Каннское эхо в хабаровском кинопрокате
Увлекшись экранизацией похождений народных сказочных персонажей, отечественные кинематографисты на время оставили без внимания собственно историю Древней Руси. Но только на время. И вот в прокат выходит «Злой город», рассказывающий о героическом сопротивлении татаро-монголам жителей осажденного городка Козельска. Увидят хабаровчане также сразу две работы из конкурсной программы прошлогоднего Каннского кинофестиваля — криминально-романтическую драму «Разбитые сердца» и полнометражный мультфильм «Самый ценный груз». А звездный артист Джонни Депп на сей раз переквалифицировался в режиссера и снял фильм о художнике Амедео Модильяни.
«Злой город» (Россия, 12+)
В 1237-38 годах древнерусским княжествам, как известно из истории, пришлось столкнуться со страшной напастью — татаро-монгольским вторжением. Под натиском вражеской орды большинство хорошо укрепленных, казалось бы, городов могли устоять не больше нескольких дней. Исключением стал небольшой Козельск, расположенный на территории современной Калужской области. Его жители сопротивлялись хану Батыю семь недель!
Эта история, сколь духоподъемная, столь и трагическая (взяв-таки Козельск, враги перебили всё население, включая малых детей), не могла не привлечь рано или поздно внимание отечественных кинематографистов. За постановку, в итоге, взялся Константин Буслов, автор «Бабла» (2011 г., 18+) и «Калашникова» (2020 г., 12+), который также выступил одним из продюсеров ленты. И, в целом, с заданием справился.
В «Злом городе» (так хан Батый назвал Козельск) присутствуют главные составляющие зрелищного исторического блокбастера — масштабные батальные сцены уравновешиваются романтической сюжетной линией, а ближе к финалу каждый кадр пронизан пафосом. При этом авторы решили не утомлять зрителей большим хронометражом. Фильм идет немногим меньше двух часов, так что история на экране развивается динамично, без особых провисаний.
Главные роли в картине исполнили Алексей Гуськов, Александр Метелкин, Владимир Любимцев, Артём Волобуев и Полина Чернышова.
«Разбитые сердца» (L'Amourouf, Франция, Бельгия, 18+)
Клотер (Малик Фрика) — трудный подросток. Жаклин (Маллори Ванек) — девочка из хорошей семьи. Первое знакомство не задалось, но искра уже пробежала. И вот между Клотером и Джеки (как он ее сразу стал звать) уже любовь. Парень, однако, чем дальше, тем глубже погружается в криминал, и оглянуться не успевает, как уже мотает 12-летний срок! Отсидев, Клотер возвращается в родные места (уже в обличье актера Франсуа Сивиля), чтобы узнать, что возлюбленная (Адель Экзаркопулос) готовится выйти замуж за некоего Джеффри (Венсан Лакост)...
Режиссер Жиль Лелуш, в отличие от своего коллеги Буслова, ограничивать себя в хронометраже не стал. Фильм идет вполне чувствительные 2 часа 45 минут. Более того, не стал автор и замыкаться в одном жанре, представив публике что-то вроде романтическо-музыкально-криминальной драмы с элементами комедии. На Каннском кинофестивале, где «Разбитые сердца» участвовали в основном конкурсе, картину приняли тепло, но призами почему-то обделили.
«Самый ценный груз» (La plus précieuse des marchandises, Франция, Бельгия, 16+)
Еще один участник последнего Каннского кинофестиваля, и тоже оставшийся без наград (впрочем, сам факт попадания в конкурсную программу самого престижного киносмотра планеты тоже дорогого стоит), — полнометражный мультфильм «Самый ценный груз», первый опыт в анимации именитого режиссера Мишеля Хазанавичуса («Артист» (2011 г., 12+).
В лесной глуши живут лесоруб и его жена. Где-то там, за деревьями, идет война. Через лес проносятся поезда. Однажды женщина находит недалеко от железной дороги сверток с младенцем. Все указывает на то, что его выбросили из проходившего мимо состава. Жена лесоруба забирает младенца домой и собирается оставить его у себя, не слушая возражений супруга. Тот, будучи движим предрассудками, поначалу отказывается принимать ребенка. Но постепенно проникается теплыми чувствами к новому члену семьи. Но тут вопросы к внезапному появлению младенца появляются уже у тех, кто живет в соседней деревне…
В основе фильма лежит книга известного французского писателя и драматурга еврейского происхождения Жана-Клода Грюнбера, для которого тема Холокоста является магистральной в творчестве. В своей ленте, нарочито старомодной по картинке, Хазанавичус не проговаривает прямым текстом, где и когда произошла эта история, подчеркивая ее вневременное значение. Но куда следовал поезд, из которого выбросили младенца, чтобы спасти его от неминуемой смерти в газовой камере, увы, и так понятно...
«Моди: Три дня на крыльях безумия» (Modi: Three Daysonthe Wing of Madness, Великобритания, Италия, Венгрия, Саудовская Аравия, 18+)
С 1970-х годов знаменитый актер Аль Пачино время от времени инициировал киноадаптацию пьесы драматурга Денниса Макинтайра об одном из самых известных художников XX века Амедео Модильяни. В качестве постановщика назывались Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорцезе и другие имена, составляющие золотой фонд мирового кинематографа. Но в итоге в режиссерское кресло сел не менее известный актер Джонни Депп, которому история непризнанного при жизни гения, надо полагать, видится очень личной, особенно после того, как его подвергли остракизму в Голливуде.
Действие картины, как следует из названия, укладывается в три дня. 1916 год. Модильяни (Риккардо Скамарчо) слоняется по Парижу в компании таких же бедных художников Мориса Утрилло (Брюно Гуэри) и Хаима Сутина (Райан МакПарланд), выясняет отношения с подругой Беатрис Хастингс (Антония Депла), терзается муками творчества и пытается продать хоть что-то из своих работ через арт-дилера Леопольда Зборовского (Стивен Грэм). В порыве отчаяния Моди собирается бросить всё и уехать на родину, в Италию. Но тут Зборовский сообщает, что в Париж должен приехать богатый коллекционер Морис Канна (Аль Пачино), который заинтересовался творчеством художника…
Несмотря на трепетное отношение к проекту со стороны и Пачино, и Деппа, получившийся фильм мало чем отличается от большого количества биографических лент художников, артистов, поэтов и прочих творческих личностей. Все они сделаны как под копирку, наполнены избитыми штампами, а самое главное — не объясняют, что же такого гениального в том или ином герое. Модильяни (который, как минимум, трижды уже становился героем байопиков) этой участи тоже, увы, не избежал.
И другое
Редкая кинонеделя обходится без новых отечественных кинокомедий. В этот раз любители посмеяться могут выбрать из фильмов «Лотерея» (Россия, 16+), где герои Алексея Серебрякова и Евгения Кулика будут делить ну очень большой выигрыш, и «По барам» (Россия, 18+), рассказывающего о том, как представители офисного планктона решили знатно «накидаться», и что из этого вышло. Среди других премьер — еще одно высказывание на тему Холокоста, военная драма «Что скрывает Ирен?» (Irena's Vow, Канада, Польша, 18+) и «Астрал. Проклятие мертвых» (Pemandi Jenazah, Индонезия, 18+, название фильма правильнее было бы перевести как «Купальщики трупов»).
Дети тоже внакладе не останутся. Им адресованы мультфильмы «Стеклодув» (The Glassworker, Пакистан, США, 12+) и «Каяра. Путь судьбы» (Kayara, Перу, Испания, 6+), а также фэнтези «Школа магических зверей. Загадка волшебного леса» (Die Schule dermagischen Tiere 3, Германия, 6+).
Борис Бугаев
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен