— А где у вас, в центре «Содружество», фотовыставка (0+) проходит? фотовыставка насекомые

— Вы пройдите налево, она там должна быть, — смущённо ответила женщина на ресепшене.

И действительно — целая стена была увешена фотографиями. Они простирались почти до входа в концертный зал, настолько яркие и колоритные, что кто-то высказался с восхищением, мол, какое буйство красок!

Автора снимков, Фёдора Гарманова, узнать было нетрудно: с камерой наперевес и весьма задумчивым видом он подошёл к нам, поздоровался… А после сделал то, чего лично я не ожидала — встал на стул и подвесил к гардине тетрадку с ручкой.

— А это для отзывов! Каждый может написать, что понравилось или не понравилось. Я дружелюбно отношусь к критике…

***

Фёдор Гарманов увлёкся фотографией давно, ещё в детстве, мол, не надел штанишки, а фотоаппарат уже взял. Родился в Сибири, под Тюменью. Изведал почти всю Сибирь, переехал в Хабаровск. И так получилось, что остался здесь. Хотя и весь Хабаровский край тоже почти успел посмотреть.

— А вы это с живых делали снимки? — неожиданно спрашивает женщина прямо во время рассказа. На секунду задумываюсь: как это, с живых? Не искусственные же они, в самом деле…

— Да! Обычно мы смотрим на всё это с неприязнью, особенно дачники, для которых подобное — обыденность. Но если присмотреться, то сразу заметишь, какое всё прекрасивое.

После этого я всё же поняла заданный фотографу вопрос: он напрашивался сам собой. Насекомые, словно загипнотизированные, смотрели прямо на зрителя. Возможно, им стало интересно, что это за существо такое с огромным глазом — поэтому и получились такие живые фотографии.

Но были и «насекомые-социофобы» — по-видимому, им не очень хотелось быть запечатлёнными на камеру. Например, таракан, «друг семьи», как выразился Фёдор Гарманов, повернулся к зрителю боком, в недовольстве подняв усики. Он явно не был рад людскому вниманию. Как и оса, ведущая разговор с белым мотыльком. С раздражением она словно говорит нам: что же вы нас отвлекаете, мы тут важные дела решаем! И действительно, даже как-то неловко становится…

Посмотрели мы и на лягушку: сидит важная, в полной готовности сказать своё протяжное «ква». Фёдор Гарманов, завидев зрительский интерес, видимо, окончательно решил завладеть нашим вниманием. И начал таинственно:

— Из-за этой лягушки меня чуть не арестовали…

Все сразу обернулись, стихло всеобщее жужжание. Да разве такое возможно? Как оказалось, ничего не предвещало беды — самая обычная поездка на поезде. Фёдор Гарманов, ничего не подозревая, выходит из вагона… и замечает лягушку в траве.

— Фотографировал со вспышкой. Прибежали неравнодушные блюстители порядка, спросили: что это я там пыхаю? Пришлось объяснять…

Фёдор Гарманов, как бы в своё оправдание, начал говорить о том, что снимки часто получаются случайно. Очень редко сидишь и намеренно подгадываешь кадр: хотя и такие снимки у него тоже имеются. Но тут всё же смысл выставки именно в спонтанности снимка... И в том, что мы, проходя мимо, не успеваем заметить то, что нас окружает. А вы приглядитесь... фотовыставка насекомые

***

— На какую тему будет следующая выставка? — спрашивает кто-то с нескрываемым любопытством.

— Пока сюжетов нет, запрос сотрудничества пропал. Один раз шашлычком угостили, во второй раз было, видимо, уже тяжело… — смеясь, констатирует фотограф. фотовыставка насекомые

— Неприветливые…

Лёгкую атмосферу грусти неожиданно нарушает поражённый возглас: «А мне понравился кузнечик!». И Фёдор Гарманов осторожно поправляет, что это саранча. Начинает объяснять отличительные черты у неё. Все начинают с интересом вслушиваться. В итоге завязывается длительная лекция, постепенно перетёкшая в дискуссию — все снова радостно зажужжали. Так и перелетали от фотографии к фотографии подобно пчёлам — приглядываясь к каждой работе, как к цветам в оранжерее.

Решаю прервать всеобщее состояние восторга, спросив далеко не о высоком: благодаря какому фотоаппарату были сделаны снимки. Как оказалось, всего их три: Fujifilm 23 или просто Фуджик — для съёмок в лесу, Canon D700 — используется обычно и почти в любой ситуации, и Panasonic 430 — так, на всякий случай. А уж когда было сказано, что при съёмке используется два фотоаппарата, моего удивления было совсем не скрыть.

— А разве удобно фотографировать двумя сразу?

— А как же иначе? Ведь они же с разными объективами, каждый предназначен для своей цели. Между ними удобно переключаться, намного проще, чем когда у тебя один фотоаппарат. Вот, представьте, что вы снимаете свадьбу, а снимки самого важного момента получились неудачные. Не скажете же вы молодожёнам: ну, сыграем свадьбу заново?

Но даже такие, казалось бы, неудачные фотографии передают движение жизни. Как и спонтанные снимки, но тут всё же немаловажно мастерство — подгадать кадр бывает очень непросто.

Как верно сказал Фёдор Германов, «эту мелюзгу фотографировать уметь надо». Одно дело нащёлкать людей, которые никуда от вас не убегут (в большинстве случаев) и совсем другое — насекомых. Тут есть один секрет, житейская хитрость…

Вот и вы прилетайте на выставку, на Амурский бульвар, 51, чтобы об этом всём узнать!

Ольга Кузьмичёва Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен