Когда-то некоммерческие организации (далее НКО), выходя в свет, позиционировали себя как «милостыню просящие». Вспомним тот же фестиваль «Добрый Хабаровск», где на каждом столе организации был установлен ящичек для пожертвований. Сейчас мероприятия НКО организуют по другим принципам. А вместо коробок с прорезью появились объёмные визитки, с помощью которых, как из кирпичиков, можно построить долгосрочные отношения. НКО Хабаровского края

Мы пообщались с партнёрами события «День открытых дверей НКО» (6+) и попытались сопоставить наш уровень развития некоммерческого сегмента с трендами в этой области.

Сразу обозначим, что первый сектор в экономике – государство и подведомственные ему учреждения, второй – бизнес, третий – некоммерческий сектор. Последний настолько обширен, что включает в себя родительские комитеты, волонтёрские школьные движения, садовые сообщества и прочие. Все они работают не с целью получения выгоды, а чтобы достичь общественных благ.

Чаще всего НКО помогают людям и животным, заботятся об экологии, привлекают внимание к общественно важным вопросам. Этот тип организаций ещё называют СОНКО - социально ориентированные некоммерческие организации. По данным trends.rbc.ru мы решили проверить жизнестойкость местных НКО.

В кооперации сила

• Тренд №1. Благотворительность помогает пережить тяжкие времена? Чиновники поддержат НКО, но не каждое? Всё чаще стали упоминать о том, что некоммерческие организации становятся партнёрами государства и дополняют работу большой и неповоротливой «машины». В отличие от властей, НКО – это маленькие и мобильные «государства», которые за каждый цифрой видят определённых людей.

К примеру, деятельность АНО «Реальная помощь» строится на партнёрских отношениях с другими НКО и министерством образования и науки края. Ведомство предоставило помещение бывшего училища на ул. Суворова, 1-А, лит. Б под региональный ресурсный центр для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, аутизм и другими. Руководитель организации Наталья Евтеева со своей командой реализовала более 30 проектов и привлекла благодаря им более 30 млн рублей в край. А мечта об учебно-тренировочной квартире, где особенные взрослые старше 18 лет смогут учиться жить без помощи других людей, стала реальной благодаря личной инициативе нынешнего градоначальника.

Каждый участник сотрудничества выполняет свой план, но при этом все довольны. Момент про то, что государство будет помогать не всем, а только тем НКО, которые укладываются в программу по решению поставленных соцзадач – так, пожалуй, и есть. А те, кто оказываются не у руля, реализуют свои идеи, благодаря грантам.

Новое позиционирование

• Тренд №2. Бизнес перетягивает на себя социальную повестку региона. Социальная активность предпринимателей должна быть связана с их основной деятельностью. Это демонстрирует сеть городских прачечных «Стирай город». Её руководитель Мария Маслова каждый месяц объявляет сбор вещей среди клиентов и сотрудников для мам, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Мастер-класс по пеленанию ребёнка

Одежду отдают общественной организации замещающих семей «Чужих детей не бывает», в их кризисный центр «Ветер перемен». С ними Мария сотрудничает уже более четырёх лет. Она не только помогает собирать вещи, но и периодически бесплатно обслуживает подопечных благотворительной организации. Это пример социального предпринимательства.

Татьяна Тарунина, замруководителя «Чужих детей не бывает», рассказывает, что организация занимается комплексной помощью семьям. Их задача – работа с кровными родственниками, устройство детей в замещающие семьи, профилактика отказа от новорождённых, помощь кризисным беременным, восстановление мам в центре «Ветер перемен». На сопровождении обычно попадает около 30 семей в год, а в центре для мам может временно жить до четырёх взрослых с детьми.

Конкретно Татьяна занимается профориентацией подростков из детских домов. Рядом с ней на фестивале «День открытых дверей НКО» стоит стенд с семейными фотографиями людей-усыновителей. Вот они - не цифры, а реальные люди и результат работы.

• Тренд №3. НКО всегда нужна финансовая «подушка безопасности»? Очевидно, что в период пандемии количество пожертвований сократилось. И тогда благотворительные организации могут сосредоточиться на развитии какого-нибудь одного проекта. К примеру, АНО гражданских инициатив «Содружество» из района имени Лазо продвигают в массы инновационно-культурную площадку «Соседнее село».

Ольга и Светлана Фефелова из "Содружества"

На средства фонда президентского гранта они купили и забрендировали автобус ПАЗ-32053. А также стали богаче на передвижную звукоусилительную станцию, световое оборудование, на десять ростовых кукол и зеркальную фотокамеру.

Это фронтовой проект, о котором мне рассказала Светлана Фефелова, руководитель «Содружества». На этом автобусе часть творческой выездной бригады (всего 150 человек) ездит по сёлам Хабаровского района и вовлекает в культурную деятельность людей от трёх до 90 лет. Потом готовые выступления показывают большим концертом из 42 номеров, в том числе в Хабаровске.

• Тренд №4. Благотворительность стала профессией, потому изменяется её имидж в обществе? Об этом нам рассказала Юлия Маркина, член общественной палаты края и доцент высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса ТОГУ по направлению «Реклама и связи с общественностью». Она и её студенты стали партнёрами организаторов фестиваля «День открытых дверей НКО» в торгово-развлекательном центре «Броско Молл». На проведение события выиграла грант АНО «Точка роста».

Юлия Маркина

– Есть такая история, что НКО – это люди, которые в чём-то сами постоянно нуждаются, что-то просят с протянутой рукой. Мы хотим показать, что это мнение ошибочное. Сегодня НКО – это активный сегмент нашего гражданского общества, полноценный партнёр для бизнеса и власти, который платит налоги и даёт рабочие места. Поэтому, когда мы выбирали площадку, мы хотели, чтобы навстречу пошли те предприниматели, которые отстроят новый имидж НКО в сознании людей. Такой площадкой стал «Броско Молл», – сказала Юлия.

Мол, это мероприятие не про боль, не про тяжести, а про то, что всё можно пережить и исправить, если ты этого хочешь. На фестивале не услышишь щемящих историй о том, как плохо. Систему движут самые активные её элементы, к тому же, позитивно настроенные. «Расскажи близким о том, что близко-близко» – кодовое словосочетание мероприятия. Безделушки от НКО можно было получить бесплатно, выиграв их в беспроигрышной лотерее. Тоже «копеечка» к имиджу мероприятия.

Скажи мне только взглядом

• Тренд №5. Новая прозрачность в деятельности НКО? Люди, которые хотят узнать о работе благотворительной организации, могут теперь зайти на сайт и увидеть отчёты о работе, полистать фотографии в соцсети Инстаграм. К примеру, это нам сразу предложила сделать Елена Касаткина, руководитель проекта «Зелёное место» в Николаевске-на-Амуре. Чтобы посмотреть, что из себя представляет первый зелёный коворкинг в этом городе, достаточно зайти в Инстаграм. В двух комнатах, где есть всё для удобства 30 людей, можно бесплатно воплощать социальные проекты в жизнь.

• Тренд №6. Технологии в приоритете? Прогресс существенно влияет на развитие благотворительности и некоммерческого сектора. Об этом рассказывает Виктория Клыкова, директор комплексного центра для детей с нарушениями развития в городе Юности «Радость моя». В семье Виктории появился внук с тяжёлой формой ДЦП. Женщина стала изучать материалы о таких людях и узнала о том, что 22-летний Иван Бакаидов с церебральным параличом написал специальную программу. Неговорящие люди могут общаться с помощью ноутбука и специального фиксатора – смотришь на экран и печатаешь слова взглядом.

Виктория Клыкова и участник фестиваля

Виктория открыла центр, заключила договор с московской организацией, которая выкупила программу у Ивана, и стала работать в этом направлении. Проекту LINKa нет и года, он только развивается. Сейчас Виктория тестирует программу на детях в крае, но говорит, что она подойдёт и взрослым. К примеру, тем, кто пережил инсульт. Узнать подробности можно у Виктории по телефону: 8-914-402-23-65. С такими инновациями уже не кажется, что наш регион где-то на периферии страны. НКО Хабаровского края

• Тренд №7. Кооперирование нескольких НКО – это необходимость или обыденность? Этот тренд особенно актуален в пандемию. Что фонды, что бизнес готовы совместно работать и быстрее достигать реальных результатов для общества. Таким примером могут стать организации ХКОО «Амурский рубеж» и хабаровское региональное отделение «Поисковое движение России». На фестивалях в Хабаровске они расположены даже рядом, потому что их основная цель – патриотическое воспитание, уважение памяти к павшим на войне солдатам и ветеранам. НКО Хабаровского края

Таким образом, НКО-сообщество становится надёжным партнёром в решении проблем общества. Некоторые из них попали в тренды и научились выстраивать долгосрочные отношения с бизнесом и государством. Больше никакой протянутой руки – только визитки к сотрудничеству! НКО Хабаровского края

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен