От детской литературы до философского осмысления мира — всё, что читала наша редакция зимой
«Зима недаром злится — прошла ее пора», — и эту истину в Хабаровске подтверждает март за окном. А все-таки жаль стремительно тающих снегов. Ведь зима — самое располагающее к чтению время. И наша редакция воспользовалась этим расположением на полную катушку.
Что и говорить, почитали на славу. А какой разброс интересов! От женского романа — до английской антиутопии прошлого века. От вечной (и не менее серьезной) любви к детским рассказам и повестям — до философской, психологической и документальной литературы.
Вперед, читатель, у тебя еще есть время последовать нашему примеру.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»:
Думаю, у многих бывают моменты, когда нужно переключиться на другую работу, но «мозг кипит», и не хочется что-то делать и уж тем более о чём-то думать. У каждого в такой ситуации есть свой рецепт «переключения каналов». Для меня это чтение лёгкой литературы с незамысловатым сюжетом. И чаще всего я выбираю детективы Дарьи Донцовой.
Специально такие книги я не покупаю. Беру в шкафах на автобусных остановках или в библиотеке — из тех, что отдают бесплатно. Потом туда же и возвращаю. В основном, конечно, попадаются уже читанные, но встречаются и новые экземпляры. Три из таких «новинок» я взяла этой зимой: «Хищный аленький цветочек», «Синий мопс счастья» и «Ромео с большой дороги».
В «Хищном аленьком цветочке» (16+) речь идёт о визажисте Степаниде Козловой, которой пришлось помогать правоохранительным органам искать серийного убийцу. Для этого роль её жениха взял на себя полицейский Егор, представившийся на модной тусовке дизайнером из Сибири.

Степанида с «женихом» должны втереться в доверие к хозяйке художественной галереи Елене Козиной — туда ведут следы похожих преступлений: людей убивают, устроив им перед смертью «суд». Жертв ничего не связывает, кроме странных картин-открыток, которые могли написать только в студии при галерее Козиной…
Сюжет «Синего мопса счастья» (16+) в какой-то степени оказался даже поучительным, раскрывая парочку мошеннических приёмов по обдуриванию доверчивых граждан. Вывод: не пускайте в дом посторонних людей, не верьте гадалкам и не проходите обследование в никому не известных медицинских точках.
«Ромео с большой дороги» (16+) я ещё не дочитала. В этот раз расследование ведёт небезызвестная Даша Васильева. Ей предстоит найти шубу из розовой шиншиллы, чтобы спасти дом от вторжения не очень приятной особы…
Почему-то многие при имени «Дарья Донцова» начинают крутить носом и говорить: «Фу… Бульварное чтиво». Однако её книги расходятся тысячными тиражами, значит, не так уж они и плохи. И мне её детективы «зашли». Помогают «переключать каналы».
Алексей Денисов, руководитель компьютерного центра:
Прочитав некоторое количество восторженных отзывов о книге Юваль Ной Харари «Sapiens. Краткая история человечества» (18+), решил ознакомиться. Пытался читать с телефона — не зашло, бросил, но тут на Новый год подарили саму книгу. В бумаге читать проще, пришлось взять себя в руки и… ощущения повторились.
Как человек, воспитанный книгами А.Маркова, С.Дробышевского и С.Бурлак, я с первых же страниц с трудом ухватывал нить повествования — нагромождение фактов и аргументов, ведущих к нелепым выводам, обескураживало.
Ну ладно, думаю, автор не антрополог, а военный историк-медиевист, а также философ и футуролог, возможно, «плавает в теме», но на главе «Легенда Пежо», опять запнулся. Прочитал несколько раз, однако не смог понять — к чему это?

Основная идея первой части книги — 70 тысяч лет назад произошла какая-то мутация, которая привела к «когнитивной революции» и вывела Homo Sapiens на другой уровень: появилась речь, мы стали мыслить будущим, уметь договариваться и т.д. При этом совершенно упускается, что эти изменения накапливались сотнями тысяч лет, а просто одна мутация не способна ничего изменить. Целый комплекс обстоятельств привел к появлению Человека Разумного, а череда случайностей и везения помогла нашему виду выжить.
И самое странное, что автор, позиционируя себя как материалист, строит идеалистические концепции. В своё время другой философ заявил: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались… Тогда наступает эпоха социальной революции».
Узнали? Да-да, Карл Маркс, «К критике политической экономии» (12+). И в этой фразе на один абзац больше смысла, чем во всей книге Юваля Ной Харари. По крайней мере, в той ее части, что я успел прочитать. В общем, при всём количестве фактов и концепций, книга разочаровала, возможно, дальше и продолжать не стоит ее читать.
Светлана Калинина, редактор газеты «Солнышко»:
Недавно я читала электронную книгу «Поллианна» (12+), автор Эллинор Портер, и прям прониклась этой историей! Она о маленькой девочке, у которой было куча проблем и потерь, но она все равно оставалась позитивной и верила в лучшее.
Представить только девчонку Поллианну! Ее имя, кстати, от двух тетушек: Полли и Анны. Осталась сиротой и поехала жить к строгой тете Полли, которая взяла ее к себе больше из чувства долга, чем любви. Жизнь у них была не сахар — вся в ограничениях и лишениях. Но Поллианна не унывала!
Папа научил ее «игре в радость» — находить что-то хорошее даже в самой плохой ситуации. И она прямо-таки мастерски этим пользовалась! Даже самая скучная вещь превращалась для нее в праздник.

На первый взгляд, это все наивно и нереально. Но Поллианна так заразительна, что мир вокруг поневоле меняется. Тетя Полли стала добрее, соседи перестали хмуриться, больные поверили, что выздоровеют. Поллианна показала всем, что немного позитива может творить чудеса!
Это не просто сказка, а настоящий урок: жизнь — это то, как ты ее видишь. И всегда найдутся причины для радости, даже в самые тяжёлые времена.
Наталья Сорокина, координатор проектов:
В этом году исполняется 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. У меня были родственники, которые могли рассказать об этом. Но, возможно, просто не хотели вспоминать, а я и не спрашивала. Сейчас, увы, время ушло. И вот накануне Дня снятия блокады Ленинграда я случайно увидела эту книгу, посвященную 900 дням ленинградцев.
Странно, но раньше я о ней не слышала. И в школе о ней нам не рассказывали. Помню, к нам приходили ветераны, выступали коллективы, пели песни военных лет. А мы сидели в актовом зале и слушали. Конечно, не всем было интересно. Возможно, время уже было не то — на дворе 90-е…
И вот теперь взялась я за документальную хронику — «Блокадную книгу» (16+), написанную советскими писателями Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным. Люблю подобные произведения. Они честны. Может, не всегда понятны и не всем интересны, но зато без прикрас и выдумок, только факты.
В книге сначала дается общая информация о блокаде и ее прорыве. А после — документальные свидетельства жителей блокадного Ленинграда, которые рассказывают будущим поколениям — нам, свои истории.
Все без прикрас о лишениях, утратах и мужестве. Все как было. Все реально. В письмах, фотографиях, документах и воспоминаниях — о мужестве ленинградцев, героических и трагических событиях обычных людей. Это и мужчины, и женщины, и дети.
Конечно, для меня это не стало открытием. Все-таки много смотрела и читала. Но то, что дается в учебниках и показывается в художественных фильмах — и то, что читаешь из первых уст, иначе воспринимается.
Здесь — живые люди, которые рассказывают, как готовили еду, прятали кошек, про маленькие радости, эвакуацию, суровую зиму, обстрелы, мертвых на улицах Ленинграда… Сложно читать, конечно. Очень уж у меня воображение хорошее. Но знать и помнить это надо.
Владимир Мишин, редактор сайта «Хабинфо»:
Зима оказалась для меня детско-подростковым периодом в плане чтения. Даже не знаю, чем это объяснить. Начал я с автобиографической повести Николая Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (0+). Говорят, её проходят в школе, но не помню про это совсем. Поэтому я не освежил память, а читал в первый раз.
Книга напомнила мне, как модно сейчас говорить, эмоциональные качели: я смеялся, грустил, злился и очень расстраивался. Жизнь Тёмы оказалась насыщенной. В небольшом произведении автор смог уместить всю палитру эмоций. Жаль, конец оказался грустным. И я в расстроенных чувствах перешёл к современному автору.

Дмитрий Сиротин, педагог и писатель, недавно представил новую книгу «Кукла ходит по земле» (12+). Книга привлекла моё внимание обложкой, а уж потом я полез в описание. Купил. Читал с удовольствием. Герой книги — начинающий музыкант и слишком чувствительный молодой человек, который бесконечно копается в мыслях и будто прокручивает сценарии действий. Звучит, как сумасшествие, но это не так.
Дело в том, что книга построена больше на мыслях главного героя. Ведь мы все всегда думаем, даже иногда вслух: куда пойти, что сделать и как поступить. Так и герой книги — всегда думает. Думает — уже хорошо!
Очень порадовало, что действие происходит не в столицах, а в Воркуте, как оказалось, на родине автора. За счёт этого читать ещё интересней. И все же после прочтения книга оставила ощущение пустоты — я так и не смог смириться с финалом.
Екатерина Подпенко, корреспондент:
Зимнее чтение началось с профессиональной литературы — нужно было прочесть учебник по новостной журналистике. Да, в нашей сфере учеба не заканчивается с получением диплома. Стараемся учиться у маститых коллег регулярно, чтобы не стоять на месте.
А следующая книга попалась на глаза случайно — «Бог всегда путешествует инкогнито» (16+) Лоран Гунель. Но говорят, что все случайности не случайны. Это история о поиске смысла, о внутренней борьбе и о том, как непростые моменты в жизни могут открыть нам глаза на истинные ценности.
Герой отправляется в путешествие не только по географическим просторам, но и по глубоким уголкам своей души. Я была поражена тем, как автор мастерски передает чувства и переживания персонажа. А пронзительные метафоры и выразительные образы, с которыми работает автор, сделали чтение по-настоящему погружающим.
Еще хочу отметить книгу Пола Экмана «Психология эмоций» (16+). Её мне порекомендовал один из моих героев — хабаровский психолог. После интервью с ним мне захотелось поглубже вникнуть в эту тему. Достаточно интересно, простым и доступным языком — о сложном мире чувств и эмоций. Кроме того, книга предлагает множество практических инструментов для распознавания и управления эмоциями. Но эти навыки нужно тренировать и нарабатывать.
Мария Минчева, корреспондент:
У нас в семье есть традиция обязательно перед сном читать с дочкой, причем то мы ей, то наоборот. А еще лучше семилетнему человеку давать возможность определять книгу к прочтению на свой вкус. Раньше покупали, а теперь и в библиотеке берем.
В очередной наш приход библиотекарь предложила почитать кошачий роман «Варджак Лап» (12+), автор Салах Фалах Саид — английский писатель, рожденный в Бейруте. Сюжет захватил и семилетнюю дочку и нас, взрослых.
К середине книги я поймала себя на мысли, что в ней переплетены разные жанры: и мелодрама, и боевик, и экшн, и философский роман… Немало прослеживается сюжетных линий между главным героем Варджак Лапом, месопотамским котом с янтарными глазами и серебристо-голубой шерстью, и остальными действующими лицами.

От других собратьев, живших в заточении и не знавших бед и лишений, его отличали бойцовский характер и умение побороть собственную неуверенность, которая трансформировалась в житейскую мудрость и закаленную силу духа.
Смелый кот обладал необычными способностями, которые помогали ему преодолевать трудности в незнакомых для него местах. А еще у героя был верный помощник, подсказки от которого он получал и во сне, — дед Джалал. Так что наставничество, уважение к мудрости старших и внимательное следование их советам — именно те качества, которые затрагиваются в этой книжке для детей.
Будь я режиссером или сценаристом, обязательно экранизировала бы этот мелодраматический роман с глубоким смыслом и нотками мистицизма. Если не можешь оторваться и хочешь скорее узнать развязку, а после прочтения сюжет долго прокручиваешь в голове — это ли не достойное произведение?
Ольга Ушакова (Соколова), редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
Еще осенью я решила, что пора пополнить свою библиотеку современными изданиями. Осуществить задуманное удалось ближе к зиме.
Первым стал Борис Рыжий, поэт, взлетевший в треклятые 90-е и сгоревший в начале 2000-х, в 27 лет. Лауреат литературных премий «Антибукер» (1999) и «Северная Пальмира» (2001).
Прошлой осенью ему бы исполнилось всего лишь 50 лет. Об этом много говорили в октябре. И даже фильм сняли, который не вышел. А московский Театр на Таганке поставил спектакль. Мне стал любопытен такой интерес соотечественников. И я купила самый полный сборник стихов Бориса Рыжего «В кварталах дальних и печальных…» (16+)
Пересказывать стихи — неблагодарное занятие. Главное ведь не содержание — а какие струны души они задевают. Могу сказать одно: Борис Рыжий — действительно большой поэт. И вот уже пятый месяц книга в моих личных «топах».

К следующему своему приобретению я решила подойти прагматично — на глаза попался рейтинг лучших изданий за 2024 год. Поразмыслив, что фентэзи и биографии знаменитостей — «не мое», выбрала роман итальянской писательницы Франчески Джанноне «Почтальонша» (12+), не подумав, что меня ждет «женский роман».
Ну, не знаю: примитивный язык, примитивный сюжет — и всё это на фоне отвратительного издания с большими полями и увеличенными межстрочными интервалами, что сделало книгу чересчур толстой и неудобной в чтении. Я ее, конечно, прочла. И даже немного увлеклась содержанием. Но, похоже, лишь для того, чтобы еще раз убедиться, насколько мне неинтересен подобный жанр.

А тут как раз на телеканале «Культура» в «Игре в бисер» (12+) обсуждали роман «Перелетный кабак» (16+), написанный англичанином Гилбертом Кийтом Честертоном в 30-х годах прошлого века. Собственно, мое внимание привлекли стихи из него: «Но люди еще проснутся, они искупят вину, Ибо жалеет наш Господь свою больную страну […] Но голос зовет сквозь годы: «Кто еще хочет свободы? Кто еще хочет победы? Идите домой!»
Они меня зацепили. Очень. Я нашла книгу на одном из маркет-плейсов. И это была неделя восторга от прекрасного языка произведения, пронизанного тонким юмором.
По жанру «Перелетный кабак» — антиутопия. И вот противостояние опостылевшей обыденности зовет тебя вместе с героями на поиски правды и света, чтобы вскрыть ханжество и предательство. Впрочем, содержание в этом случае не так уж важно — удовольствие получаешь от самого процесса, от течения мысли автора. Недаром Честертон не только писатель, но и философ.
Второй роман Честертона, прочитанный мной, — «Шар и крест» (12+). В нем непримиримые враги становятся верными друзьями потому, что получили возможность и время поговорить по душам.

Но на их пути к истине много коллизий. К примеру, райский сад оказывается сумасшедшим домом… Герои думают, что они спасаются от преследователей, перепрыгнув через его стену, а оказывается — их туда намеренно завели. Или вот выжившего из ума (как может показаться) старика некто спрашивает: «Ну что, помог тебе твой крест?» — и тот отвечает: «Я за него держусь…»
Но самой ценной для меня в романе «Шар и крест» стала фраза: «Главное — человек». Как будто с моего языка снята. По-моему, это именно то, что всем нам давно пора вспомнить и сделать главной доктриной.
На днях я еще получила книгу «Человек, который был четвергом» (12+). Говорят, это лучший роман Честертона…
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен