Дачный портрет: история дружбы трёх хабаровчанок
В одном из садовых магазинов Хабаровска можно увидеть необычный логотип — три очаровательные дачницы, словно сошедшие со старой летней фотографии. Но мало кто знает, что за этим изображением скрывается реальная история 40-летней женской дружбы.
На фотографии — Елена Зарудная и две её подруги, Ирины. Их дружба началась ещё в эпоху советской торговли, а позже судьба свела их на дачных участках в СНТ «Смирновка», где женщины стали соседками.
«Мы вместе осваивали свои земли, поддерживая, и радуясь успехам друг друга», — пояснила Елена Зарудная. За годы дружбы женщины вместе занимались аквааэробикой, путешествовали по разным странам и даже однажды случайно встретились в Москве.
Елена рассказала, что они с подругами вместе переживают все жизненные взлёты и падения: «то худеем, то снова набираем вес, вместе плачем над душевными рассказами друг друга, вместе смеемся, шутим, поем и погружаемся в воспоминания нашей практически общей молодости».
Она была свидетелем взросления детей своих подруг, создания ими семей и того, как её Ирочки стали бабушками. При этом подруги сохранили свою молодость души: они остались весёлыми и энергичными, с открытым добрым сердцем. Они всегда готовы поддержать друг друга в трудную минуту, разделить как горести, так и радости, помочь в сложных ситуациях. Им всегда есть о чём поговорить, что обсудить и чем поделиться.
«Я очень люблю своих подруг и ласково называю их «мой девичник». Наша любимая песня — "Пусть говорят, что женской дружбы не бывает, пускай болтают, но я-то знаю…". И мы точно знаем — она есть! Лучшее доказательство тому — наша жизнь, — признается Елена Львовна. — Нам интересно вместе, и, несмотря на возраст, когда мы собираемся, время будто останавливается. Мы почти ровесницы, разница всего два года, которая совершенно стирается, когда тебе уже далеко за…»
Пребывая на дачах, они часто заходят друг к другу в гости. Участки расположены рядом, и каждый из них по-своему интересен.
Елена Зарудная рассказала, что однажды её подруга Ира Ильина создала на своём участке великолепный изумрудный газон, который занимал почти половину территории. По её словам, именно лёжа на этом газоне, она произнесла фразу, которая впоследствии стала прототипом названия магазина. Эта фраза звучала так: «Какое же это счастье дачное — лежать на мягком газоне и смотреть, как по синему небу плывут облака!».
«Мне всегда хотелось, чтобы дачная жизнь ассоциировалась не столько с тяжелым трудом, сколько отдыхом и наслаждением. Конечно, без труда не бывает полноценного отдыха, но важно беречь себя и не перегружаться», — подытожила Зарудная.
Наш бригадир

Елена Зарудная рассказала о своей подруге Ирине Ильиной, которую считает настоящей душой их сообщества:
«Помимо ухоженного газона, Ира обожает розы. Я не раз снимала для садоводов видеоролики с ее советами: как подготовить розы к зимней спячке или, наоборот, к весенним обработкам и посадкам. У нее все получается: и шикарная клубника, и богатый урожай овощей. Она щедро делится им с близкими — дети, внуки, друзья никогда не уходят от неё без дачных угощений».
Мы ласково зовём Иру «бригадиром». Она не только умеет дать ценный совет, но и, если нужно, мягко «опустить с небес на землю» — ведь иногда мы стесняемся сказать правду даже самым близким. Вот она — реальный человек, который ходит по земле, а не парит в небесах, в отличие от меня (краснею). Она перфекционистка во всём: идеальный порядок царит у неё на работе, дома и на даче. Всё всегда чисто, ухоженно, красиво и вкусно!
Сейчас Ирина возглавляет один из сетевых продовольственных магазинов Хабаровска. Мы гордимся своей подругой, когда она показывает фото с корпоративных мероприятий компании, где красуется с дипломом в руках и званием «Лучший директор года». Заслужить такое звание в крупной компании — это действительно дорогого стоит!
«Ирина Зацветёт»

«По соседству с моим участком находится дача Ирины Кутнюк. У нас нет даже намека на забор — только уютный мостик, который так удобно соединяет нас для частых визитов друг к другу, — продолжает знакомить нас со своими подругами Елена Зарудная.
В настоящее время они работают вместе. По её мнению, несмотря на распространённое убеждение о несовместимости дружбы и субординации на работе, их многолетний опыт доказывает обратное. Разногласия иногда возникают, однако осознание того, что за сорок лет они стали практически сёстрами, всегда помогает преодолеть любые сложности.
Ее талант в цветоводстве настолько велик, что ее можно бы смело назвать «Ирина Зацветёт» по аналогии с популярным российским цветочным блогером, и это сравнение было бы абсолютно справедливым! Ее владения буквально утопают в цветении с ранней весны до глубокой осени.
Петунии, которые украшают стены, шпалеры, вазоны и клумбы, — лишь малая часть. Уже более десяти лет она успешно выращивает такую сложную культуру, как эустома. А еще розы, клематисы, лилии, катарантусы, остеоспермум, гелиотроп, многолетние астры, калибрахоа, дельфиниумы… Глаза разбегаются! Но истинная страсть хозяйки становится видна в августе — настоящий гортензиевый рай! Гортензии здесь повсюду: разного габитуса, древовидные, метельчатые, крупнолистовые — завораживающее зрелище, особенно когда они колышутся на ветру, словно море.
Часто к Ирине на хлебосольный стол собираются дети и внуки. Тогда по участку разносится звонкий детский смех: «Бабуля, дедуля…». По другому в этом доме бабушку и дедушку и не называют. Наверное, это потому, что мы все, включая внуков, не слышали другого обращения от супруга Володи к Ирине, кроме ласкового «Ириша». Приятно слышать. Желаю этой паре счастья, любви и здоровья, до их «золотой» свадьбы осталось всего четыре года!
Личная дачная история Елены Зарудной

«Моя дачная история началась в далеком 1987 году. Тогда я и две мои подруги Иры работали на трикотажной базе. Однажды в наш отдел зашел профсоюзный руководитель и объявил: "Девчата, горисполком присоединяет нас к заводу «Дальдизель". Заводу выделяют землю в чистом поле в районе села Смирновка, и нарезают участки под дачи. Кто желает, записывайтесь».
К даче и земле в целом я никогда не имела никакого отношения. В моей жизни не было ни одной дачи. Вся моя «огородная» деятельность сводилась к тому, что нас с этой же базы отправляли на колхозное поле пропалывать и окучивать капусту, собирать морковь или картофель. До сих пор помню эти бесконечные ряды под палящим солнцем, я в халатике, с ваткой и нашатырем в кармане…
Украдкой оглядываясь, чтобы никто не видел, доставала нашатырь, капала на ватку и терла виски, лишь бы не упасть в грядку. Я до ужаса ненавидела эту работу. Мне становилось плохо на солнце, я совершенно не могла этого переносить.
Мне было 30 лет, когда появилась эта идея с дачей. Я подумала: «А что, если нам дадут участки, и мы начнем там сажать деревья, создавать сады?». И так увлеклась этой мыслью, что начала расспрашивать старожилов дачного дела из нашего отдела. Женщины были постарше, опытнее, мудрее — у всех уже были дачи.
«Сколько примерно лет нужно, чтобы получить первый урожай ягод, вырастить сад?» — спрашивала я. Мне отвечали: "Лет пять надо впахивать, пока что-то нарастет". Я посчитала, и моя бурная фантазия заработала с новой силой».
В итоге, пять человек, включая нас троих, решили взять участки и заняться огородом.
Знания — сила
Осенью того же года мы впервые попали на это поле. Это было бескрайнее болото. Но земля была перекопана, участки размечены, деревья свалили трактором, но кусты еще оставались. Мы приступили к освоению своих наделов, вырубая кустарник и унося его к дороге.
Приезжаю весной на свой участок — распаханное глиняное поле. Сижу, смотрю и совершенно не понимаю, что делать. Появились крамольные мысли: «Зачем я вообще во все это вляпалась?».
Но отступать не хотелось, я уже представляла, как в моем саду будет бегать моя доченька, и мамочка, которая не видела ничего хорошего в жизни, будет лакомиться яблоками и грушами из моего сада…
Я тогда и не предполагала, что Смирновские болота не пригодны для плодовых деревьев.
Грядочки я все-таки вскопала. А мой первый опыт посадки клубники был весьма забавным. Соседка по участку высаживала рассаду Горянки и отдала мне излишки. Я, будучи новичком, заглубила ее под самые листочки, не говоря уже о каких-то «сердечках», я полностью похоронила все розетки (смеется).
Был август. Приезжаю домой, а в почтовом ящике журнал по садоводству. Я его заранее выписала. С тех пор я твердо убеждена: если начинаешь что-то новое, незнакомое дело, нужно начинать со знаний. Раньше это была научная библиотека, телевизор, где единственная передача про дачу называлась «Наш сад», и Борис Попов был ее бессменным ведущим. Купила книгу Григория Казьмина «Сад и огород» — она до сих пор у меня хранится. Именно по ней я все и изучала.
А зимой пошла на курсы садоводов-огородников, тогда это называлось Народный университет садоводов. Преподавателями у нас были заслуженные ученые из нашего ДальНИИСХа — Евгений Киселев, Ольга Мигина, Адольф Вавилов и другие. До сих пор на даче хранятся общие тетради с конспектами.
Еще мне очень понравилось слово «барбарис». Я представляла, что на веточках будут расти длинненькие «барбариски», как конфетки. Сами эти леденцовые барбариски, кстати, я в то время и не любила.
И вот я уже посадила лох (гумми), барбарис, актинидию и лимонник. То есть, первыми у себя на даче я посадила именно лесные растения.
Трудности и победы
Я и сама не знаю, откуда пришла эта любовь к растениям. Остановиться было невозможно, хотя, конечно, были и слезы… Садилась на пенек, смотрела вокруг и мечтала: «И это бы сделать, и то бы сделать, и вот это тоже надо». Особенно когда соседи уже осваивали свои участки, делали грядки, строили дома.
Мой первый домик, построенный в 1990 году, имел размеры 2,5 на 2,5 метра. Где-то вычитала, что на участке обязательно должна быть теплица. И еще до постройки домика у меня стояли туалет и теплица. Кстати, моя теплица была самой первой на этих участках.
В сентябре я уже готовила дачу к следующему сезону. Мне говорили: «Надо поднимать грядки». И я их поднимала. Рыла канавы и землю складывала наверх. Грядки получались длиной два метра, шириной метр.
Земля была глинистая, не плодородная. За эти годы мы сюда столько торфа внесли! Тогда, в начале 90-х, была возможность, нам КАМАЗами привозили землю буквально за копейки.
Меня всегда привлекали растения, которые считались экзотическими для наших широт. Я зачитывалась журналами, где описывали новые сорта малины и клубники. Все это казалось мне желанным, и я выписывала семена и саженцы за баснословные деньги, ведь тогда ничего не было в продаже.
Сколько всего я сюда привезла, сколько денег было вложено! А земля оставалась болотистой, все вымерзало. Первое десятилетие было настоящим испытанием.
От мечты к реальности
Когда в домике рухнул пол, это был 2014 год, мы решили строить новый, легкий и светлый. Заказала благоустройство территории, включая беседку. Все барбарисы пришлось вырубить — уж очень колючие они, а я не терплю ничего колючего. Поэтому сейчас на моем участке нет даже любимых многими роз.
Со временем поняла, что столько растений мне не нужно, важнее полюбить несколько. Хотелось чего-то декоративного. Считала петуньи «деревенским» цветком. Меня привлекали хосты, астильбы, ирисы, пионы — благородные многолетники.
Сейчас у меня мало растений и мало земли. Я осознала, что сил на масштабную обработку уже нет. К тому же, в то время муж болел и не мог мне помогать.
Решила: не стоит мучить ни себя, ни землю. Главное, чтобы все, что есть, приносило радость. Пусть будет меньше, но лучше. Всегда считала, что шесть соток — это огромная территория. Мне хотелось от нее избавиться, но как? Значит нужно что-то построить на этой земле.
Так появились баня, сарай, большая беседка и зона отдыха с качелями.
Обожаю хосты, метельчатые гортензии и голубые елочки, потому что их не нужно укрывать на зиму. Первые петунии в горшках мне подарила подруга Ира, за что ей большое спасибо, она же научила за ними ухаживать, стричь, подкармливать, у нее весь участок — одна большая клумба. И теперь, без этих, цветущих все лето вазонов, я не представляю свою зону отдыха.
Шесть соток счастья
Сейчас, спустя 30 лет, я сожалею, что моя мамочка не дожила до благоустройства на участке и Олег, любимый супруг, недолго наслаждался этой красотой… Но такова жизнь — обычная жизнь обычного человека, с его радостями и огорчениями, с потерями и приобретениями.
Я с радостью могу сказать, что благодаря своему увлечению дачей, я приобрела новое окружение — своих любимых дачников, друзей садоводов, свое любимое «Дачное счастье»!
Дача — это моя жизнь. Летом не хочу уезжать домой, мечтаю ехать сюда сразу с работы, а отсюда — на работу. Вот уже седьмое лето я приезжаю на дачу без своего любимого мужа. Когда его не стало, именно дача меня спасла. Здесь я пережила все: и дождь, и град, и снег и даже «армагедоны», которые казались концом света. Но каждый раз, когда возвращаюсь сюда, я чувствую, что снова обретаю силы.
Дача стала моим убежищем, местом, где я могу быть собой, где я могу вспоминать и жить дальше. Она научила меня терпению, принятию и умению находить красоту в простом. И теперь, когда я смотрю на свой участок, я вижу не проблемы, а результат любви и труда, который приносит мне истинное счастье.
С «Солнышком» по жизни
Подруги часто навещают друг друга, наслаждаются пышным цветением растений и обязательно делают фотографии. Эти снимки помогают зимними вечерами вспоминать о дачной красоте и с нетерпением ждать нового сезона. А по вечерам они собираются в беседке у Елены дома, делятся домашними угощениями, пьют чай и ведут задушевные разговоры.

В чем секрет нашей привязанности к даче, газете «Солнышко» (12+) и магазину?
«Всё началось с фотографии на газоне в начале 2000-х. Тогда мне нужен был аватар для «Одноклассников», и этот снимок так понравился, что стал моим лицом в сети. Позже, при открытии магазина, возникла идея логотипа — солнышко с лучиками», — подытожила Елена Зарудная.
Еще больше советов: Одноклассники, ВКонтакте и Телеграм