Тема войны, осмысление ее последствий – одна из ведущих в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Конечно, наиболее мощно она звучала в юбилейные даты со дня Победы.

В творчестве белгородского художника Станислава Степановича Косенкова (1941–1993) тема войны является основополагающей. На его листах нет взрывов, нет ужасов войны, нет боли и страдания, но они полны щемящей тоски и печали.

Появление военной темы в работах Косенкова объяснений не требует. Художнику не было и двух лет, когда на Прохоровском поле решался исход войны в самом страшном в мировой истории танковом сражении. Ещё до его рождения мать, учительница начальных классов Евфросиния Ивановна, получила извещение, что её муж, Степан Егорович Косенков, пропал без вести на фронте. О своём отце художник знал лишь по рассказам.

Рисовать и читать Станислав Косенков начал с 4 лет, с малых лет мечтал стать художником. Увлеченность его рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе юный художник принял участие в конкурсе на лучший рисунок и получил первую премию.

В 1960 году С. Косенков окончил Курское художественное училище и продолжил учебу в Харьковском художественно-промышленном институте. Дипломная работа Косенкова — графическая серия «Интернационал», экспонировалась на республиканской выставке «Советская Украина» в Киеве. Более того, после этой выставки он стал кандидатом в члены Союза художников СССР — для начинающего художника это было огромное достижение.

В 1968–1969 годах Косенков сотрудничает с Центрально-Черноземным издательством и создает иллюстрации к детским книгам «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Катюшин дождик» В. Белова, «Невидимки-рыбаки» Н. Козиева.

И жизнь, и творчество графика неразрывно были связаны с книгой: он проиллюстрировал около 50 изданий. Почти во всех сериях, циклах, иллюстрациях С. С. Косенкова ключевой становится тема детства. Работы из цикла «Детство» в 1976 году были удостоены диплома Академии художеств СССР.

Настоящим призванием Косенкова стала линогравюра — техника гравирования на линолеуме, с которого затем создаётся оттиск на бумаге. В такой технике он проиллюстрировал больше сорока книг, как классику, так и современных ему авторов.

В коллекции Дальневосточного художественного музея есть линогравюра мастера, поступившая в фонд музея в 1988 году – лист «Без вести…День любой» из цикла «Прохоровское поле» (1984). На первом плане, на фоне бескрайних, уходящих за горизонт полей изображена фигура молодого солдата с винтовкой. Он не смотрит на зрителя, его лицо повернуто в сторону поля. Герой листа одновременно словно прощается с привычными для него пейзажами и образами, а с другой стороны, он словно охраняет покой своего мира. Интересно еще, что первый план и сам герой выполнены в охристой гамме земной, а во втором и последующем планах преобладает любимый художником фиолетовый цвет. В его системе – это цвет небытия. То есть тот мир, на охране которого стоит молодой солдат – это мир прошлого, ушедшего, мир довоенной жизни, которая уже никогда не повторится. Звенящая тишина в остановившемся мгновении рождают ощущение напряжения и тревоги.

Интересна текстура поверхности работы, создающая эффект «обманки»: мы словно видим потертости, утраты, царапины на поверхности старой фотографии или кинопленки. Так графический лист становится документом прошлого, «снимком памяти».

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: С.С. Косенков - Без вести... День любой


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен