21 октября отмечалось 190 лет со дня рождения Альфреда Нобеля, изобретателя динамита, а также многих других важных вещей. Однако в отличие от древнегреческого Герострата негативная слава «торговца смертью», которую инженер и филантроп при жизни получил с легкой руки газетчиков, великому шведу очень не нравилась. Так на заре ХХ века, уже после смерти Нобеля, появился его фонд, а затем самая престижная ныне премия его имени. Премия сколь уважаемая, столь и спорная, о чём говорит и набор её обладателей, в частности, среди российских литераторов. нобелевские лауреаты по литературе

Уже в первые годы существования новой премии главным, а для многих в мире и единственным фаворитом был Лев Толстой, который обладал не только литературным, но и громадным моральным авторитетом. Одна только похвала или добрый взгляд Льва Николаевича был для большинства его современников получше любой премии и рекламы.

Ну а сам граф-писатель и в по финансовым причинам, а самое главное, в силу своих убеждений («деньги - это зло»), уже не нуждался тогда ни в каких премиях. И как известно из ряда источников, граф тактично, раз за разом просил организаторов даже не выдвигать его кандидатуру - дабы никто не попал в неловкое положения из-за его последующего отказа получать премию. Впрочем, Толстого выдвигали и без его согласия, так что неловкость все же случилась.

Впрочем, и в последующие годы наши литераторы и их номинаторы чаще всего попадали именно что в неловкую ситуацию. ХХ век, увы, стал столетием масштабных идеологических, политических и военных конфликтов, людоедских режимов, и как бы скандинавы не старались соблюдать нейтралитет и быть над всяческими схватками, само человечество оставалось расколотым.

Поэтому, когда некоторые нынешние российские активисты критикуют нобелевскую премию как «западный фетиш» и «тамошнюю тусовку, чуждую нам», они немного забывают, что с 1917 года сторонники особого, «красного» пути России вполне осознанно выстраивали сначала забор, а потом и стену между страной и остальным миром. И по ту его сторону, скажем, остались Иван Бунин и Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Иван Шмелёв, Константин Бальмонт и Николай Бердяев.

Все они, к слову, были, как выяснилось много позже, в числе кандидатов «на Нобеля»! Того же Мережковского выдвигали с десяток раз, Бердяева - трижды, Марка Алданова - дважды. А скажем, метавшегося между баррикадами Максима Горького (четыре попытки) не оценили в премиальном комитете за «анархистские и часто совершенно сырые творения». Владимира Набокова выдвигали пять раз и тоже отвергали - как «автора аморальной «Лолиты» (18+). нобелевские лауреаты по литературе

При этом общечеловеческие ценности долгие годы на территории «одной шестой части суши» именовались «буржуазными», посему советские авторы, находившиеся под строгим контролем властей, не очень котировались в глазах мировой общественности. Среди редких исключений - Леонид Леонов, которых был в списке претендентов от СССР в 1950-м. И даже когда нобелевцы пытались протянуть дружескую руку, наградив в 1958-м Бориса Пастернака, поднявшаяся в стране травля вынудила не только поэта публично отказаться от награды, но и комитет предельно осторожно выбирать новых претендентов - ради их же безопасности!

Хотя до поры до времени ряды «наследников великой русской литературы» в глазах мировой общественности не иссякали. Как показывают ныне рассекреченные документы, в 1965-м случилась вообще необыкновенная комбинация: в номинантах на премию значились Анна Ахматова, Владимир Набоков (в третий раз), Михаил Шолохов и Константин Паустовский. Против Набокова играла его «аморальность» и «успешность», выбор подпольной «блудницы» Ахматовой грозил новым скандалом, по типу пастернаковского. А романтик и тонкий знаток природы Паустовский после скандального выступления в 1954-м с критикой советского режима тоже значился «неблагонадежным». Так, сложный пасьянс сложился в пользу однозначно советского Шолохова.

Паустовского, к слову, выдвигали на Нобеля еще трижды, и возможно он бы все же получил эту премию, но до награды он не дожил. Во время второго выдвижения умерла и Ахматова. Не получил престижную премию и Чехов, как объясняют эксперты, тут тоже все просто - умер слишком рано, его пьесы были переведены и стали доступны миру лишь лет через шесть-семь после кончины писателя.

Так и сложилось, что за долгие десятилетия самую статусную литературную премию получили лишь шесть авторов, пишущих на русском языке. И многие ли его носители сейчас, к примеру, знают и читали жесткие документальные произведения Светланы Алексиевич, ставшей обладательницей награды в 2015 году? Да и с другими, даже теми немногими нашими «нобелиатами»?

Именно поэтому мы в редакции «Хабинфо» решили сделать небольшой эксперимент - освежить в памяти наше знакомство с великой литературой и поделиться с вами своим мнением и эмоциями о прочитанных классиках.

Лев Николаевич Толстой

Фото: regnum.ru

Наталья Сорокина, координатор проектов редакции:

Лев Толстой – один из величайших писателей в мире. Лев Николаевич оставил нам более 170 произведений, из которых только 78 считал законченными, именно они опубликованы при жизни писателя.

Нас в школе, помнится, заставляли читать его «Анну Каренину» (16+), «Воскресенье» (16+) и «Войну и мир»(12+). Не спрашивали «нравится-не нравится», нет, давай читай и пиши сочинение. Понятно, что после такого «прививания любви» многие ненавидели эти романы всеми фибрами души. И далеко не все могли даже осилить четыре тома романа-эпопеи «Война и мир».

Моя любовь к роману тоже началась через кнут - «двойки» получать не хотелось, пришлось читать. И конечно, с самых первых строчек я пребывала в унынии: мне нравится экшен, действие, а тут слишком много описаний и мало для меня понятного. Сбывались самые худшие ожидания от классики: всё очень скучно, занудно и затянуто. Честно скажу, пропускала целые абзацы, а то и страницы - именно с описаниями.

Но потом, как говорится, затянуло. Может, дело в старых, обшарпанных обложках с пожелтевшими страницами, – в таком виде толстовские тома дошли от моих родителей. А может, в руке писателя, который очень интересно, живо и главное понятно описывал те или иные детали. Буквально проглатывала целые куски про военные действия. Да и не любимые мною описания все же помогали раскрыть характер героев, понять мотивы их поступков, нарисовать в воображении действующие лица, местность, военные действия.

А вот на уроках, где мы постепенно продвигались по страницам эпопеи, было не очень интересно, я ведь это уже прочитала. И не всегда нравилась трактовка учителя, - я видела отношения Андрея и Наташи, поступки Пьера совсем иначе. Но, возможно, именно это помогло выработать свое мнение и позицию - и не только в сфере литературы. Кстати, за два своих сочинения по роману я получила «пятерки».

Опираясь на свой опыт, могу сказать: полюбить насильно нельзя, для чтения нужна мотивация. Однако, если вы все же решите прочитать примерно 1300 страниц «Войны и мира», мне кажется, вы не пожалеете и тоже найдете то, что интересно именно вам. Ведь не просто так роман Льва Толстого считают одним из великих произведений мировой литературы. нобелевские лауреаты по литературе

Александр Исаевич Солженицын

Фото: solzhenitsyn.ru

Дмитрий Судаков, главный редактор газеты «Хабаровский Экспресс»:

Александр Исаевич Солженицын, конечно, здорово повлиял на меня в юности. Причем сначала его работы, я, как и книги Довлатова, воспринял в штыки: «Какая ж это литература, это журналистика, публицистика!» Но первое, что меня поразило, когда в начале 90-х я добрался до главного его трехтомного талмуда «Архипелаг ГУЛАГ» (18+) - это даже не язык, а предельно аналитичная структура этой книги: главы «Арест», «Следствие», «Первая камера», «Порты Гулага», «Женщина в лагере», «Малолетки», «Музы в ГУЛАГе», с еще более подробными подзаголовками «Классификация арестов», «Как ведут обыск», «Система заложников», «Потопление барж», «Почему молчал я»...

Лишь через годы, уже в ХХI веке, я понял: больше всего она напоминает подходы и структуру «Википедии», да-да, той самой, знаменитой онлайн-энциклопедии, в создании которой в мире участвуют миллионы людей. И недаром в самом начале этой солженицынской энциклопедии с подзаголовком «1918-1956 Опыт художественного иссследования» написано, что «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку». Да, уж она создана на основе писем, воспоминаний и устных рассказов 257 зэков и самого автора.

Я, воспитанный советской школой, инстинктивно, долго, много лет сопротивлялся силе этой книге, но со временем понял, что это бесполезно: документальная мощь ее такова, что когда встречаешь очередное разоблачение «солженицынской лжи» и «выдуманных миллионов смертей», уже через пару минут или абзацев становится ясно - человек чаще всего просто не читал Солженицына.

И тут, конечно, можно вести ниточку к его монументальному труду от нудноватых «Записок из Мертвого дома» (18+) Достоевского и столь же документально основательному чеховскому труду «Остров Сахалин» (18+), или пробросить ветку в будущее, к двум нашим последним пока нобелевским лауреатам - редактору, признанному Минюстом РФ иноагентом Дмитрию Муратову и журналисту Светлане Алексиевич, чей феномен, в принципе, основан в опоре на факты и документы. нобелевские лауреаты по литературе

Однако неистовый Александр Исаевич, конечно, самим своим масштабом, языком и образом жизни все время заставляет вспомнить другие, соразмерные ему фигуры русской литературы и истории. Это, в первую очередь, Лев Николаевич Толстой, чьи публицистические статьи в духе «Не могу молчать» (18+) явственно перекликаются с главным призывом эссе Солженицына «Жить не по лжи!» (18+). А еще при чтении бескомпромиссного «славянофила» Александра вспоминается легендарный протопоп Аввакум, постоянный обитатель острогов и бесстрашный обличитель существующих порядков.

И порой странно видеть успех у читающей молодежи Виктора Франкла и других западных книг об опыте выживания в концлагере (18+) и в прочих экстремальных условиях. Наш Солженицын с ролью жертвы согласен не был, при любых условиях этот «теленок бодался с дубом». И тот же «Архипелаг ГУЛАГ» дает читателю инструкции не по выживанию, а по борьбе, сопротивлению и пусть редким, но победам над, казалось бы, могущественной системой лжи, страха, подавления и унижения человека. Читайте Солженицына и другие книги классиков, старайтесь «жить не по лжи» и, возможно, вы не только выживете, доживете до лучших времен, но и мы все вместе вылезем из тех исторических буераков и бараков, о которых так много и талантливо писали наши великие писатели... нобелевские лауреаты по литературе

Иван Алексеевич Бунин

Фото: econet.ru

Ирина Климченко, корреспондент:

Иван Бунин – первый из русских литераторов, кому была присуждена Нобелевская премия. Это случилось в 1933 году. По мнению самого писателя, это событие связано в первую очередь с произведением «Жизнь Арсеньева» (12+).

В своё время книга получила множество положительных откликов в зарубежной прессе, повествование называли «одной из самых светлых книг русской литературы». Не спорю, но мне лично «Жизнь Арсеньева» не понравилась. Показалось очень скучным, слишком много описаний и мало действия. Особенно «убил» в самом начале подробный рассказ о всех видах навоза, и восприятие его мальчиком по разным запахам. Дальше читать расхотелось.

Если говорить вообще о произведениях Ивана Бунина, то мне ближе его поэзия, из прозы – «Сны Чанга» (12+). Этот рассказ «зацепил», заставил думать и сопереживать. Если кто-то ещё не читал – рекомендую. нобелевские лауреаты по литературе

Борис Леонидович Пастернак

Фото: Борис Игнатович/Мультимедиа Арт Музей, Москва

Ольга Соколова (Ушакова), главный редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:

Когда в редакции решили перечитать нобелевских лауреатов, я сразу выбрала Бориса Пастернака с его «Доктором Живаго» (12+). И поэт для меня один из самых любимых (часто его стихи в уме по памяти цитирую), и роман перечитать захотелось – после первого раза, на фоне прочих открытий в 90-е, я никак не могла понять, что в нем не так.

Прошли годы с первого моего прочтения. И я опять сняла том с полки. Сюжет, как и в первый раз, захватил. Мыслей после прочитанного – в голове не умещаются, а вот изложить их не получается.

Если коротко: правда автора кажется мне теперь однобокой. И есть еще, к примеру, обыкновенная житейская правда людей - моих родителей, моих теперешних читателей «Хабаровского пенсионера», которым довелось жить в советскую эпоху. Заметьте, не просто жить, а счастливо жить, несмотря на все беды и утраты. Эту ведь правду тоже со стола не смахнешь и из прошлого не вычеркнешь.

В общем, самой достойной частью романа Пастернака, как при первом прочтении, так и при втором, мне показалась последняя «глава» - стихи Юрия Живаго. И если считать, что весь роман написан ради этих, финальных, стихов, тогда можно обойтись одной цитатой, причем не Пастернака, а его современницы Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».

Иосиф Александрович Бродский

Фото: poembook.ru

Марина Прокопьева, корреспондент:

Иосиф Бродский гениальный поэт или просто поэт свободы 1960-х годов Советского Союза? Стихи его не классические, не такие к которым привыкли любители Пушкина, Лермонтова или Ахматовой, которую уважал и даже учился у неё. Во многом злободневные, острые, местами жёсткие, они были непривычны для той страны, в которой жил. Наверное его произведения можно либо любить, либо нет, но остаться равнодушным невозможно.

Я не могу сказать, что после пристального знакомства с его творчеством стала его поклонницей и что оно мне очень понравились. Но все же стихи глубоки по смыслу, отражают целую историческую эпоху: сложную, необычную. А некоторые стихотворные строки актуальны как никогда, и даже в настоящий момент отражают происходящее. нобелевские лауреаты по литературе

Михаил Александрович Шолохов

Фото: culture.ru

Владимир Мишин, главный редактор «Хабинфо»:

Истории о Великой Отечественной войне, возможно, самые популярные в нашей стране. Кто только не писал про подвиги и страдания народа. Когда в редакции мы провели «лотерею» среди писателей, которым была присуждена Нобелевская премия, выпал Михаил Шолохов. Увы, с творчеством писателя я знаком мало. Шолохов стал единственным советским писателем​, которому вручение Нобелевской премии​ согласовало руководство СССР, а получил он её за роман «Тихий Дон»​ (12+). Я решил прочитать что-то иное. Из своей библиотеки мама достала небольшую книгу от «Воениздата», в которой собраны пару рассказов и роман о Великой Отечественной войне.

«Наука ненависти» (12+) - рассказ, который заинтересовал меня уже своим названием. А после того, как я начал его читать - оторваться не мог, хоть и было уже почти два часа ночи. Лейтенант Герасимов, который попал в плен к немцам, рассказывал, что ему пришлось пережить. Автор так красочно описывает его историю, что я ещё пару дней не мог нормально есть, потому что вспоминал, чем питались и в каких условиях жили военнопленные. Мне было дурно! Для себя могу сказать однозначно - Шолохов задел мои чувства насыщенным описанием происходящих действий и лёгким слогом, а это знак, что мне захочется прочитать ещё ни одно его произведение.

Главное фото: Дмитрий Судаков

Наша редакция регулярно пишет про книги и литературу в целом. Чтобы почитать все наши материалы на эту тему, нажмите сюда.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен