О творчестве Николая Николаевича У (1958–2008) написано много, и сотруднику художественного музея, описывающему коллекцию национального искусства, трудно обойти личность мастера в высоком смысле этого слова. николай у художник

Николай У, как человек талантливый, был талантлив во многом. Не доучившись на хореографа, вторую часть своей жизни мастер посвятил поиску себя в изобразительном искусстве. В своих поисках попробовав себя в живописи и графики, Н.Н. У избрал мастерство резчика по дереву.

Следует учитывать время, в котором творил художник: конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века – тяжёлый период для художников нашей страны. Как уже упоминалось в предыдущих статьях, массовая культура, склоняющая умы народных мастеров к себе, вносила коррективы в творчество многих художников, но несмотря на окружающую реальность, Николай У смог не только придерживаться корней, но и сохранить свой индивидуальный стиль. николай у художник

В своём творчестве художник основывался на традициях. Возможно, зов крови (его бабушка Онга была народной мастерицей), а возможно, и кропотливое изучение культуры предков (через труды этнографов и в стенах Дальневосточного художественного музея при изучении образцов народного искусства Приамурья) сформировали Николая У как художника. николай у художник

Проживая сначала в ульчском селе Булава, а позднее нанайском селе Сикачи-Алян, перенимая приёмы и техники местных мастеров и имея китайскую фамилию, У по праву может называться мастером народов Приамурья. В его работах прослеживаются как ульчские мотивы (склонность к миниатюризации, орнаментика в виде рельефной резьбы, имитирующей плетение), так и нанайские (основные паттерны орнаментов). Гуманитарное образование, потребность творить, наличие умелых рук в сочетании с жизнью в непосредственной среде национальной культуры, изучение её через труды исследователей прошлого (…Иванов, …Окладников, …Шренк и т.д.) дали в совокупности с современным видением народного искусства создали феномен творчества Николая Николаевича.

В основном, работы Н.Н. У, представленные в коллекции ДВХМ, – это мелкая и средняя пластика. Сам мастер, будучи скромным человеком, творил малые по размерам вещи. Но даже в них чувствуется высокий уровень мастерства и искусности художника.

(рис.1) У Н.Н. - Ложка

В собрании ДВХМ хранится семьдесят четыре произведения Николая У, более шестидесяти – предметы ДПИ. В рамках статьи мы рассмотрим всего два созданных Николаем У предмета из музейной коллекции народного искусства.

Так, например, в ложке для размешивания (рис. 1), деталь для зачерпывания – ковшик имеет традиционную для приамурских народов плоскую форму, а основной силуэт – изящнуюS-образную, в отличие от характерной для приамурского ДПИ прямой. Это говорит как о новаторском взгляде на традиционный предмет, так и об отношении автора к материалу – резчик, предавая форму предмету, учитывал природные характеристики дерева.

При таком оригинальном и кропотливом подходе к общему абрису, автор не забывает о деталях, покрывая изделие рельефной резьбой спирально-ленточного орнамента, добавляя в достаточно замкнутое пространство подробную зооморфную фигуру хтонического существа (рис. 1.2), также заимствованную у традиционного орнамента.

(рис.1.2) У Н.Н. - Ложка

Почти каждый экспонат декоративно-прикладного искусства ДВХМ, созданный Н.Н.У, имеет приставку к названию: «по мотивам культовой утвари». Изучение аборигенной материальной культуры приамурчан давало свои плоды в творчестве мастера: как в графических и живописных полотнах (описание их давалось в прошлой статье о художнике), так и в круглой резьбе по дереву можно наблюдать ту мистическую древнюю атмосферу анимистических представлений, которая присуща ментальности коренных дальневосточников. Яркий пример этому – ковш для медвежьего праздника работы Н.Н. У (главное фото).

(рис.2.1) У Н.Н. - Ковш. По мотивам утвари для медвежьего культа. Фрагмент 2.

Столовый прибор для ритуала, давно уже не проводившегося ко времени создания ковша. На этом экспонате, помимо аккуратно и кропотливо вырезанного узора(рис. 2.1), присутствует небольшая круглая скульптура: голова медведя, лаконично вписывающаяся по своей пластике в общую форму предмета. Сама голова прикреплена к цепи, вырезанной из того же единого массива, что и остальной ковш. С другой стороны, цепь сливается со столбиком. И в общей группе(столбик, цепь, медведь; рис. 2.2) композиция отсылает к самому процессу медвежьего праздника, во время которого зверя привязывали к ритуальному столбу, убивали, отправляя таким образом его душу в верхний мир.

(рис. 2.2) У Н.Н. - Ковш. По мотивам утвари для медвежьего культа.

Каждый экспонат, вышедший из-под резца мастера, хочется долго рассматривать и изучать, вникая в коннотации находящихся на предметах образов и мотивов, подкреплённых смыслами из верований коренных приамурцев.

Творческий путь Николая У, отчасти начинающийся с изучения примеров приамурского искусства в коллекции ДВХМ, привёл к тому, что работы мастера теперь сами служат образчиками высокого народного творчества для будущих поколений, хранящимися в музейных собраниях ГМИИ имени А.С. Пушкина, ХККМ имени Н.И. Гродекова, Краеведческом музее Ульчского района (с.Богородское), Хабаровском фонде культуры, Музее народов Востока(Москва), в частных коллекциях России, Австралии, Италии, США, и конечно же – в Дальневосточном художественном музее города Хабаровска.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен