Вновь классика и аншлаг: Хабаровский музтеатр показал премьеру мюзикла «Анна Каренина»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…». Эта фраза, с которой Лев Толстой начинает свой роман «Анна Каренина» (16+), известна даже тем, кто никогда не открывал эту книгу. Так же, как и то, что Анна Каренина бросилась под поезд из-за своей всепоглощающей любви. Но что стоит за этой любовью? Увлечение скучающей женщины из высшего общества? Высокие чувства? Или всепоглощающая страсть, которая вдруг вспыхивает, как искра, между мужчиной и женщиной?
Драматическая история любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего молодого офицера Алексея Вронского разворачивается на фоне блеска и роскоши дворянской жизни конца XIX века. Герои мюзикла переживают яркие и противоречивые чувства: любовь и предательство, страсть и долг, надежду и отчаянье. И хотя от тех времён нас отделяют почти полтора столетия — события, разворачивающиеся перед глазами зрителей, по-настоящему захватывают и увлекают за собой.
Эмоции буквально захлестнули зал. Любовь Анны Карениной трогала до слёз, но… В такого Вронского невозможно не влюбиться! Жаль было несчастного Каренина, но ещё больше — их маленького сына Серёжу, который кричал на весь зал: «Мама! Ты не уйдёшь?»…
Волшебство и магия состоялись. И яркий, захватывающий и эмоциональный мюзикл стал ещё одним шедевром в копилке Хабаровского музыкального театра.
Слово режиссёру
Мюзикл подготовила звездная команда постановщиков из Санкт-Петербурга.
Режиссёром и автором либретто мюзикла выступила уже известная хабаровчанам заслуженная артистка России из Санкт-Петербурга Наталья Индейкина. Прошлая её работа «Первый бал Наташи Ростовой» (12+) не только поразила зрителей, но и стала самым масштабным гастрольным показом — театр с этим мюзиклом впервые выехал за пределы региона почти в полном составе. Почему же вновь именитый режиссёр обратилась к классике, а мировую премьеру поставила именно в нашем музыкальном театре?

— Это моя мечта — поставить «Анну Каренину», поэтому я была счастлива, когда она осуществилась благодаря инициативе художественного руководителя театра Никиты Туранова. И просто здорово, что эта идея нашла отклик у замечательнейшего петербургского композитора Владимира Баскина и моего любимого соавтора Эдуарда Гайдая. Для меня большая честь, что мировая премьера мюзикла «Анна Каренина» (12+) состоялась именно в Хабаровском музыкальном театре — одном из лучших музыкальных театров страны. Он был одним из лучших и в советское время, и сейчас весьма уверенно несёт этот флаг первенства, — сказала Наталья Индейкина. — Работа над мюзиклом в новых условиях после пожара стала настоящим испытанием для труппы. Я преклоняюсь перед этим удивительным коллективом. Благодаря таким людям мы можем продолжать творить и находить новые пути, несмотря на любые преграды.
Режиссёр рассказала, что мюзикл по этому произведению уже поставили в одном из московских театров. Но! Это совершенно другая постановка на другую музыку и по другому сценарию. Аналогов же «Анны Карениной», поставленной на хабаровской сцене, в России нет. Сценарий и музыка для данного спектакля писались только для ХМТ и ни для кого более.
— В своей инсценировке я отталкивалась от первой фразы романа: «Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…». За основу нашей истории мы взяли три линии: Облонские, Щербацкие — Левины, Каренины — Вронские. Естественно, мы не давали всю палитру отношений. За два часа невозможно рассказать весь роман. И наш мюзикл — это про варианты любви, это про страсть. Губительна ли такая страсть или живительна? Какой должна быть семья? Должна ли она быть в принципе? И что важнее для женщины: любовь или семья? Семья же это не всегда любовь. Семья — это обязанность, это работа. И если там присутствует любовь, женщине повезло, — продолжает Наталья Индейкина. — Мы всего лишь говорим: Толстой написал вот так, а вы, уважаемые зрители, берите для себя всё, что вы хотите.
Рассказывая о своей постановке, режиссёр отметила необычайной красоты музыку композитора Владимира Баскина и работу художника-постановщика Елены Вершининой.
— Слушать его музыку— это наслаждение. Мелодия затрагивает душу, а музыка в любом мюзикле — это, безусловно, первично. Что касается выразительных средств, я работаю с замечательным художником с Еленой Вершининой, которая выпустила великолепную оперу в Мариинском театре и получила за неё высшую театральную награду Санкт-Петербурга «Золотой софит». Также сценографическое решение мне представляется весьма и весьма точным — уходящий путь. Да с одной стороны, как бы железная дорога, с другой стороны, вроде бы не дорога, а вечный путь человека, который, как мы знаем, конечен. И в течение всего времени у зрителя есть возможность задуматься о конечности своего прекрасного пути. Или не задумываться об этом, что тоже, в общем-то, имеет место быть, — сказала она.
Актёры и роли
— Я думаю, что недаром в советское время «Анна Каренина» не была введена в школьную программу, ведь это довольно сложное произведение. Впервые я прочитал роман, когда мне было лет 25. Прочитал и прочитал, книга «Война и мир» мне больше понравилась. В связи с участием в спектакле пришлось вникнуть в произведение гораздо глубже. И я пришёл к выводу, что такую серьёзную философскую жизненную литературу нужно читать уже после сорока. Когда ты уже прожил какой-то этап жизни, и у самого есть какая-то жизненная база какие-то перипетии, жизненные события. Когда ты понимаешь, что уже состарились родители, и ты знаешь, что такое возраст. Вот с этой позиции надо уже читать. А молодёжи рановато — они по-своему оценят, но далеко не всё поймут, — говорит заслуженный артист России Денис Желтоухов.
Артист рассказал, что, читая роман представлял себя именно Алексеем Карениным.
— Мой персонаж — непростой человек с непростой судьбой. Очень сложно охарактеризовать положительные или отрицательные нюансы. Здесь всё намного сложнее. В «Анне Карениной» нет положительных и отрицательных персонажей вообще. Здесь у всех своя судьба, поэтому зрителю остаётся только смотреть и оценивать представленных героев, — добавил он.
Дениса Желтоухова сумел подать своего героя так, что вызывал какое-то двойственное отношение к Алексею Каренина. С одной стороны, было жаль этого растерявшегося человека, обманутого мужа, вокруг которого роились грязные разговоры и сплетни окружающего его высшего общества. С другой — вызывала неприязнь его отношение к Анне, когда он запретил ей видеться с сыном.
Маленького Серёжу Каренина сыграл совсем юный артист, 8-летний Михаил Суховей. Это был его первый выход на большую сцену. Актёра на эту роль выбирали по фотографии. Артисты театра принесли режиссёру фото своих детей. Фотографию сына принесла и артистка-вокалистка Надежда Бобовская (в мюзикле она играет роль жены посланника). Миша понравился режиссёру, тем более, что он и по возрасту подходил. Его утвердили на роль и не ошиблись. Трогательную встречу Серёжи с мамой он сыграл так, что вызвал у зрителей слёзы.
Роль же самой Анны оказалась трагической не только на сцене.
В образе Анны Карениной должна была выступить Юлия Лакомая. Это её фотографии стоят в анонсах спектакля и на афише. Но… На сцену вышла Юлия Горенская.
А на следующий день после премьеры в telegram-канале ХМТ появилось сообщение: «Дорогие зрители, к сожалению, накануне премьеры исполнительница главной роли по пути на репетицию поскользнулась и получила серьезную травму — перелом ноги, премьера была на грани срыва. В кратчайшие сроки была введена в эту роль Юлия Горенская.
Чтобы не создавать излишней паники и в надежде, что мы всё успеем отрепетировать и премьере быть — мы не афишировали замену в спектакле, работая последние три дня с утра до ночи.
Впереди у артистки сложный этап восстановления — пожелаем Юлии Лакомой скорейшего выздоровления и возвращения на сцену!».
Зрителям неведомо, насколько сложно и тяжело шли последние репетиции. Они увидели результат — великолепное темпераментное исполнение. Любовь и страсть, взрывающие душу, отчаянье и горе, вызывающие у зрителей ответные слёзы.
Великолепен на сцене и заслуженный артист Хабаровского края Никита Туранов в роли любовника Анны Алексея Вронского. Не влюбиться в молодого красивого графа с выправкой гвардейского офицера просто невозможно. И неспроста заболела молодая княжна Кити Щербацкая, так и не дождавшаяся от Вронского предложения руки и сердца.
В роли Кити выступила Дина Мусина. Она пришла в театр только в этом сезоне после окончания ГИТИСа, но уже полюбилась хабаровским зрителям.
Сама же история любви Карениной и Вронского начинается на вокзале. Среди встречающих и провожающих они впервые встречаются взглядом, чтобы потом отдаться течению разбушевавшихся чувств.
Здесь же, на вокзале, и заканчивается не только роман двух влюблённых, но и жизнь Анны.
— Спектакль великолепный! Эмоции переполняют так, что я даже слов подобрать не могу. Но мне с самого начала очень хотелось узнать, а как завершится мюзикл? Ведь главная героиня бросается под поезд! — поделилась одна из зрительниц после спектакля. — Решение режиссёра, когда Анна уезжает на багажной тележке на фоне железной дороги, а обратный путь для неё закрывают, мне кажется очень интересным. При этом каждый зритель мысленно может изменить концовку. Мне вот очень не хочется, чтобы Анна погибла. И я подумала: она просто уехала. Сбежала от вех проблем, но обязательно вернётся.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…». Какими быть, счастливыми или несчастными, — решаем только мы сами. И, наверное, многие после мюзикла задумаются об этом. Но это будет потом…
А пока спектакль позволят на несколько часов отключиться от реальности, насладиться удивительной историей любви и роскошной, блистательной, утончённой атмосферой девятнадцатого столетия...
Ближайшие показы мюзикла «Анна Каренина» состоятся на сцене Окружного дома офицеров ВВО 28 и 30 марта.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен