах эмоции просто зашкаливали, выступали слёзы, особенно в момент гибели Андрея Болконского.

- Тяжело играть в XXI веке события XIX века. Это непривычно. Это не свойственно, потому что мы не живём в тех условиях. У нас пропали чёткие разделения сословий, отсутствует титулованность. Нет сейчас князей, нет графского титула. Нет ни царя, ни императора. И понимать, каково это, какое должно быть внутреннее отношение к происходящему мы можем только по книгам, в данном случае по роману Льва Николаевича, - говорит исполнитель роли Андрея Болконского артист музыкального театра Алексей Виноградов. – Но прочитать слово – это одно, а поймать то ощущение, которое было тогда и, самое главное, присвоить его себе, вжить – это совсем другое. И нужно это сделать так, чтобы зритель поверил. И зритель поверил – это самое главное!

Особенно сильное впечатление произвёл на нас Пьер Безухов. Я вспоминала его по книге этаким толстым увальнем, с которым никто не считался, который терпел все нападки. В спектакле же артист музыкального театра Даниил Степанов показал Пьера настолько сильной личностью, что невольно проникаешься уважением к этому неординарному человеку. первый бал наташи ростовой хабаровск

– У нас в спектакле достаточно много событий, даже самых маленьких, которые на первый взгляд могут не нести в себе какую-то важную мысль, трансформацию. А в конечном счете все эти события меняют моего персонажа – Пьера Безухова. А вот как изменили, каждый человек воспринимает по-своему. Кто-то посмотрит и скажет: «Как же жалко, что он стал таким!» А кто-то скажет: «Как здорово, что он стал таким: ему идет», – считает Даниил Степанов. – Лично я думаю, что изменения в ходе спектакля моего героя и то, какими я сделал эти изменения как актер, очень важны, без них нельзя было обойтись. Меняться всегда сложно. Как в жизни, так и на сцене.

- «Первый бал Наташи Ростовой» – это не только потрясающая комбинация музыки, актерского мастерства и технических решений. Это история, которая раскрывает глубину и смысл великого произведения «Война и мир», никого не оставляя равнодушным. Проникновенное исполнение, аутентичные костюмы, великолепная постановка и потрясающая музыка – всё это делает мюзикл настоящим украшением афиши нашего театра, - отметил художественный руководитель ХМТ Никита Туранов.

Эта постановка считается одной из самых массовых в истории театра. В спектакле задействовано около 300 человек, 40 музыкантов оркестра, 30 вокалистов, 20 артистов балета и 20 артистов хора. А гигантские люстры и пушки в натуральную величину, более 200 костюмов уверенно можно назвать настоящими шедеврами.

Отвечая на вопрос, сложно ли было работать над таким масштабным спектаклем, режиссер-постановщик спектакля Наталья Индейкина ответила:

- Сложно ставить любой спектакль, даже «Колобок», когда, допустим, не знаешь, зачем и что ты хочешь сказать. А, порой, и знаешь, и вроде всё, как тебе кажется, правильно сделал, ан – нет. Просчитать успех невозможно.

Очень сложно, практически невозможно соответствовать авторам, таким, как Пушкин, Толстой, Чехов…. Сложно быть внятным. Сложно быть талантливым рядом с огромным и очень талантливым коллективом, а надо быть им интересным! Я поэтому всегда прошу: «Господи! Дай таланта!» И иногда бог ко мне милостив!

- В построении спектакля есть всегда главное событие, оно завершает спектакль, и именно там проявляется главная идея всей постановки, – продолжает Наталья Индейкина. – В данном случае это последний номер, в котором звучат слова: «Россия нам судьбой дана…» На сцене в этот момент находятся все действующие лица, все исполнители – хор, балет, солисты – и все они поют главный номер мюзикла. Здесь атмосфера очень мощной общности, непоколебимой и непобедимой никем народной силы, это то, о чем говорится: «Всем миром – спасемся». Это атмосфера величия и силы русского человека и нашей Родины, что и является главной темой всего мюзикла.

– Работая над ролью, я понял одну истину, - продолжил артист Даниил Степанов. – Быть холодным и жестким человеком намного проще, чем быть открытым и добрым, несмотря на все невзгоды. Это должна быть без преувеличения великая сила духа и ума. Именно не глупость и наивность, а сила! Оставаться человеком – это очень важно. Наверное, поэтому финал стал для меня одной из самых любимых сцен. И, поверьте, ощущения от финала у всех одни и те же. Кто уже смотрел спектакль, понимает, о чем я говорю! А кто ещё не видел, поймет только после просмотра.

Фото из архива ХМТ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен