Праздники ноября – своеобразное свидетельство бурной политической истории нашей страны. Долгое время в стране с красными знаменами отмечали революционную дату. Затем ее, судя по всему, попытались заменить на что-то новое. Однако пока и старый праздник не до конца умер, да и новый, похоже, как-то смутно приживается в народных сердцах. Как это произошло - размышляет историк Василий Кузьмин. 

Долгое время в ноябре отмечался один из главных праздников СССР – День Великой Октябрьской социалистической революции. Однако, в 90-е годы Союз приказал долго жить, а революция перестала восприниматься как повод для праздника. В итоге, после перемены названия отменили и сам праздник. Правда, чтобы ноябрь не пустовал, решили выбрать новый повод для отдыха, правильный. Такой, который смог бы объединить всю страну. Праздник появился, но вот с объединением не сложилось: наличие официального выходного 4 ноября не мешает ностальгирующим праздновать 7 ноября даже в рабочий день. Так что же не так с нашим ноябрём? Попробуем разобраться.

Как всё начиналось

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года возглавляемые большевиками матросы Кронштадта и солдаты Петроградского гарнизона штурмовали Зимний дворец и свергли заседавшее там Временное правительство. В это же время начал свою работу Второй всероссийский съезд Советов, в котором участвовали представители всех социалистических партий. Представители большевиков объявили делегатам о свержении Временного правительства и передачи власти в руки Советов, но даже среди социалистов не все восприняли эту новость положительно. Меньшевики и эсеры в качества протеста покинули заседания (потом об этом жалели), оставив большевиков с поддержавшими их левыми эсерами, и те начали строительство государства нового типа.

О сути этих событий споры ведутся до сих пор. Что для одних стало революцией, для других было не более, чем переворотом. Есть даже остроумная теория «зеркальной» революции, гласящая, что Ленин осуществил революцию «наоборот»: вначале захватил власть, а лишь потом начал создавать предпосылки для перехода к социализму. По форме выходил переворот, а по масштабу последовавших преобразований получалась революция. 

Кстати, сами большевики вначале тоже называли октябрьские события переворотом. Но через некоторое время в обиход плотно входит понятие «революция» - это упрощало классификацию всех, выступивших против Советской власти, как контрреволюционные силы.

Начало празднования

В 1918 году страна перешла на григорианский календарь. С новым календарём отменялись некоторые старые православные праздники и вводились новые революционные. Одним из таких стал День Октябрьской революции, который в соответствии с изменённым календарём выпал на 7 ноября. Первое празднование состоялось уже в 1918 году. В сравнении с дальнейшими его можно назвать скромным – в Москве, областных краевых центрах прошли демонстрации трудящихся под красными знамёнами и военные парады.

Трёхлетие революции уже праздновали с большим размахом: театральный режиссёр Николай Евреинов устроил целый спектакль со взятием Зимнего дворца. Действо отличалось масштабностью – 10000 участников, среди которых были солдаты и матросы, военная техника и сам крейсер «Аврора»!

Крейсер Аврора

А вот десятилетие события отметилось и более серьёзными изменениями. За год до юбилея была создана Центральная праздничная комиссия по подготовке и проведению празднования 10-летия Октябрьской революции, которую возглавил Михаил Калинин. Комиссия устанавливала единые стандарты мероприятия по всей стране. Революция впервые получила своё полное название, став Великой Октябрьской социалистической революцией. Театральную самодеятельность решили отбросить – на смену ей пришли «классические» парады. В Москве по Красной площади прошли колонный военных с духовым оркестром, шеренги рабочих – всего около миллиона человек. И если раньше выходным днём было только 7 ноября, то теперь праздничных выходных стало два – добавили 8 ноября.

Конец эпохи

До 90-х годов праздник не оставался статично-единым: постепенно происходили, казалось бы, не существенные, но на самом деле вполне концептуальные изменения, отражавшие историю страны. Так, в 1927 году разогнали демонстрацию троцкистов: а нечего «примазываться» к Великому Октябрю, который постепенно провозглашался детищем Ленина и его главного ученика Сталина (это при том, что равновправным творцом Октября наравне с Лениным, был Троцкий). Подготовка к двадцатилетнему юбилею велась в условиях массовых репрессий, что сказалось на сроках работы – то и дело необходимо было пополнять состав выбывших разоблачённых «врагов народа». А в 1941 году после праздничного парада на Красной площади войска сразу же уходили на фронт.

Постепенно меняются акценты. Так, главным военным праздником становится 9 мая. Празднование Дня Победы становится более масштабным, а 7 ноября – формализовано-ритуальным. Годовщинам Октября ещё посвящали какие-либо крупные события, как поход ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году, но прежнего энтузиазма уже не было.

В 1990 году на Красной площади прошёл последний военный парад на 7 ноября. А после событий августа 1991 года КПСС была запрещена. День Великой Октябрьской социалистической революции в этом году уже не праздновался, а в декабре прекратил своё существование и СССР. В 1992 году 8 ноября превратился в обычный рабочий день, а 7 ноября остался праздничным днём, который пока отмечался ещё как годовщина Октября. А затем пошла перемена названий. В 1995 году 7 ноября праздновался как День воинской славы в память о военном параде 1941 года, а в 1996 году указом президента РФ праздник утратил полностью своё революционное наименование, превратившись в День согласия и примирения. В таком примиренческом названии, которое на самом деле никого ни с кем не примирило, он и просуществовал до 2004 года.

Вперёд в прошлое!

Да, вскоре 7 ноября в качестве красного дня календаря был полностью отменён. Но, чтобы не оставить людей без дополнительного выходного, найти новый путь к согласию и примирению, попытаться объединить всех какой-то одной общей идеей, на замену ему был установлен новый праздничный день – 4 ноября, который, по мысли его идеологов, приурочивался к событиям Смуты.

Казанская икона Богородицы в окладе (XIX века)

Итак, опять вернёмся в прошлое, на этот раз – в XVII век. Образованное в 1611 году в Нижнем Новгороде Второе ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, в 1612 году подошло к Москве, оккупированной поляками. 1 ноября 1612 года был взят Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. 5 ноября 1612 года командование осаждённого польского гарнизона подписало капитуляцию, а 6 ноября гарнизон сдался. Москва была полностью освобождена, хотя Смута на этом полностью не закончилась – ещё оставались польские и шведские войска на территории России, как и различные разбойные отряды, военные действия против которых продолжались ещё несколько лет.

А причём тут 4 ноября? Дело в том, что в 1649 году второй представитель династии Романовых царь Алексей Михайлович в честь рождения первенца Дмитрия Алексеевича распорядился отмечать день Казанской иконы божьей матери 4 ноября (22 октября по старому стилю) в память освобождения Москвы и России от поляков. Икона имела отношение к освобождению Москвы – с ней войска Второго ополчения вступили в Китай-город 1 ноября.

Примирения не вышло

В 2002 году, во время учёбы в аспирантуре, я поехал в Москву для работы с документами центральных архивов. Моим соседом по комнате в общежитии Московского государственного педагогического университета был психолог. Уже тогда он говорил, что для достижения единства в обществе необходимо введение объединяющего всех праздника. Таковым ему виделся День Тысячелетия России, отмечавшийся в 1862 году в Великом Новгороде 8 сентября (по старому стилю 21 сентября). Идея уже тогда вызвала у меня определённый скепсис. Во-первых, мало кто знал про этот праздник, чтобы можно было к нему привлечь внимание. А во-вторых, общей позиции для единения он дать не мог, так как был посвящён легендарному призванию варягов. Даже тогда, в относительно либеральное начало 2000-х в российской исторической науке были сильны позиции антинорманистов. Не пройдёт этот праздник и в наши дни, когда официальная позиция по этому вопросу определённо высказана в поддержку славянской теории.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде, открытый 4 ноября 2005

Но вернёмся от идей к фактам. Наверное, мысль о празднике единения всех и вся тогда витала в воздухе: прошло два года – и мы таковой получили. Даже название празднование 4 ноября получило соответствующее – День народного единства. Но уже на уровне обсуждения отношение к празднику было полярным: от веры в его перспективы в будущем, до скепсиса, что он не приживётся в России.

Что имеем на сегодняшний день? С «официальной» стороны – всё в порядке. Ежегодно проводятся различные мероприятия, произносятся речи, поздравление и т.д. Но если заглянуть «вглубь» - результаты окажутся намного скромнее. Выходным днём пользуются все, но далеко не для всех он является праздничным. Коммунисты продолжают устраивать приуроченные к 7 ноября мероприятия, а «сочувствующие» - праздновать 7 ноября в семейной обстановке. Эта же часть общества игнорирует 4 ноября. А есть и те, для которых оба дня – не более, чем день в календаре. Единства не получилось. Наверное, для него нужно нечто большее, чем лишний выходной.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен