Посещая выставки, мы часто видим людей, которые часами стоят у определенной картины и внимательно её рассматривают. Возникает несколько вопросов. Чем зацепила эта картина и как художник смог вызвать различные эмоции? Чтобы достичь такого эффекта и заставить остановиться перед произведением искусства, живописец использует специальные приемы и техники. Именно о них рассказала Людмила Стрельцова на своей лекции «Как читать картины» в центре современного искусства и культуры «Артсерватория». лекция как читать картины

- Сегодня прошла первая лекция из цикла «Импрессионисты». Идея её создания возникла по запросу людей. Ранее, когда я проводила занятие по современному искусству, то рассказывала о художественных приемах живописцев. Слушателям было интересно узнать, как это работает. Самое важное - объяснить термины и техники доступным и понятным языком. Думаю, сделать это у меня получилось. Впереди ценителей искусства будет ждать подробный разбор как самих художников, так и направления импрессионизма в целом, - рассказала преподаватель истории искусств Людмила Стрельцова.

Хорошая картина, как интересная книга

Идеальная композиция, как интересная книга, которая читается на одном дыхании. Только в отличии от книги, мы хотим рассматривать её глубже и дальше.

Композиция – законченная вещь. И если она сделана хорошо, в неё не хочется ничего добавлять, убавлять, изменять. Она итак выглядит прекрасно, так как художник, создавая картину, продумывает каждую мелочь – расположение героя, деталей, линии горизонта, точку входа, ритм, диагонали, контраст. На примере известных картин лектор наглядно показала, как смотрелись бы известные холсты живописцев, если бы их перевернули. Отзеркаленная картина Ивана Шишкина «Корабельные сосны» смотрится не такой гармоничной - сосны будто бы рассыпаются и падают. Особенно заметно меняется восприятие произведения Аристарха Лептулова «Василий Блаженный». Храм на нем выглядит неустойчивым, а обстановка не такой спокойной.

Золотое сечение, как важный принцип

В основе картины лежит принцип золотого сечения, где главный герой располагается не прям по центру картины, а немного правее. Именно такой холст художника мы воспринимаем как правильный и красивый. Найдя эти линии у себя в картине, живописцы размещают значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление.

Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. На них человек всегда концентрирует свое внимание.

Например, птичка в картине Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» не просто так расположена на пересечении линий, и она как бы показывает в каком направлении надо читать картину, а именно по диагонали. Она важный элемент. Линия горизонта находится выше и отражает огромное пространство.

Система золотого сечения делит картину на несколько частей, в которых художник использует специальную сетку для создания идеальной гармонии. Она показывает вход в картину и дальше помогает ориентироваться по ней, следуя деталям и акцентам. В произведении Ивана Шишкина «Корабельные сосны» вход идет через камни, заборчик. На линии золотого сечения стоит сосна, которая выделяется и светом, и толщиной. лекция как читать картины

Иногда принципы золотого сечения специально нарушаются, чтобы зацепить зрителя.

Показывая величие гор, художник специально занижает линию горизонта. Чтобы создать напряжение, живописец намеренно раздвигает линии сечения. Изображая бушующее море, художник располагает линию горизонта ровно, тогда человеку максимально точно передаётся ощущение беспокойства. А если показывают спокойные волны и морскую гладь, то линию горизонта ставят ниже.

Трагизм своей картины «Мир Кристины» Эндрю Уайет умело передал, расположив девушку ниже линии горизонта. Присмотревшись на главную героиню, можно увидеть инвалида с тонкими, худыми и слабыми руками. Художник намеренно опускает девушку ниже точки равновесия, чтобы показать, как ей тяжело ползти до дома и поднимает линию горизонта для драматизма.

лекция как читать картины

Не забываем про ритм, движение и контраст

Ритм картины – важная составляющая. Он показывает движение в ней. И если она совпадает с нами по ритму, мы буквально в неё влюбляемся.

Его в картине художник передает расположение деревьев, как в работе Шишкина «Корабельные сосны». Их живописец поставил специально ритмично и задал соответствующее настроение.

Александр Дейнека в работе «Оборона Петрограда» показал его повтором движений ног марширующих солдат и направленных вверх ружей.

Орест Кипренский, рисуя портрет Екатерины Авдулиной передал его через детали - увядающий цветок, опушенный вниз веер и взгляд в сторону создают печальный ритм. Абрам Архипов, изображая «Женщину в красном» передал энергичное и заряженное настроение леди сильными, резкими и яркими мазками. Ритм картины Аркадия Рылова «В голубом просторе» показан волнами, пересчетом облачком, движением птиц.

Движение – то, что стремится показать каждый художник. Один из способов его передачи – диагонали. Важно помнить главное правило – всегда должно быть свободное пространство, иначе герою картины некуда будет идти. Специально смазанные детали также показывают динамичность художественного произведения.

Если надо приостановить движение живописец использует вертикальные линии и фигуры, которые также служат контрастом. Дейнека специально в работе «Эстафета» поставил вертикальные фигуры и затруднил движение спортсменов поставив их слева направо. Контраст темных и светлых, холодных и теплых цветов помогает людям сразу увидеть важные детали.

Лекция прошла на отлично

Время на лекции пролетело незаметно. Люди настолько сильно увлеклись изучением картин и интересной беседой, что не заметили, как прошло полтора часа. Для каждого посетителя занятие оказалось очень полезным. Уже в середине обсуждений они с легкостью, без подсказок спикера, находили вход в картину, подмечали важные детали, способы передачи ритма и читали их как настоящие искусствоведы.

- Лекция, которую сегодня провела Людмила стало дополнительной подсказкой к изучению и самостоятельному путешествию не только по биографиям художников, но и умению находить интересные ключи и ответы на вопросы в их работах. Она объяснила это на тех примерах, которые ты раньше бы не увидел. Это вызывает еще больший интерес. Я уже с нетерпением жду следующего занятия, - поделилась впечатлениями Анастасия Иванова. лекция как читать картины

Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен