Малыш живет в Швеции, в городе, где в небо смотрят островерхие крыши. У него есть мечта о маленьком преданном друге — собаке. Но однажды в окошко его комнаты влетел веселый в меру упитанный Карлсон. И с этого момента начались их приключения.

Жизнерадостный Карлсон и наивный Малыш — вряд ли кто-то не знает героев известной сказки Астрид Линдгрен. Карлсон очень любит пошалить, а на все последствия у него одна отговорка: «Пустяки, дело-то житейское!». Родители Малыша, конечно, с этим не согласны. Тем более, что с летающим другом жизнь их сына превращается в одно сплошное озорство.

Книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (6+) вышла в 1955 году. Уже в 1957-м в СССР было опубликована первая часть этой сказки, а в1960-ых годах — вторая и третья.

Удивительно, но первая театральная постановка в Советском Союзе вышла раньше, чем в Швеции. В стокгольмском Королевском драматическом театре «Карлсона, который живет на крыше» (6+) поставили только в 1969 году. С тех пор спектакли на разных сценах России идут с неизменным успехом. Однако Хабаровский театр кукол не повторил ни одну из постановок и показал пусть похожую, но совершенно другую историю.

От эскиза до премьеры

Всё началось на III Дальневосточной театральной школе: именно там команда из Хабаровского театра кукол под руководством педагога и режиссёра из Санкт-Петербурга Людмилы Фёдоровой впервые показала эскиз будущего спектакля.

Работа оказалась настолько удачной, что сомнений не оставалось — полноценному спектаклю быть. С обновлёнными героями, более детальными декорациями, с костюмами, в которые вдохнули новую жизнь. Но неизменными останутся то самое тепло и обаяние, за которые все так полюбили постановку с первой же минуты.

«Когда мы выбирали тему эскиза, то вместе с актёрами театра решили: а почему бы не взять эту историю? Ведь любой ребёнок мечтает о том, чтобы у него был такой друг как Карлсон. И я считаю — это очень точное попадание в зрителя: и маркетинговое, и эмоционально-душевное», — говорит автор и режиссёр постановки Людмила Фёдорова.

Приключениям Малыша и Карлсона Астрид Линдгрен посвятила три больших книги. Но вместить всю трилогию в спектакль, который идёт 40-60 минут, невозможно.

«Я выбрала то, что близко мне, что зацепило. Основная сюжетная линия — из первой книги, а эмоциональный камертон — из второй. Безусловно, литература очень богатая, и проблема была в том, как это превратить в драматургию, опять же с учётом того, что мы ограничены по времени. Поэтому от многого пришлось отказаться, в том числе и от большинства шалостей Карлсона, и выбрать какой-то определённый путь, одну линию, по которой мы и прошлись, пытаясь копнуть поглубже», — продолжает автор постановки.

Увы, нет в спектакле и фрекен Бок, хотя, наверное, все её ожидают. Как пояснила Людмила Фёдорова, фрекен Бок — очень яркий и смешной персонаж. Но это целая сюжетная линия, которая требует отдельного детального погружения.

«Я же больше попыталась сконцентрироваться на внутреннем мире Карлсона, который мне интересен. Может быть для зрителя это будет неожиданностью. Ведь Карлсон у нас предстаёт лирическим, где-то философским персонажем, потому что за любой маской клоуна скрывается тот, кто по какой-то причине надел эту маску. Возможно, такой подход — нестандартный, может быть, кому-то станет непонятно — зачем. Но вот мне было интересно узнать: почему же он такой? И откуда идёт всё это веселье?» — пояснила режиссёр.

Людмила Фёдорова уверена: поднимать такие темы необходимо. Ведь сам спектакль не только для детей, но и для взрослых. Как напоминание о том, что в каждом из нас есть кусочек детства, и всегда присутствуют фантазии. И о том, как мы, взрослея, забываем о самом лучшем, что было в далёком прошлом, что ведёт нас по жизни и помогает. И о том, как найти Карлсона внутри себя.

Есть в спектакле и отдельная тема для родителей. Ведь недаром мама и папа Малыша — не куклы, а просто плоские лица.

«Здесь мы идём от восприятия мальчика. Родители его не слышат, они не хотят разбираться с его проблемами, потому что заняты своими какими-то важными делами. Поэтому мы и сделали их шаржевыми, плоскостными, без объёма. А тот, кто всегда находится рядом с Малышом, вникает в его жизнь — это Карлсон. Поэтому он — полноценный персонаж. И когда мы работали с художником, разговаривали именно о том, как видит этот мир мир Малыш», — рассказала Фёдорова.

Люди и куклы

Хабаровский художник-постановщик Ольга Ивченко ставит с Людмилой Фёдоровой третий спектакль. В этот раз для постановки готовили планшетных кукол. Они двигаются по поверхности стола, а артист при управлении «планшеткой» виден залу.

Конечно, куклы в спектакле отличаются от тех, что предстали перед зрителями в эскизе. Первые были сделаны из поролона и не одеты. Но именно они помогли понять, какими должны быть герои, какого размера и какой технологии. И настоящие куклы изготавливались по уже придуманному шаблону.

«Сейчас очень многие режиссёры работают с планшетной куклой. Во-первых, «планшетка» ближе к руке, ближе всего к телу, скажем так, и поэтому она более внятная и понятная. Во-вторых, когда надо сделать очень быстро, а мы создали спектакль за три недели, то очень часто прибегают к планшетной кукле, потому что она позволяет это совершить», — отмечает режиссёр.

Увидит зритель и другой актёрский состав, из тех, кто работал в эскизе, осталось только три кукольника. Остальные артисты — те, кто совсем недавно работает в театре, и кто только пришёл в этом сезоне. По словам Людмилы Фёдоровой, это внесло в спектакль совсем другую энергию.

Один из оставшихся в составе «старичков» — артист-кукловод Хабаровского краевого театра кукол Василий Прасков. Именно ему досталась главная роль — Карлсона, который живёт на крыше. Кукла и кукловод даже внешне оказались чуточку похожи, но вот похожи ли они по характеру?

«Какие-то параллели, конечно, проводятся, — рассуждает Василий. — Как уже говорила режиссёр, в любом озорном человеке живёт сентиментальный ребёнок. Это имеет место быть и у меня лично. Где-то на публике или в обществе я такой весёлый-развесёлый, а вечером, образно говоря, плачу в подушку от грусти. И у Карлсона под маской озорного весельчака таится одиночество. Поэтому он и находит Малыша».

Как оказалось, кукловоду также близок и Малыш — таким он ощущал себя в детстве. Да и пошалишь разве, когда в школе, где ты учишь, работают бабушка, мама и сестра? «Жаль, у меня такого друга не было», — шутит актёр.

«Я надеюсь, что спектакль на Хабаровской сцене ждёт долгая жизнь. Всё, из чего сотканы мы — застенчивость и хвастовство, обидчивость и восторженность, шалости и грусть — Астрид Линдгрен подарила выросшему ребёнку по имени Карлсон. И, конечно, нам. В этом дерзком, весёлом, порой несносном, но бесконечно обаятельном мужчине в самом расцвете сил дети находят верного друга, а взрослые — ключ к собственному детству. Он напоминает нам, как важно быть рядом с тем, кто дорог и как необходимо, чтобы тебя любили, слышали и дарили тебе своё время», — отметила автор и режиссёр постановки Людмила Фёдорова.

В ТЕМУ:
Хабаровский театр кукол порадовал необычным спектаклем

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен