Сразу две громкие премьеры отгремели в хабаровских театрах в минувшие выходные. Пока сцена ОДОРА ждала мюзикл «Анна Каренина» (12+) Хабаровского музыкального театра, на сцене театра «Ключ» уже во второй раз с аншлагом встречали перфоманс театра «Белого». Премьера его состоялась накануне.

По иронии судьбы оба театра сегодня не имеют собственной сцены. Одну уничтожил пожар в октябре 2024 года, другая была оставлена вынужденно. «Белый театр» покинул помещение, долгие годы сдружившее ему домом, по требованию арендодателя. Вот уже несколько лет труппа живет в режиме театра бродячего. Но даже этот печальный факт не мешает появлению здесь новых, интересных проектов.

Перфоманс «Хождение по слуху. Цветаева. Попытка вслушивания» (6+) вырос из одноимённого проекта, реализованного при финансовой поддержке Фонда Культурных инициатив. Он шел 4 месяца и включал в себя мастер-классы, лекции, беседы. Перфоманс стал кульминацией. И, возможно, самой яркой его страницей.

Центр этой творческой вселенной — стихотворение Марины Цветаевой «Так вслушиваются». На мой взгляд, в итоге сложилась абсолютно женская история — чувственная, глубокая, интуитивная, доведенная до эмоционального предела.

— Проект стал очень интересным для нас. Мы подходили к нему с разных сторон: пластика, живопись, слово. Но самое большое наше открытие было когда мы погрузились в жестовый язык. Оказывается, стихотворение на жестовый язык не переводится словами. Переводятся смыслы, трактовки. И это очень интересно. Потому что весь этот проект мы как раз пытались проникнуть в эти смыслы — слова, звуки, все, что находится между строк, то, что не произносится. Поэзия — это жанр, где слово — это шифр, код. В нем зашифрована вся Вселенная. Поэт обладает знанием о том, о чем мы только догадываемся. Он путешественник в те миры, которые нам недоступны и передает нам эти знания. Расшифровать коды — большая задача, — отметила перед началом представления режиссер Ольга Кузьмина.

Режиссер предупредила сразу — легко зрителю не будет. Не стоит пытаться тут же расшифровывать коды, тем более искать сюжет. Театральности здесь нет. И это тоже эксперимент.

— Попытайтесь просто вслушаться вместе с нами, продышать, прозвучать. Это же эксперимент, мы сознательно отошли от привычного чтения стихов под фонограмму. У нас практически все время идет живой звук. Много шепотом. Мы старались прийти к графичной, минималистичной форме. Чтобы достичь состояния поэтического языка. Мы перемешали профессиональных музыкантов и актеров с непрофессиональными людьми, которые просто пришли, пожелали и попробовали себя в этой стезе. Этот не игра-действие, а игра — состояние, — пояснила она.

И вот началось таинство. Иначе происходящее назвать нельзя. Двенадцать женщин — каждая со своей историей, интонацией — творили звуковую, пластическую магию, оторваться от которой было невозможно. В моей голове пронеслись десятки ассоциаций и образов. Зрителя раскачивали на эмоциональных качелях, заставляя вслушиваться, всматриваться, погружаться в себя. Невидимый метроном словно отстукивал ритм и ты, со своего места в зрительном зале, вдруг, о, чудо, нащупываешь нужную частоту, начиная дышать с артистами в унисон. Вместе с ними мы проживали целую жизнь. Двенадцать женщин — двенадцать месяцев. Неумолимое время. Его цикличность. Любовь, боль, страдания, свет… Счастье. Быть здесь. Быть сейчас.

Маятник раскачивался все больше. И вот ты сам уже слово, звук, частицей этого мощного мира кружишься в его бесконечном потоке… Но вдруг все обрывается. Тишина. И она тоже звучит. Пронзительно и, кажется, неуместно.

Зритель не сразу понимает, что это финал. Небольшая пауза, осознание. Тишину прорезают овации. Артистки выходят на поклон и утопают в цветах. Таких же жизнерадостно — ярких на фоне их монохромных черных одежд, как детали отзвучавшего только что перфоманса — колокольчики, перчатки, фрагменты картины Кандинского. Все было к месту. Все было не зря.

— Работа над этим перфомансом началась с поиска. И мне кажется, весь этот перфоманс об этом. О поиске себя в этом мире. Где нужно трепетно, напряжённо, но при этом расслабленно и спокойно вслушиваться в себя, в других, и в себя рядом с другими. Это про состояние «здесь и сейчас». Только в этом «сейчас» можно быть в спокойствии и созерцании момента. И только в этом состоянии ты уже не умом, но чувственно познаешь мир и себя в нём. Почти каждый номер в перфомансе требует этого расслабленного сосредоточения. И самое сложное — в это состояние погрузиться. А иначе никак, — в процессе работы говорила актриса, музыкант, певица, автор музыки, звучащей в перфомансе Мария Рихтер.

Иначе, действительно, никак. У меня, надеюсь, вслушаться получилось. И это ценный опыт. Шепот все еще звучит где-то внутри меня. Хочется, чтобы магия продолжалась.

И еще одно, надеюсь, реальное желание, чтобы труппа «Белого театра» обрела свой собственный дом. Сегодня артисты работают на разных площадках. Благо, творческих людей, готовых поддержать коллег в Хабаровске немало. Сегодня Ольга Кузьмина и Андрей Трумба еще и педагоги театра «Ключ» при фонде «Счастливое детство», работают с особенными юными артистами. Весьма успешно. И вновь они не о себе:

— Если вам интересно, смело набейте сюда дорожку и будьте вместе с нами. Всегда можно прийти на спектакль или просто помочь ребятам, поддержать их любым способом, — пригасил хабаровчан Андрей Трумба.

В ТЕМУ:
«Поминальная молитва»: в Хабаровском театре драмы вновь премьера

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен