Хабаровское СНТ «Дальневосточник»: взгляд председателя на трудности и заботы
Полтора года прошло, как Елена Корниенко возглавляет СНТ «Дальневосточник». Мы поговорили с председателем о повседневных заботах и трудностях, с которыми сталкивается садоводческое товарищество.
Как всё начиналось
В 1987 году 89‑му военному заводу был выделен государственный акт на землю площадью 18 гектаров. Участок передавался в бессрочное и бесплатное пользование для организации коллективного сада. Согласно плану застройки, на территории будущего товарищества был нарезан 251 участок.
На сегодняшний день, согласно реестру членов СНТ, количество участков, используемых садоводами, составляет 118.

«Однако есть участки, которые заняты незаконно: люди пользуются землёй, не имея документов, подтверждающих право собственности и пользования. Они не являются членами СНТ и, соответственно, не платят членские и целевые взносы», — поясняет Елена.
С тех пор сменился не один председатель. Предшественник В. В. Семенюк в 2023 году ушёл добровольцем на СВО. Перед СНТ возникла реальная угроза ликвидации как юридического лица, поскольку никто из членов общества не хотел выдвигать свою кандидатуру на эту должность.
«Эту ответственность пришлось взять на себя мне, — рассказывает Елена. — У меня не было ни знаний, ни опыта в этой сфере. Моя первая попытка провести выборы на общем собрании благополучно провалилась. Члены правления помогали мне в организации, но их знаний также оказалось недостаточно, чтобы протокол общего собрания прошёл регистрацию у нотариуса. Нам просто указали на необходимость повторного проведения собрания и предоставления "правильного" протокола, не разъяснив, что это означает».
Как признаётся Елена, ей пришлось изучать нормативные документы: Устав СНТ, Федеральный закон № 217 и другие. Просмотреть множество сайтов, где подробно рассказывалось о проведении собраний, типичных ошибках и многочисленных нюансах. В октябре 2024 года удалось провести собрание по избранию председателя с соблюдением всех процедур, после которого получилось зарегистрировать изменения в налоговой. Так она стала председателем СНТ «Дальневосточник».
Вызовы и перспективы
Елена признаётся, что чем больше она погружалась в изучение законов, мониторила сайты и группы для председателей, тем яснее осознавала масштабы предстоящих задач.
— Наше общество застряло на уровне Советского Союза, но уже в условиях капитализма, и оно «соткано из одних проблем», — говорит она. — Не вдаваясь в подробности, я понимала, что каждый предыдущий председатель выполнял свою работу на уровне своих знаний и сил. За это им большое спасибо.
— Сейчас не жалеете, что согласились на эту должность? — интересуюсь я.
— Я никогда ни о чем не жалею! Если уж дано мне испытание, значит, для меня это важно, и я должна его преодолеть.
— Какие, на ваш взгляд, главные проблемы стоят перед СНТ сегодня?
Во‑первых, согласно ФЗ № 217, имущество общего пользования, созданное или приобретённое после вступления закона в силу, принадлежит собственникам земельных участков на праве общей долевой собственности. Однако в нашем товариществе сложилась иная ситуация: СНТ «Дальневосточник» не стало правопреемником земли у ремонтного завода, который обанкротился и был расформирован. По документам земля по‑прежнему принадлежит несуществующему заводу. В настоящее время в суде рассматривается дело о передаче земли общего пользования в общедолевую собственность.
Во‑вторых, наше товарищество имеет общую дорогу с бывшим СНТ «Сатурн», который сейчас не зарегистрирован как юридическое лицо, у них нет председателя. Стоит острая необходимость заключить сервитут на пользование общей дорогой. Ремонт и содержание дороги осуществляются исключительно силами наших садоводов. «Сатурн» не имеет юридического статуса — невозможно заключить договор сервитута. Получается, дорогой пользуются два товарищества, но расходы на её содержание несёт только «Дальневосточник».
В‑третьих, согласно плану застройки, между нашим СНТ и СНТ «Смирновка», а также по другим обществам, проходит мелиоративный канал, предназначенный для отвода воды со всех прилегающих территорий. Со временем канал перестал выполнять свою функцию. В первую очередь — из‑за людей, которые расширили свои участки вплотную к каналу, а некоторые и вовсе засыпали его и незаконно возвели строения.
Также не уделялось должного внимания со стороны председателей, которые не осознавали всю важность этого инженерного сооружения и вовремя не проводили его чистку. Проблема в том, что общество тонет: каждый год всё больше воды стоит в огородах, и садоводы не могут пользоваться землёй по назначению. Урожай попросту сгнивает.

— Как изменилась жизнь в товариществе за это время?
— За полтора года кардинально что‑либо изменить крайне сложно, но изменения есть. Главное — с прошлого года оплата членских и целевых взносов перечисляется только на расчётный счёт СНТ. Заключили договор с региональным оператором по вывозу мусора. Частично сделали дорогу, начали очищать канавы для лучшего отвода воды. По отзывам садоводов, дорога «задышала». Переустановили онлайн‑камеры видеонаблюдения на шлагбаум и контейнеры с мусором — и теперь в режиме реального времени можно проследить обстановку. Официально заключили договор с организацией сторожевой службы. Самое важное, на мой взгляд, — провели инвентаризацию участков. В списке ещё много дел, но не так быстро это получается, как хотелось бы.
Вновь избранное правление в своей работе столкнулось с тем, что люди что хотели, то и делали: «Хочу — плачу взнос, а не хочу — не буду; хочу занять больше территории — занимаю». Естественно, по улицам совсем узкую дорогу сделали. Сточные канавы засыпали и пытаются доказать, что так всё и было. Ну и самая большая проблема — люди совсем не хотят понять, что финансово‑хозяйственную деятельность товарищество осуществляет за счёт сборов взносов на содержание имущества общего пользования. Они уверены, что это кто‑то должен им сделать, но только не они.
— С какими вопросами к вам приходят садоводы?

— У садоводов пока нет вопросов, только обвинения. Их волнует, за что должны платить: «Ничего же нет!», — хотя в чат группы и на собрании я предоставляю проекты ФЭО‑сметы и приходно‑расходную смету, потом уже утверждённые вывешиваю на доске объявлений. Поясняю, что у нас самофинансирование: за что платим, то и получаем. Ответ убивает: «А, понятно, опять ничего не будет!». А то, что у нас нет детской площадки, которая должна быть по закону, нет помещения для правления (все приходят ко мне на участок), нет даже отведённого места для собрания (собрание проходит возле озера), — никого не волнует!
— Как обстоят дела с задолженностями по взносам со стороны членов СНТ? Какие меры принимаются?
— Структура взносов — это самое лёгкое. В статье 14 ФЗ № 217 прописаны все взносы членов товарищества по пунктам. С прошлого года членский взнос у нас считается с квадратного метра участка. Целевой взнос формируется иначе. И никаких других взносов не может быть.
На сегодняшний день общая задолженность составляет более полутора миллионов рублей. Как можно было бы улучшить наше общество, будь задолженность погашена! И я так понимаю, что буду первым председателем, кто подаст в суд на должников. Первая тройка уже в работе у юриста.
Такие меры были приняты не сразу: в чате периодически бухгалтер выставляет обезличенные списки должников — как напоминание — и просит погасить задолженность. Должникам, которым очень сложно погасить задолженность сразу, предложено расписать период, когда они смогут погасить всю сумму. Садоводы понимают, что у них долг и его нужно погасить хотя бы малыми суммами. Увы, многие игнорируют предупреждения. Поэтому будем решать законным методом — а это суд!

— Как у вас решается проблема вывоза мусора?
— В прошлом году заключили договор с региональным оператором. Вывозим мусор по факту. По камерам смотрим, что баки наполнены, отправляем сообщение оператору — на следующий день машина приезжает и забирает мусор. Летом — один раз в неделю (наполняемость баков; а у нас их четыре), в декабре один раз вызывали машину. Крупногабаритный мусор также вывозят. Всё очень просто и удобно; не считаю, что платим заоблачную сумму. Сколько мусора — столько и платим.
Как я уже говорила, у нас одна дорога с бывшим СНТ «Сатурн», и их садоводы подкидывают мусор в наши баки. Несправедливо получается: мы платим, а они пользуются нашими баками бесплатно.
— Участвуете ли в государственных программах по поддержке СНТ (субсидии, гранты)?
— Недавно узнала, что это можно делать. Скрупулёзно изучу этот вопрос, чтобы помочь нашему обществу в полной мере расцвести. И садоводам будет приятно, что не только за собственные деньги можно помочь обществу, но и при помощи государственной поддержки.
— Что самое сложное в работе председателя СНТ?
— Работа с людьми. Все мы разные, у каждого свой характер. Роль председателя — добиться того, чтобы люди в него поверили, доверились, сплотились и совместно построили то общество, в котором было бы не просто комфортно жить, а жить одной дружной семьёй.
Председатель, на мой взгляд, должен быть выбран из числа компетентных в данной сфере кандидатов — имеющих соответствующую квалификацию и знания в этой области. Если человек приходит к должности без знаний, можно наворотить таких дел и даже загубить общество.
Я стараюсь равняться на председателей, при которых товарищества развиваются и процветают: СНТ «Октябрь» под руководством Виктора Поташова и СНТ «Октябрь‑2» (Галина Гафина). Они всегда найдут время поделиться опытом и поддержать в трудную минуту.
И всё‑таки наше общество потихоньку начинает преображаться — и это радует.
— Какие планы на нынешний сезон?
— Пока составляем финансово-экономическое обоснование на новый сезон, где учитываем затраты за предыдущий год, определяем сумму обязательных платежей, учитываем возможные повышения тарифов. Составляем список, что необходимо сделать или улучшить. Составляем список того, что необходимо сделать или улучшить.
У СНТ договора с электроснабжающей организацией нет — договоры заключены напрямую с собственниками. Воды тоже, к сожалению, нет. Направила обращение в МУП «Водоканал», чтобы рассмотрели возможность установить хотя бы платную колонку, но пока вопрос «повис в воздухе» — ответа так и нет.
Самый острый вопрос — дороги. Если центральную дорогу хоть как‑то отсыпаем, то по улицам они просто ужасные. Есть улицы, где садоводы самостоятельно скидываются и отсыпают, но это не решение проблемы.
Когда земли станут общедолевой собственностью (а мы над этим работаем), будем делать дороги, освещение и всё, что требуется для комфортного проживания в обществе.
Все решения принимают садоводы путём голосования. Именно от них зависит, сможем ли мы сделать что‑то масштабное.
— Елена, спасибо за столь подробное интервью. Желаю вам и всем вашим садоводам успехов, сил и пусть все ваши планы исполнятся.
Еще больше советов: Одноклассники, ВКонтакте и Телеграм