«Тоска» и «восторг»: а вы знаете наших литературных «нобелиатов»?
21 октября отмечалось 190 лет со дня рождения Альфреда Нобеля, изобретателя динамита, а также многих других важных вещей. Однако в отличие от древнегреческого Герострата негативная слава «торговца смертью», которую инженер и филантроп при жизни получил с легкой руки газетчиков, великому шведу очень не нравилась. Так на заре ХХ века, уже после смерти Нобеля, появился его фонд, а затем самая престижная ныне премия его имени. Премия сколь уважаемая, столь и спорная, о чём говорит и набор её обладателей, в частности, среди российских литераторов. нобелевские лауреаты по литературе
Уже в первые годы существования новой премии главным, а для многих в мире и единственным фаворитом был Лев Толстой, который обладал не только литературным, но и громадным моральным авторитетом. Одна только похвала или добрый взгляд Льва Николаевича был для большинства его современников получше любой премии и рекламы.
Ну а сам граф-писатель и в по финансовым причинам, а самое главное, в силу своих убеждений («деньги - это зло»), уже не нуждался тогда ни в каких премиях. И как известно из ряда источников, граф тактично, раз за разом просил организаторов даже не выдвигать его кандидатуру - дабы никто не попал в неловкое положения из-за его последующего отказа получать премию. Впрочем, Толстого выдвигали и без его согласия, так что неловкость все же случилась.
Впрочем, и в последующие годы наши литераторы и их номинаторы чаще всего попадали именно что в неловкую ситуацию. ХХ век, увы, стал столетием масштабных идеологических, политических и военных конфликтов, людоедских режимов, и как бы скандинавы не старались соблюдать нейтралитет и быть над всяческими схватками, само человечество оставалось расколотым.
Поэтому, когда некоторые нынешние российские активисты критикуют нобелевскую премию как «западный фетиш» и «тамошнюю тусовку, чуждую нам», они немного забывают, что с 1917 года сторонники особого, «красного» пути России вполне осознанно выстраивали сначала забор, а потом и стену между страной и остальным миром. И по ту его сторону, скажем, остались Иван Бунин и Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Иван Шмелёв, Константин Бальмонт и Николай Бердяев.
Все они, к слову, были, как выяснилось много позже, в числе кандидатов «на Нобеля»! Того же Мережковского выдвигали с десяток раз, Бердяева - трижды, Марка Алданова - дважды. А скажем, метавшегося между баррикадами Максима Горького (четыре попытки) не оценили в премиальном комитете за «анархистские и часто совершенно сырые творения». Владимира Набокова выдвигали пять раз и тоже отвергали - как «автора аморальной «Лолиты» (18+). нобелевские лауреаты по литературе
При этом общечеловеческие ценности долгие годы на территории «одной шестой части суши» именовались «буржуазными», посему советские авторы, находившиеся под строгим контролем властей, не очень котировались в глазах мировой общественности. Среди редких исключений - Леонид Леонов, которых был в списке претендентов от СССР в 1950-м. И даже когда нобелевцы пытались протянуть дружескую руку, наградив в 1958-м Бориса Пастернака, поднявшаяся в стране травля вынудила не только поэта публично отказаться от награды, но и комитет предельно осторожно выбирать новых претендентов - ради их же безопасности!
Хотя до поры до времени ряды «наследников великой русской литературы» в глазах мировой общественности не иссякали. Как показывают ныне рассекреченные документы, в 1965-м случилась вообще необыкновенная комбинация: в номинантах на премию значились Анна Ахматова, Владимир Набоков (в третий раз), Михаил Шолохов и Константин Паустовский. Против Набокова играла его «аморальность» и «успешность», выбор подпольной «блудницы» Ахматовой грозил новым скандалом, по типу пастернаковского. А романтик и тонкий знаток природы Паустовский после скандального выступления в 1954-м с критикой советского режима тоже значился «неблагонадежным». Так, сложный пасьянс сложился в пользу однозначно советского Шолохова.
Паустовского, к слову, выдвигали на Нобеля еще трижды, и возможно он бы все же получил эту премию, но до награды он не дожил. Во время второго выдвижения умерла и Ахматова. Не получил престижную премию и Чехов, как объясняют эксперты, тут тоже все просто - умер слишком рано, его пьесы были переведены и стали доступны миру лишь лет через шесть-семь после кончины писателя.
Так и сложилось, что за долгие десятилетия самую статусную литературную премию получили лишь шесть авторов, пишущих на русском языке. И многие ли его носители сейчас, к примеру, знают и читали жесткие документальные произведения Светланы Алексиевич, ставшей обладательницей награды в 2015 году? Да и с другими, даже теми немногими нашими «нобелиатами»?
Именно поэтому мы в редакции «Хабинфо» решили сделать небольшой эксперимент - освежить в памяти наше знакомство с великой литературой и поделиться с вами своим мнением и эмоциями о прочитанных классиках.
Лев Николаевич Толстой
Наталья Сорокина, координатор проектов редакции:
Лев Толстой – один из величайших писателей в мире. Лев Николаевич оставил нам более 170 произведений, из которых только 78 считал законченными, именно они опубликованы при жизни писателя.
Нас в школе, помнится, заставляли читать его «Анну Каренину» (16+), «Воскресенье» (16+) и «Войну и мир»(12+). Не спрашивали «нравится-не нравится», нет, давай читай и пиши сочинение. Понятно, что после такого «прививания любви» многие ненавидели эти романы всеми фибрами души. И далеко не все могли даже осилить четыре тома романа-эпопеи «Война и мир».
Моя любовь к роману тоже началась через кнут - «двойки» получать не хотелось, пришлось читать. И конечно, с самых первых строчек я пребывала в унынии: мне нравится экшен, действие, а тут слишком много описаний и мало для меня понятного. Сбывались самые худшие ожидания от классики: всё очень скучно, занудно и затянуто. Честно скажу, пропускала целые абзацы, а то и страницы - именно с описаниями.
Но потом, как говорится, затянуло. Может, дело в старых, обшарпанных обложках с пожелтевшими страницами, – в таком виде толстовские тома дошли от моих родителей. А может, в руке писателя, который очень интересно, живо и главное понятно описывал те или иные детали. Буквально проглатывала целые куски про военные действия. Да и не любимые мною описания все же помогали раскрыть характер героев, понять мотивы их поступков, нарисовать в воображении действующие лица, местность, военные действия.
А вот на уроках, где мы постепенно продвигались по страницам эпопеи, было не очень интересно, я ведь это уже прочитала. И не всегда нравилась трактовка учителя, - я видела отношения Андрея и Наташи, поступки Пьера совсем иначе. Но, возможно, именно это помогло выработать свое мнение и позицию - и не только в сфере литературы. Кстати, за два своих сочинения по роману я получила «пятерки».
Опираясь на свой опыт, могу сказать: полюбить насильно нельзя, для чтения нужна мотивация. Однако, если вы все же решите прочитать примерно 1300 страниц «Войны и мира», мне кажется, вы не пожалеете и тоже найдете то, что интересно именно вам. Ведь не просто так роман Льва Толстого считают одним из великих произведений мировой литературы. нобелевские лауреаты по литературе
Александр Исаевич Солженицын
Дмитрий Судаков, главный редактор газеты «Хабаровский Экспресс»:
Александр Исаевич Солженицын, конечно, здорово повлиял на меня в юности. Причем сначала его работы, я, как и книги Довлатова, воспринял в штыки: «Какая ж это литература, это журналистика, публицистика!» Но первое, что меня поразило, когда в начале 90-х я добрался до главного его трехтомного талмуда «Архипелаг ГУЛАГ» (18+) - это даже не язык, а предельно аналитичная структура этой книги: главы «Арест», «Следствие», «Первая камера», «Порты Гулага», «Женщина в лагере», «Малолетки», «Музы в ГУЛАГе», с еще более подробными подзаголовками «Классификация арестов», «Как ведут обыск», «Система заложников», «Потопление барж», «Почему молчал я»...
Лишь через годы, уже в ХХI веке, я понял: больше всего она напоминает подходы и структуру «Википедии», да-да, той самой, знаменитой онлайн-энциклопедии, в создании которой в мире участвуют миллионы людей. И недаром в самом начале этой солженицынской энциклопедии с подзаголовком «1918-1956 Опыт художественного иссследования» написано, что «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку». Да, уж она создана на основе писем, воспоминаний и устных рассказов 257 зэков и самого автора.
Я, воспитанный советской школой, инстинктивно, долго, много лет сопротивлялся силе этой книге, но со временем понял, что это бесполезно: документальная мощь ее такова, что когда встречаешь очередное разоблачение «солженицынской лжи» и «выдуманных миллионов смертей», уже через пару минут или абзацев становится ясно - человек чаще всего просто не читал Солженицына.
И тут, конечно, можно вести ниточку к его монументальному труду от нудноватых «Записок из Мертвого дома» (18+) Достоевского и столь же документально основательному чеховскому труду «Остров Сахалин» (18+), или пробросить ветку в будущее, к двум нашим последним пока нобелевским лауреатам - редактору, признанному Минюстом РФ иноагентом Дмитрию Муратову и журналисту Светлане Алексиевич, чей феномен, в принципе, основан в опоре на факты и документы. нобелевские лауреаты по литературе
Однако неистовый Александр Исаевич, конечно, самим своим масштабом, языком и образом жизни все время заставляет вспомнить другие, соразмерные ему фигуры русской литературы и истории. Это, в первую очередь, Лев Николаевич Толстой, чьи публицистические статьи в духе «Не могу молчать» (18+) явственно перекликаются с главным призывом эссе Солженицына «Жить не по лжи!» (18+). А еще при чтении бескомпромиссного «славянофила» Александра вспоминается легендарный протопоп Аввакум, постоянный обитатель острогов и бесстрашный обличитель существующих порядков.
И порой странно видеть успех у читающей молодежи Виктора Франкла и других западных книг об опыте выживания в концлагере (18+) и в прочих экстремальных условиях. Наш Солженицын с ролью жертвы согласен не был, при любых условиях этот «теленок бодался с дубом». И тот же «Архипелаг ГУЛАГ» дает читателю инструкции не по выживанию, а по борьбе, сопротивлению и пусть редким, но победам над, казалось бы, могущественной системой лжи, страха, подавления и унижения человека. Читайте Солженицына и другие книги классиков, старайтесь «жить не по лжи» и, возможно, вы не только выживете, доживете до лучших времен, но и мы все вместе вылезем из тех исторических буераков и бараков, о которых так много и талантливо писали наши великие писатели... нобелевские лауреаты по литературе
Иван Алексеевич Бунин
Ирина Климченко, корреспондент:
Иван Бунин – первый из русских литераторов, кому была присуждена Нобелевская премия. Это случилось в 1933 году. По мнению самого писателя, это событие связано в первую очередь с произведением «Жизнь Арсеньева» (12+).
В своё время книга получила множество положительных откликов в зарубежной прессе, повествование называли «одной из самых светлых книг русской литературы». Не спорю, но мне лично «Жизнь Арсеньева» не понравилась. Показалось очень скучным, слишком много описаний и мало действия. Особенно «убил» в самом начале подробный рассказ о всех видах навоза, и восприятие его мальчиком по разным запахам. Дальше читать расхотелось.
Если говорить вообще о произведениях Ивана Бунина, то мне ближе его поэзия, из прозы – «Сны Чанга» (12+). Этот рассказ «зацепил», заставил думать и сопереживать. Если кто-то ещё не читал – рекомендую. нобелевские лауреаты по литературе
Борис Леонидович Пастернак
Ольга Соколова (Ушакова), главный редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
Когда в редакции решили перечитать нобелевских лауреатов, я сразу выбрала Бориса Пастернака с его «Доктором Живаго» (12+). И поэт для меня один из самых любимых (часто его стихи в уме по памяти цитирую), и роман перечитать захотелось – после первого раза, на фоне прочих открытий в 90-е, я никак не могла понять, что в нем не так.
Прошли годы с первого моего прочтения. И я опять сняла том с полки. Сюжет, как и в первый раз, захватил. Мыслей после прочитанного – в голове не умещаются, а вот изложить их не получается.
Если коротко: правда автора кажется мне теперь однобокой. И есть еще, к примеру, обыкновенная житейская правда людей - моих родителей, моих теперешних читателей «Хабаровского пенсионера», которым довелось жить в советскую эпоху. Заметьте, не просто жить, а счастливо жить, несмотря на все беды и утраты. Эту ведь правду тоже со стола не смахнешь и из прошлого не вычеркнешь.
В общем, самой достойной частью романа Пастернака, как при первом прочтении, так и при втором, мне показалась последняя «глава» - стихи Юрия Живаго. И если считать, что весь роман написан ради этих, финальных, стихов, тогда можно обойтись одной цитатой, причем не Пастернака, а его современницы Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».
Иосиф Александрович Бродский
Марина Прокопьева, корреспондент:
Иосиф Бродский гениальный поэт или просто поэт свободы 1960-х годов Советского Союза? Стихи его не классические, не такие к которым привыкли любители Пушкина, Лермонтова или Ахматовой, которую уважал и даже учился у неё. Во многом злободневные, острые, местами жёсткие, они были непривычны для той страны, в которой жил. Наверное его произведения можно либо любить, либо нет, но остаться равнодушным невозможно.
Я не могу сказать, что после пристального знакомства с его творчеством стала его поклонницей и что оно мне очень понравились. Но все же стихи глубоки по смыслу, отражают целую историческую эпоху: сложную, необычную. А некоторые стихотворные строки актуальны как никогда, и даже в настоящий момент отражают происходящее. нобелевские лауреаты по литературе
Михаил Александрович Шолохов
Владимир Мишин, главный редактор «Хабинфо»:
Истории о Великой Отечественной войне, возможно, самые популярные в нашей стране. Кто только не писал про подвиги и страдания народа. Когда в редакции мы провели «лотерею» среди писателей, которым была присуждена Нобелевская премия, выпал Михаил Шолохов. Увы, с творчеством писателя я знаком мало. Шолохов стал единственным советским писателем, которому вручение Нобелевской премии согласовало руководство СССР, а получил он её за роман «Тихий Дон» (12+). Я решил прочитать что-то иное. Из своей библиотеки мама достала небольшую книгу от «Воениздата», в которой собраны пару рассказов и роман о Великой Отечественной войне.
«Наука ненависти» (12+) - рассказ, который заинтересовал меня уже своим названием. А после того, как я начал его читать - оторваться не мог, хоть и было уже почти два часа ночи. Лейтенант Герасимов, который попал в плен к немцам, рассказывал, что ему пришлось пережить. Автор так красочно описывает его историю, что я ещё пару дней не мог нормально есть, потому что вспоминал, чем питались и в каких условиях жили военнопленные. Мне было дурно! Для себя могу сказать однозначно - Шолохов задел мои чувства насыщенным описанием происходящих действий и лёгким слогом, а это знак, что мне захочется прочитать ещё ни одно его произведение.
Главное фото: Дмитрий Судаков
Наша редакция регулярно пишет про книги и литературу в целом. Чтобы почитать все наши материалы на эту тему, нажмите сюда.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен