О Федоре Конюхове мы вроде бы знаем, а вроде бы и нет. Например, Конюхов-путешественник, поднявшийся на семь земных вершин, совершивший массу рекордов и пять кругосветных путешествий, бороздящий просторы по морю, суше и воздуху, в одиночку или с группой – фигура знакомая. А Конюхов-художник, из-под кисти которого вышло более 3 тысяч картин, или автор девяти книг, или дьякон? И вот уже привычный образ покорителя стихии не кажется таким однозначным. ДВХМ предлагает познакомиться с одной из граней личности этого странника на мини-выставке «Федор Конюхов. На полюсе недоступности», где представлены пять его автолитографий.

Реализм на полюсе

Стоит сказать, что это не первая выставка работ Фёдора Конюхова в Хабаровске. Летом 2019 года в ДВХМ привозили его живопись и графику из частного собрания Вадима и Виктории Цыгановых. Но именно эта приурочена к 90-летию ДВХМ, в рамках которого выставляются работы из запасников музея, в том числе гравюры Альбрехта Дюрера и автолитографии Ф. Конюхова - в трёх смежных залах, целиком отданных различным видам графики.

А зал с мини-выставкой работ Ф. Конюхова дополнен портретами чукчей под авторством А. М. Маскимовского, моделями фрегатов и посвящен теме путешествий. Чего ждать от пересечения Чукотки на собачьей упряжке? Или лыжного перехода в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане? Рисунков, конечно!

«На полюсе недоступности» (1986).

Волочкова Ирина Николаевна, методист ДВХМ отмечает, что 1980-е являются началом пути Федора Конюхова не только как путешественника, но и как художника, чем и обусловлена необычность выставляемых работ – «реалистическое изображение», то есть это единственные работы с натуры, имеющие реальных прототипов и выполненные в малопригодном месте для рисования в технике автолитографии. В противовес позднему творчеству автора, где преобладает живопись, символичность и заметно влияние Н. Рериха. Они так же отражают ограниченный круг людей (ещё больше подчёркивая пустоту, ненаполненность пространства), встречаемый в путешествиях в труднодоступные, особенно снежные места – это проводники, альпинисты, товарищи по экспедиции или вовсе пустая упряжка с лежащим рядом грустным псом.

Пес с грустными глазами (фрагмент картины «Грусть о зиме. (Грусть о хозяине)», 1985) – любимчик посетителей выставки. Ведь собака не только друг человека, но и помощник в путешествии, от которого во многом зависит его удачный исход.

О чём молчит камень

Если вы более двух раз заметили слово «автолитография» и расшифровали «авто» – сам, то можно отвлечься на нехитрый арифметический пример на сложение.

Вообще любой рисунок – графика, но не всякая графика – литография, тем более автолитография. Слово сложное и состоит из двух греческих корней «литос» (камень) и «графо» (пишу, рисую) и обозначает один из видов печатной графики. Автор делает печатную форму, с которой делают оттиск, чтобы получить гравюру, эстамп или офорт, основанный на печати с камня, то есть изображение наносится на шлифованную поверхность известняка специальным жирным карандашом или тушью для заливки и переносится на бумагу. Путем сложения всех корней получается, что автор не только знаком с техникой, но и прекрасно ею владеет.

На что смотреть? Суть графики – это линия, штрих, пятно и поверхность бумаги. Поэтому, как ни банально, только на магию штриха и пространство между.

Ирина Николаевна, рассказывая о картинах, замечает, что в работах «природа шире, массивнее», но и человек её часть, поэтому «не нужно бороться, нужно уметь её слышать».

Разглядеть, например, поземку на склоне гор или то, как белый снег с вершин переходит в небо (фрагмент картины «Атата», 1984)

Или же увидеть бесконечное белое пространство, отнюдь не одинокое, а, скорее, настраивающее на размышления о месте человека в мире (фрагмент картины «Тыято. (Портрет проводника)», 1984).

«Нооми Уэмура» (1984)

Можно и рассмотреть сияние из-под ног товарищей («На полюсе недоступности», 1986), контрастирующее и со снегом, и с бескрайней чернотой неба. Главное – заметить и услышать, не пройти мимо, пока решаешь насущные вопросы выживания и быта.

Примечательно, что фигуры на автолитографиях в какой-то момент смешиваются с пейзажем, становятся его частью, вызывая вопрос: кто и кого здесь покоряет? И покорение ли это вообще? Может, это приобщение к единству всего сущего, к глубокой истине жизни. Другими словами, странничество. А поиск – это не только перейти пешком или переплыть, но и линия, и штрих…

Федор Конюхов совершил множество путей по карте земного шара, немало сделал, в том числе штрихов и мазков. Чтобы понять художника, нужно смотреть через его творчество, чтобы понять Конюхова – тоже. И сделать это можно до второго мая на мини-выставке в ДВХМ. Кстати, так что же срывает камень?

6+

Ольга Демиденко Фото автора


  • Познакомиться с выставками и коллекциями художественных работ ДВХМ вы можете по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен