95-й театральный сезон Хабаровского музыкального театра завершился премьерой балета «Ленинградская симфония». 22 июня, в день 80-летия начала Великой Отечественной войны, зрители смогли насладиться музыкой Дмитрия Шостаковича. ленинградская симфония хабаровск

О том, как удалось театру осуществить всего за одну неделю сразу две совершенно противоположные постановки - мюзикл «Голубая Камея» и «Ленинградская симфония» - делятся создатели балета: балетмейстер-постановщик, заслуженный работник культуры России и лауреат премии правительства России Ольга Козорез, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик, лауреат премии губернатора Хабаровского края в области театрального искусства Руслан Антипинский, художник по костюмам — заслуженный художник Хабаровского края, лауреат премии губернатора Хабаровского края в области театрального искусства Наталья Сыздыкова и директор театра Константин Зайнулин. ленинградская симфония хабаровск

ленинградская симфония хабаровск

-Наш новый спектакль - балет, - рассказывает Константин Зайнулин, - это, в первую очередь, глубоко личностное авторское прочтение величайшей 7-й симфонии Шостаковича. Мы посвящаем его подвигу жителей блокадного Ленинграда и всему советскому народу, победившему в Великой Отечественной войне, и отдавшим жизнь за то, чтобы мы здравствовали сегодня.

Спектакль - это рассуждение постановщика Ольги Козорез и душевные траты каждого из артистов балета и музыкантов симфонического оркестра. Перед зрителями предстанет большой коллективный труд исключительно всех работников театра. Никто не остался в стороне при его создании.

-Идея постановки балета ко мне пришла около пяти лет назад, - делится Ольга Козорез. - Худсовет идею поддержал, но в суете создания новых премьер до «Ленинградской симфонии» я дошла только год назад с лёгкой руки Натальи Владимировны Сыздыковой, которая создала первые эскизы к будущему спектаклю и так, я живу с музыкой Шостаковича уже год. И каждый, кто причастен к этому спектаклю живёт с Шостаковичем, и его музыка творит с нами чудеса.

Чем больше я слушаю симфонию, тем больше понимаю, что это просто гениальная музыка. Она вынимает и душу, и сердце одновременно. Артисты балета утверждают, что после прослушивания музыки Шостаковича у них мозги становятся на место.

-Как вам удалось прочесть драматургию симфонии?

-Любая симфония — это не сюжетное произведение, в нём нет чёткой драматургии. Наш спектакль состоит из 11-ти новелл, и каждая новелла несёт в себе хореографический и музыкальный фон. Все новеллы выстроены по синхронизации блокады Ленинграда.

Первый акт состоит всего из двух новелл. Зритель увидит ленинградские белые ночи, выпускной вечер, ведь именно в ночь перед началом войны такие выпускные вечера проходили по всей нашей стране. Гимн юности и любви подвергается нашествию фашизма. Во втором акте представлены девять новелл. И это неспроста. Ведь балет на 7-ю симфонию Шостаковича ставили всего несколько раз в нашей стране, и дальше первой части никто не уходил. Мы же замахнулись на всё произведение. ленинградская симфония хабаровск

Первый раз «Ленинградскую симфонию» зрители увидели в 1945 году в Кировском театре оперы и балета поставленную балетмейстером Леонидом Мясиным. Во второй раз 7-ю симфонию Шостаковича в Кировском, ныне Мариинском театре в 1961 году поставил Игорь Бельский. Были попытки нескольких театров России поставить балет Шостаковича в прошлом году, но опять-таки, только, его первую часть. Мы же пошли дальше и впервые в истории этой симфонии поставили одновременно все 4 части.

-Какие трудности возникали при постановке спектакля?

-Работа при подготовке к спектаклю, - говорит Руслан Антипинский, - шла на самом деле непросто.

Во-первых, это симфония. Наш оркестр впервые в истории театра, за 95 лет существования исполняет симфоническое произведение целиком. 7-я симфония Шостаковича, это наисложнейшее произведение, написанное для симфонического оркестра. Особенности этого произведения, конечно в инструментарии, в первую очередь.

Ради исполнения этой симфонии мы расширили состав нашего оркестра с привлечением контрафагота, бас кларнета, пикколо, там – тама, таких инструментов в театральном оркестре попросту не было. Но ко всему прочему помимо основного состава оркестра у нас ещё появилась и оркестровая банда из приглашённых музыкантов. То есть, будут играть не 4 валторны, как в симфоническом оркестре, а 8, не три трубы, а шесть, не три тромбона, а шесть тромбонов. И так далее…

-Каковы ощущения перед премьерой, если посмотреть на весь пройденный путь?

- Работа была сложной, но безумно интересной. А всё потому, что произведение гениальное и по своему содержанию, и по оркестровому письму, которое нам, музыкантам пришлось для себя вскрыть, чтобы донести до зрителя то, что внутри письма, между строк.

Мы приложили все усилия, чтобы донести то, что вложил в симфонию Дмитрий Шостакович и очень надеемся, что хабаровский зритель выйдет после просмотра и прослушивания спектакля наполненным и обновлённым.

-Как же поместилось такое количество музыкантов в оркестровой яме?

-Вы можете заглянуть перед спектаклем и увидеть своими глазами, каково им там всем. Нелегко, но, мы обязательно справимся.

- Ольга Анатольевна, какие мысли витали в вашей голове, когда слушали неустанно 7-ю симфонию Шостаковича и создавали спектакль?

-Больше всего, когда я ставила спектакль, думала про людей. Про тех людей, которые оказались в блокадном Ленинграде и про тех, которые на сцене пропуская через себя всю эту боль, тяготы и страдания, хотят донести правду событий нашей истории. И чем больше я думала, тем очевиднее вдруг стал ответ на вопрос, а что же такое подвиг ленинградцев? А ответ прост. Подвиг – это жизнь! Идите и смотрите о том, как это было. Ну, а о том, как у нас получилось – судить вам, и ваше суждение для нас очень важно!

И я, мой уважаемый читатель, отправилась в зрительный зал, чтобы не судить, а смотреть. Что я увидела? Я увидела жизнь и увидела смерть. Я прочувствовала каждой клеточкой холод, минус 41 градус в осаждённом Ленинграде и голод, когда истощённые девчонки отдавали свои 125 граммов хлеба тому, кто уже не в силах подняться. Увидела вереницы еле живых, больших и маленьких ленинградцев, плетущихся к Неве, к единственному источнику жизни – воде. Не было её ценней, но как же она тяжело давалась голодным и измождённым, прорубая ледяную толщу льда в реке, чтобы добыть единственное средство к выживанию.

Сердце сжималось и одновременно разрывалось на части от того, как тянут за собой дети и подростки Ленинграда умерших от голода и холода родителей, младших братьев и сестёр. Хотелось кричать и выть, когда на сцену выскочили самые настоящие, лающие и озлобленные немецкие овчарки в сопровождении фашистов, разрывающих своими клыками безоружных партизан.

И были слёзы радости от рождения матерью младенца. В жесточайшей схватке между жизнью и смертью ленинградцы выбирали жизнь, и ребёнок рождался, даруя надежду каждому на спасение!

А письма… письма с фронта, вместе с похоронками и вестями о счастливом выздоровлении и спасении… Эти треугольники сыпались с неба, которое выполнял на премьерном показе в театре потолок зрительного зала. И письма ловили не только бросившиеся артистки балета со сцены, но и мы, зрители, прикасаясь к этим весточкам любви и добрых вестей.

Эмоции, слёзы радости и счастья, поглотили зрителей целиком в тот момент, когда «с небес» на сцену театра подобно парашютам, легко планируя, стали опускаться стулья, которые заполняли собой появляющиеся то и дело из ниоткуда музыканты симфонического оркестра.

Они как будто бы шагнули к нам из прошлого. Из того далёкого августа 1942 года, когда музыканты впервые исполнили 7-ю симфонию Шостаковича перед несгибаемыми ленинградцами. Они вернулись, чтобы сказать смерти нет - там, где есть Музыка, Любовь и Вера!

–Жизнь такая удивительная и хрупкая, - резюмировал Константин Зайнулин. - Давайте беречь жизнь и друг друга!

Татьяна Ванина Фото автора


  • Красота пиротехническая: фейерверк на День города 2021 в Хабаровске – по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен