Говоря о привлечении гостей в Хабаровский край, власти все чаще рассуждают о гастрономическом туризме. Это не только блюда коренных народов в меню кафе и ресторанов или фестивали еды, но и напитки. Есть ли у коктейльного Хабаровска свое лицо, и стоит ли ждать появления своего «Белого русского», выяснял «Хабинфо».

Хвататься за идею «русской Азии» уже поздно – соседи давно и успешно эксплуатируют образ. В барах и ресторанах Владивостока даже хабаровчане чувствуют себя полноценными туристами: китайские пельмени, корейские супы и японские роллы тут предлагают запивать соответствующими напитками. Причем, зачастую в коктейль не просто добавляют саке или соджу, их готовят в соответствии с традициями соседних стран.

Хабаровску до таких высот далеко.

- В наших коктейльных барах эти ингредиенты тоже есть, но смешают их в соответствии с западными традициями миксологии. Азиатского настроения и вкусов прочувствовать не удастся, - подтверждает шеф-бармен хабаровского бара «Сова» Егор Мокробородов.

Егор Мокробородов

Но у наших профи за стойкой своя «фишка» все-таки есть. Хоть и породило ее вовсе не изобилие.

- У нас очень отдаленный регион. Если на Западе ты можешь заказать вообще все ингредиенты, то нам приходится выкручиваться. Возможности поставок очень ограничены. Из двух крепких составляющих и одной добавки в Хабаровске могут смешать десяток абсолютно разных по своему типу напитков. Они будут немного похожи по вкусу, но крепость, текстура и объем будут кардинально отличаться, - рассказывает Егор.

Казалось бы, ограниченный ассортимент привозных ингредиентов должен привести к бесконечным экспериментам. Ведь в Хабаровском крае растет немало наших, особенных трав и ягод: кишмиш, клюква, лимонник, даурский шиповник, кедр, аралия, женьшень… Все они могут стать основой для украшений, сиропов, настоек и битеров (ароматических добавок – прим. ред.). Но и на это решаются немногие.

- Наш регион богат на растения и ягоды, которые часто применяются в миксологии. Но почему-то структура баров ориентирована на центр России и Запад, а не туда, где можно было бы создавать дешевле и разнообразнее. Доходит до того, что те же самые продукты привозят из Центральной России. Та же облепиха. Растет она, в основном, в Сибири и на Дальнем Востоке, а везут ее с Запада, - недоумевает спикер. - Но бармены, которые действительно болеют своим делом, предпочитают не заказывать готовое, а делать сами. Кто-то идет к бабе Нюре на рынок, кто-то – устраивает экспедиции по сбору трав, ягод и других составляющих для коктейлей.

Сырья для коктейлей у нас в достатке

Последних, как уточнил бармен, с каждым годом становится больше. Но по-настоящему массовыми авторские составляющие напитков быть не могут – для их создания нужна высокая квалификация. Переборщишь с травкой не подумав – отравишь гостя.

- Заготовки нужно делать с умом. Знать, что с чем сочетается, представлять, как сделать все органичным и, конечно же, безопасным. В абы каком заведении напиток с женьшенем или аралией могут стать отравой, - отметил Егор Мокробородов.

Немалое значение экспериментах барменов играет и рентабельность финального продукта. Большинство заведений Хабаровска сделали ставку на размеренный семейный отдых, либо тусовки, где гости, как правило, непритязательны. Внедрять экзотику – всегда риск.

- Над каждым коктейлем в основном меню приходится всерьез думать, просчитывать его себестоимость и рентабельность, опираться на предпочтения гостей. Вкусы и тренды каждый сезон меняются, попасть в них – наша главная задача, - объясняет шеф-бармен. – Если волевым решением внедрить коктейли на клоповке, за них придется отвечать. Они должны либо выстрелить, либо бармен ответит за просчет.

Барное меню - результат тщательных просчетов

Чуть больше простора экспериментам дает сезонное меню. Его выпускают на отдельном буклете, а спустя какое-то время меняют. Но и здесь придется учитывать: упор на местные продукты должен считываться. И придумывать придется не один напиток, а сразу линейку.

- Коктейльные вечера или сезонные напитки предлагаются набором: аперитив (его пьют до трапезы), сауэр (кисло-сладкий коктейль на основную часть вечера), сприц-коктейль (микс с газированной составляющей) и дежестив (напиток «на посошок»), - рассказал специалист барного дела. - Они должны сочетаться друг с другом.

Спикер добавил, что даже в случае единичного коктейля для заезжего гостя, на местных продуктах он акцента не делает. Ведь главное, чтоб посетителю понравился результат. Если настойка из аралии придется в тему, то смешает ее, если нет – то и настаивать не будет.

Содержимое бокала зависит от предпочтений гостя, а не специфики региона

Туристы принципиально особенного хабаровского коктейля и не просят. А ведь можно вспомнить введенный несколько лет назад безалкогольный напиток «Кусун», который тоже планировал стать нашим гастрономическим символом. Может и в барах стоит ввести свой аналог «Маргариты», который подавали бы во всех заведениях?

Но эксперт высказался об этой идее скептически.

- Все единогласно добавят такой напиток в меню, только если обратное будет грозить серьезными последствиями. Добавление заведений в путеводители и прочие «плюшки» мало кого убедят. В нашем деле многое зависит от поставщиков, которые каждый раз предлагают выгодные условия на тот или иной напиток. К тому же, многие захотят сохранить свой фирменный стиль, а не плясать по шаблону, - рассуждает спикер. – Но если говорить о том, хватит ли профессионалам барного дела квалификации на создание такого… конечно хватит!

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен