В начале июля Хабаровск посетила удивительная гостья. Фотохудожник Ольга Мичи привезла в краевой центр свою персональную выставку. В экспозицию, которая развернута в Дальневосточном художественном музее, вошли работы двух проектов автора – «Уязвимые» (12+) и «Лицо божества» (12+). Курирует проект центр визуальной культуры Béton в лице Алексея Логинова. ольга мичи выставка

Помимо фоторабот хабаровчане получили возможность увидеть несколько документальных кинолент Мичи. Показы проходили в кинотеатре «Совкино». Открытие показов предваряла творческая встреча со столичной гостьей. Первые зрители, среди которых был корреспондент «Хабинфо», смогли не только оценить фильм о самых маленьких людях планеты пигмеях Баака «В тени больших деревьев» (16+), но и пообщаться с его автором. ольга мичи выставка

Ольга Мичи. Фото автора

- Фильм снимали в Центральноафриканской республике через год после военного переворота. Съемки стали возможны благодаря моему знакомству с ученым Луи Сарно, близким другом Джима Джармуша. Он занимался защитой пигмеев Баака. Даже был женат на женщине из племени, у него было большое количество усыновленных детей. Луи был тем человеком, который добился, чтобы язык баака был внесен под защиту ЮНЕСКО как языковое наследие мира. Это действительно очень интересный, певучий язык. Поэтому фильм без российского перевода. Мы хотели, чтобы вы насладились звучанием языка, звуками леса, - сообщила Ольга перед началом просмотра.

Признаюсь, известие, что перевода не будет, не обрадовало. Казалось, что 45 минут, а именно столько длится фильм, будут тянуться бесконечно. Ошиблась. Время пролетело незаметно. Фильм смотрелся на одном дыхании. Радости и горести далекого африканского народа оказались неожиданно близки и понятны. Конфликт поколений, попытка старших понять и принять младших, а вместе с ними и неуклонно надвигающуюся на их привычный мир иную цивилизацию. Ее символ - странная, такая громкая и чужая для леса музыка, звучащая по радио, порой действительно давила изнутри, мешала слушать лесные голоса, шорох листвы и традиционные народные песни. Сын главного героя таскал радио повсюду, что очень огорчало его отца. Он беззлобно и с некоторым недоумением поругивал сына, пытать понять – чем же так манит молодежь этот шум из «коробки». И почему теперь старший сын не хочет ходит с ними собирать мед, а тратит последние деньги не на маниок (пищевое клубнеплодное тропическое растение), а на батарейки к радио.

Сбор меда стал одной из самых ярких сцен в фильме. Баака, рассказала после Ольга, прекрасно лазают по деревьям, а именно там, практически под самой кроной, построили пчелы свое гнездо. Однако, чтобы добраться до него героям хватило считанных минут.

- Именно поэтому в кадре мы так часто фокусируем внимание на их стопах. Они совершенно не такие, как у нас. Приспособлены к лазанью. Баака очень ловко взбираются по деревьям, - отметила Мичи. ольга мичи выставка

Еще одна важная сцена – охота. Уже накануне племя начинает готовиться к этому важному для них ритуалу. Люди все вместе поют песни, просят удачу на предстоящей охоте. Сам процесс также показали. Напряжение нарастало вместе с шумом, которые издавали охотники, колотя что есть мочи по разным предметам. Вдруг – встреча с гориллой. И мгновенная тишина. «Нельзя беспокоить», - шепотом говорит кто-то в кадре. И камера тихо проплывает мимо, наблюдая, как горилла сосредоточено обгрызает какой-то сочный побег. Эти маленькие люди не вызывают в животном тревоги. Они здесь свои. Часть этого мира. Мира под тенью больших деревьев.

Финальные кадры фильма- сожженный реликтовый лес и три маленькие фигурки отца и его сыновей, идущих через пепелище наниматься на плантации, где вместо леса теперь растет маниок – пронзительны и горьки. Новый мир наступает. Приспособятся ли к нему баака? Вопрос без ответа.

По словам Ольги Мичи, судьба этой группы баака неизвестна. В 2016 году, после смерти Луи Сарно, они покинули свой лес. Следы их, увы, затерялись в истории.

Пигмеи Баака не единственное племя, на территории которого жила и работала команда Ольги Мичи. Встречу с каждым она вспоминает с теплотой.

- Мы никогда не начинаем съёмки сразу. Сначала пару дней знакомимся. Пытаемся донести, что мы хотим рассказать другим людям о них, о том, как они живут, - отвечает Ольга на вопрос о своей жизни с другим племенем - масаев. – А вообще они все как дети. Очень добродушные, открытые, - отмечает она.

«Не приставали к вам?», - летит нескромный вопрос из зала.

- Я для них не привлекательная. Даже страшненькая, - смеется белокурая красавица. – Там другие каноны красоты, - объясняет она.

Не нравится африканцам и европейская еда. Впрочем, тут, по словам Ольги, мы платим им взаимностью. Есть жирных личинок на завтрак - не предел наших мечтаний. Еду, рассказала Ольга, ее команда возит свою. В том числе и потому что всяких болезней на жарком континенте тоже немало. Безусловно, угощать местных жителей привезенной едой пытались, но…

- Гречку вообще не поняли, - с улыбкой рассказывает Мичи. – Единственное, что более-менее им понравилось – это тушенка.

Еще одной темой для беседы стал смелый опыт путешественницы - плаванье с крокодилами.

- Впервые с крокодилами я погружалась в 2015 году. Мне было самой очень любопытно, смогу ли я это сделать. Нас было четверо энтузиастов, несколько специалистов по погружению с животными и медик, который везде носился с носилками, капельницами, на случай если крокодил кого-то утащит. Погружения проходили каждый день. Мы шли к реке, искали крокодилов и, если видели крупную особь, которая спускалась в воду, мы опускались ко дну, чтобы спокойно там его снимать. Можно было даже за хвост подержать, - с юмором рассказывала фотохудожник.

Из этих съемок, отметила Мичи, впоследствии родилась серия фильмов о крупных животных - хищниках, на которых навешали ярлык «кровожадных убийц» и массово истребляют – акул, варанов Комодо, горных горилл, камчатских медведях и других.

Сегодня самая большая любовь Ольги, по ее словам, художественная фотография.

- Я рассказываю про современное общество, про проблемы, которые меня волнуют. Эти художественные проекты – мое личное высказывание. В частности, «Уязвимые». В какой-то момент у меня возникло ощущение, что я настолько переполнена страданиями мира, в которые я погружалась, что работа над этим проектом стала неким спасением, возможностью высказаться о племенах, показать их такими, какие они есть в действительности. Не дикарями - образ, который широко тиражируется, а обычными, нормальными людьми. «Лики божества» — это уже размышление о будущем. О том, каким будет человечество, выбрав тот или иной путь развития, - рассказала Ольга Мичи.

В своих последних работах, сообщила фотохудожник, она применяет искусственный интеллект.

- На базе фотографий с его помощью создаются совершено фантастические существа, он безгранично расширяет возможности. И я рада, что такой инструмент появился, - призналась она.

Увидеть работы путешественницы, фотохудожника Ольги Мичи можно в Дальневосточном художественном музее. Выставки «Уязвимые» (12+) и «Лики божества» (12+) работают до 31 августа.

Елена Семенова Фото ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен