Новые маршруты хабаровского клуба ландшафтного дизайна «Виола»
Участники хабаровского клуба ландшафтного дизайна «Виола» посетили сады Китая. Маршрут путешествия был спланирован таким образом, чтобы участники могли ознакомиться с культурой и бытом китайского народа. Пересечение границы в Фуюане, поездка на автобусе до Дзямуса и дальнейшее следование поездом в Пекин позволило нам получить яркие впечатления от увиденного.
Нас поразили бескрайние поля кукурузы. Кукуруза на каждом клочке земли, до самой кромки воды у берегов ручьев и рек. Кукуруза играет здесь ключевую роль в жизни людей: она служит источником пищи, кормом для скота и даже топливом для обогрева жилищ. Мы ожидали увидеть рисовые поля и сады фруктовых деревьев, но сады спрятаны в теплицах, а рис не выращивается в этом регионе.
Следует отметить, что почва в этом регионе не представляет собой плодородный чернозем, а преимущественно состоит из желтой глины, которая распространена как на сельскохозяйственных угодьях, так и в городских парках. Несмотря на это, растительность на ней развита довольно хорошо. Практически у каждого жилого дома имеется небольшой огород, где наряду с овощами выращивается кукуруза. Кроме того, на крышах домов установлены солнечные батареи.
В наши планы входило посещение Великой Китайской стены, и по совету гида, мы решили пойти туда ранним утром, когда прохладнее, и меньше скопления людей. Ближе к полудню стало жарко, и стена заполнилась посетителями, как китайскими, так и иностранцами. Стар и млад, с маленькими детьми и стариками, люди поднимались вверх по ступеням. Восхождение оказалось не таким простым — ступени разной высоты. Так построили ее специально, чтобы замедлить движение противника во время нападения или войны. И это действительно так, быстро идти не получается.
С обзорных площадок стены открываются замечательные пейзажи, которыми можно любоваться без конца, переходя взглядом с одной вершины на другую. В конструкцию стены встроены целые храмы, посвященные выдающимся деятелям китайской истории.
Завершая прогулку по внутренней территории, мы заметили, что китайские посетители фотографируются у небольшой плиты с иероглифическими надписями. Нам она показалась совсем непримечательной. Однако выяснилось, что для них эта плита имеет символический смысл. На ней высечена цитата Мао Цзэдуна: «Тот, кто не побывал на Великой стене, не является истинным китайцем». Местные жители видоизменили эту фразу, и говорят: «Кто не был на Китайской стене, тот не герой». Эта встречающая путешественников со всего света надпись свидетельствует о том, что памятник занимает особое место в сознании китайского народа.
Парк Солнца
Планируя путешествие в Китай, я мечтала посетить Великую Китайскую стену и Лунные ворота. После увлекательной экскурсии на стену, участия в чайной церемонии и посещения императорского дворца, я была разочарована: Лунных ворот нигде не было. Тогда я обратилась к гиду с вопросом: где можно увидеть воочию Лунные ворота. Оказалось, что они находятся в пешей доступности от нашей гостиницы — в «русском квартале» Пекина — Ябаолу.
Парк Солнца стал для нас настоящим открытием китайской культуры и быта. Мы проводили там каждую свободную минуту, наслаждаясь его красотой и атмосферой. Наблюдая за отдыхающими китайцами, мы смогли познакомиться с их традиционными формами досуга. На площадках и в павильонах парка проходили репетиции хора, танцевальных групп, а некоторые занимались гимнастикой самостоятельно.
В один из вечеров, прогуливаясь по парку, услышали звуки флейты. Мы поднялись по ступенькам, оказалось, что там репетировал юный музыкант. Его музыка до сих пор вызывает у нас теплые воспоминания о Парке Солнца. И в этом парке я впервые увидела Лунные ворота! Парк Солнца — современное название, парк Ритань имеет и другое название, Житань или «Храм Солнца», в который мы попали по совету нашего гида. Название получено от того, что в парке есть алтарь, обнесенный стеной, образующий круг с четырьмя воротами, направленными по четырем сторонам света. Этот алтарь и есть Храм Солнца, построенный в 1530 году. Здесь император поклонялся Солнцу.
Водоемы в китайском саду имеют свободные формы с нечеткой береговой линией и обилием прибрежной растительности. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине. Беседка располагается в непосредственной близости с водоемом. Ее легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.
Главными элементами, которые включает в себя китайский сад, всегда являлись вода и камень — воплощение мужского и женского, Инь и Янь. Камни, рожденные природой почитались как произведения искусства. Горная вершина в китайской философии — символ добродетели, силы, постоянства. Определенный камень мог символизировать горный пик, а ряд камней — горный хребет. Подбирать камни и располагать их необходимо с умом, подыскивая для каждого свое место. Из камней создают композиционные группы у водоемов, вдоль стен или у лестниц, строят сухие ручьи, как в парке Солнца
Сухой ручей в парке Солнца
Меня же очень интересовали Лунные ворота. В традиционной китайской культуре Лунные ворота имеют многогранное символическое значение. Они служат входом в сады богатых китайских сановников. Вообще в Китае к Луне особое отношение — как к символу рождения и смерти, роста и падения. Потому и в китайских традиционных садах Лунным воротам отводилась особая роль — не только изящной рамы для привлекательного пейзажа, но и своего рода портала, проход через который очищал и обновлял человека, освобождал его от дурных мыслей.
Есть предположение, что Лунные ворота концентрируют положительную энергию. Первоначально их строили только богатые и влиятельные люди, но с течением времени они распространялись все дальше, во многие сады и парки мира. По сути, это круглое отверстие, проход в садовой стене, обычно в рост человека, через которое гости и хозяева попадают на участок. Проходя через этот портал, гости встречаются с хозяином чистыми и обновленными. Место для ворот выбиралось такое, чтобы в проеме было видно особенно привлекательный участок сада, например группа из камней, как в парке Солнца.
В современных садах в китайском стиле подобные проходы сооружают из самых разных материалов — в дело идут бетонные кольца, дерево, металл, прутья, кирпичи и камни. Важно только, чтобы готовые ворота имели правильную форму круга, а из чего они сделаны — значения не имеет. Кстати, в моем саду тоже есть Лунные ворота, сделаны они из металлопластиковых труб и задекорированы лиственницей.
Мне интересно было увидеть лунные ворота, но располагались они не при входе в парк, а в глубине.
***
В другой поездке в Пекин мы также посетили парк Солнца. На этот раз нам повезло больше, мы увидели цветение глицинии и пионов. Элегантные кисти глицинии свисают с перголы и манят к себе своим нежным ароматом и красками, прохладой в тени. Глициния китайская, покорившая сердца садоводов своими невероятно красивыми и обильными соцветиями. Ее каскады из свисающих кистей, достигающие в длину полутора метров, создают поистине завораживающее зрелище, превращая опору в сказочный водопад сиреневых, фиолетовых, белых или розовых цветов. Это растение символ долголетия, красоты и грации. Как жаль, что у нас она не растет.
Растения в китайском саду имеют свои символы. Например, хвойные растения символизируют долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично вписываются в садовый дизайн яблони, вишни, сливы. Обязательные растения в китайском саду — пионы, хризантемы, лилии. Пионы в Китае пользуются особой любовью, считаются символом власти, богатства. В Поднебесной этот цветок носит много названий. О нем говорят: «царь цветов», «цветок императора». В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, «которые четыре раза на дню меняют цвет». Как декоративное растение этот цветок культивируется в Китае уже 1500 лет и является таким же любимым национальным растением, как хризантема у японцев и роза у европейцев.
Искусство китайских садов
Мы восхищаемся альпийскими горками, рокариями, японскими садами камней или английскими пейзажными садами, но вы удивитесь, узнав, что все они пришли в Японию или Англию из Китая и имеют историю трех тысячелетий. Но и сами китайские сады — это не просто красные пагоды, мостики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов.
В китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь, в реальности эти сады интересны и гармоничны. Весь секрет в том, что китайцы создавая сад, привязывали его к окружающему ландшафту, соединяли с природой (термин заимствованный пейзаж знаком многим). Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Китайский сад невозможно охватить одним взором. Перемещаясь по саду, от одного пейзажа к другому или от павильона к водоему, после каждого поворота тропинки или мостика оказываешься во внутреннем дворике, перед новой картиной.
Говоря о китайском саде, нельзя не упомянуть об учение Фэн-шуй, о влиянии энергии на человека. Я не считаю себя большим знатоком и поклонником этой философии, однако, когда говорим о китайских садах, то хотя бы с основами этого учения должны познакомиться. В основе китайской философии лежит теория пяти элементов, которые управляют законами природы. Это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Когда все стихии находятся в гармоничном взаимодействии, в определенном равновесии — рождается благотворная энергия Ци. При устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.
Вера Жулидова, руководитель клуба ландшафтного дизайна «Виола»
Еще больше советов: Одноклассники, ВКонтакте и Телеграм