Зал этнографии в Гродековском музее вновь открыт для посетителей. После масштабной реконструкции зрителей больше не встречают приглушенный свет, деревянные стеллажи и пустующая стоянка охотника. Хотя экспозиция не новая, многие экспонаты всем давно знакомы. Но форма подачи совсем другая. Теперь каждый предмет вписан в сцены из жизни коренных народов Дальнего Востока. Гродековский музей этнография

Гродековский музей Хабаровска: новое в зале этнографии

Четверть века простояла прошлая этнографическая экспозиция. Загадочная культура хранилась под светом неярких ламп, окутанная тишиной. Теперь гостей ждут яркий свет, просторные залы, щебет птиц и нанайская колыбельная. В первом зале гостей знакомят с коренными народами. На входе карта и несколько инсталляций: нарисованные персонажи взаимодействуют с реальными предметами, отражающим основное занятие народа. У кочевника-эвэна рядом стоит сумка, нигидальский шаман держит бубен, удэгеец целится из лука, а у орочского рыболова в руках острога. этнография

Сцена из жизни кочевников. И огонь в чуме, и сумы вне жилища, только на стоянке не захоранивали кости убитых животных,

В следующих залах уже можно искать знакомые экспонаты и сюжеты, однако обыгрывают их, опять же, театрально: одна сцена, манекены-герои и тени-герои на стене, из которых зритель или экскурсовод складывает историю. Сюжет зависит от темы: от охоты и быта до медвежьего праздника и шаманства. Пока мужчины из сценки напротив готовят ловушки для зверя, женщина сушит юколу. Но тревожнее всего становится возле прикованного мишки, на которого уже направил свою стрелу нарисованный на стене охотник. А рядом настоящий ковш для сердца медведя, который давали старшему рода. Сейчас обратиться к духам можно иначе: на «Ритмах Дальнего Востока 2021» общались с потусторонним с помощью танца. этнография

– Мы постарались так обыграть, чтобы было о чём рассказывать. Такие истории, с которыми сталкивается посетитель, особенно юный. Чтобы было понятно, как эти вещи, для нас уже экзотические и посторонние, функционируют, показать среду, – рассказала Титорева Галина, заведующий научно-исследовательским сектором этнографии.

Появилась и отдельная тема с кочевыми народами – эвенами и эвенками. Мать встречает своего ребёнка, приехавшего на олене. В чуме горит костёр, а сумы стоят подле – их нельзя вносить в жилище. Есть теперь и стеллаж с предметами свадебного обряда. Отдельно собраны детские игрушки. Все они простые: веточки, камешки, фигурки из бересты и незатейливые куклы – создавали их только фантазия и умелые руки. А шаманские костюмы, благодаря крутящейся платформе, можно рассмотреть со всех сторон.

Коллекция экспонатов стала больше – теперь их не пятьсот, а семьсот. Каждый из них отражает быт и культуру коренных народов. Но никакого нагромождения, только лёгкость и внимание на каждом шедевре. Любознательные могут прочитать краткую информацию на стенах или обратиться к интерактивному стенду с видеоматериалами, фотографиями и расширенным описанием коллекции. Ремонт обошёлся в двадцать восемь миллионов рублей.

Вновь увидеть сэвэны шамана Мангни и по-другому взглянуть на жизнь коренных народов Дальнего Востока можно в историческом корпусе Гродековского музея с 10 до 18 часов, выходной - понедельник. Стоимость – 300 рублей, пенсионеры – 150 рублей, дети до 16 –бесплатно.

Фото автора


  • О чём молчит камень: пополнение палеонтологической коллекции Гродековского музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен