Очередная встреча хабаровского делового сообщества в рамках проекта «Problem Solving Project» была посвящена трансформации бизнеса в условиях кризиса. Участники попытались ответить на вопросы: какие инструменты используют предприниматели в условиях новой экономической реальности и какие решения находят, какими средствами и приёмами пользуются, и какие из них уже успели показать свою эффективность? бизнес в период кризиса

Спасение – в рекламе

Начали с финансового директора группы компаний «Кабинет» Романа Гранкина.

– Наша отрасль – это бьюти направление, которая тоже пострадала. Но мы с десятого апреля начали работать. Конечно, мы сократили расходы и поначалу закрыли всё «на лопату». Но первое, что мы сделали – расставили приоритеты. На сто процентов выполнили свои обязательства по зарплате. Поставщики и арендодатели пошли нам навстречу, дали отсрочку. Но у нас и нет кредиторки. Мы восьмой год на рынке. Были небольшие резервы, хотя потери тоже, конечно, были. И нам повезло – нам разрешили работать. Но если мы сейчас возьмём один миллион беспроцентный на выплату зарплаты, то через полгода его надо выплатить. А с чего? Это ловушка ля бизнеса.

– Спрос уже в принципе пошёл спад, ещё до закрытия торговых центров, – вступает в разговор хозяйка салонов Irlin (нижнее бельё) Ирина Левченко. – И мы вынуждены были закрыться. Но настроены довольно оптимистично. Переформатировали свой бизнес в онлайн. Занимаемся подбором белья в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации), переводим людей на связь с менеджерами, которые работают по одному с конкретным человеком, хотя никогда не работали в онлайн-формате. От белья перенастроились в сторону пижам и домашней одежды. Людям хочется быть красивыми, находясь дома на самоизоляции. Они хорошо настроились на онлайн-покупки, так что в дальнейшем будем думать о более удобном формате общения с нашими клиентами. бизнес в период кризиса

– Ирина, как быстро к вам пришёл первый клиент в онлайн-формате?

В первые дни была полная тишина, но потом потихоньку продажи начали расти. Мы возобновили доставку в Комсомольске-на-Амуре. Продолжили разговор о скидках с партнёрами и не переставали рекламироваться. Возврата у нас нет, потому что нижнее бельё возврату не подлежит.

Учредитель ООО «Меридиан» Александр Федотенков также занялся усилением интернет-рекламы.

– Люди пока побаиваются делать покупки онлайн, – говорит предприниматель. – Мы даже предлагаем выслать мастера на дом – отказываются! Но понемногу заявки стали расти. Наиболее эффективно для нас отработали Яндекс.Директ и Google реклама. Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) и Facebook не пошли.

Эксперт-маркетолог завода «Балтика-Хабаровск» Елена Рыжкова порадовалась вместе со всеми, что в сфере онлайн-продаж есть позитивная картина.

– Раньше это касалось только продуктов питания, и были интернет-магазины. Но сейчас очень важно бизнесу направить свои бюджеты на рекламу, – отметила Елена Рыжкова. – Рекламировать свои новые направления, ту же доставку. И хотя в прошлый раз говорилось о том, что начинать свой бизнес «с нуля» пока не рационально, но если у вас есть хорошая клиентская база, то можно сделать хотя бы самые простые шаги. Например, создать группу в WhatsApp для своих постоянных клиентов, чтобы они видели, что вы существуете. бизнес в период кризиса

Астропрогноз для бизнеса

К разговору пригласили хабаровского астропсихолога и одновременно ипотечного брокера Оксану Рыкаловскую – это была «изюминка» встречи.

– Оксана, что ждёт бизнес в ближайшем будущем?

– Давайте начнём сначала. На момент объявления эпидемии положение звёзд было как перед Второй мировой войной. Плюс информация была неточной, размытой. Меркурий был в соединении с Нептуном. А когда Меркурий перешёл в Овен, информация стала более жёсткой. Меня заинтересовало несколько моментов. И я вас поздравляю: летом будет ещё волна, и она пойдёт на спад только в декабре. Но осознание самой ситуации уже приводит к стабилизации. В первую неделю был настоящий психоз плюс наложилась весна с её мемами. Так что до конца 2020 года улучшений не ждите, а потом мы будем выравниваться.

– Но что же делать бизнесу?

– Я не знаю, что делать бизнесменам. Я знаю, что делать мне. Во-первых, у нас есть Сбербанк, который не прекратил работу по ипотеке – единственный из 14 банков. В сфере недвижимости перейти на онлайн легко. Можно продать квартиру за семь дней в онлайне. И покупку, и ипотеку легко можно трансформировать в онлайн. Главное, чтобы фирма, с которой вы работаете, хорошо проявила себя на рынке недвижимости. Это тоже легко проверить в онлайне.

Кто тут «дохлая лошадь»

– А если нет финансовой подушки, то что делать, закрываться?

– Если нет оборотных средств, то зачем вам эта «дохлая лошадь»? – отвечает Роман Гранкин. – Что делать? В первую очередь, сохранить команду. Бизнес делают люди, значит, их надо отвлечь, чем-то занять. И это потребует не так много денег. Мы, например, в соцсетях, в интернете сейчас занимаемся продвижением. А когда всё поставили на паузу, потому что стрижками и маникюром не можем заниматься онлайн, так вот мы показывали всем, что компания существует. Например, каждый из наших мастеров рассказывал о себе, своём хобби, давал свои советы, рецепты. Это было очень интересно! Мы многое узнали о наших сотрудниках, и когда собрали эту информацию, то занялись брендированием. Кроме того, мы запустили продажу абонементов, и это позволило нам сформировать небольшой денежный фонд, чтобы чуть-чуть поддержать своих сотрудников.

– Новые клиенты вряд ли пойдут покупать у вас абонементы, – возразила Елена Рыжкова. – Но в отношении постоянных клиентов это работает. И закрывать рекламу – это самое недальновидное решение на сегодняшний день. Потому что люди, сидя дома, особенно тщательно ищут информацию про бизнес: кто работает, что предлагают, какие цены, ассортимент. Конечно, расходы на рекламу должны быть адекватными. И это должна быть не просто блочная реклама, а именно рассказы, как вы видите свой бизнес – живая история, которая всегда заинтересует читателя. Ведь для этого есть масса специалистов в тех же СМИ – обращайтесь. И они вам с удовольствием помогут выставить ваш личный бренд. бизнес в период кризиса

– А у меня сельское хозяйство. Уже три года на рынке, – рассказывает исполняющий директор крестьянско-фермерского хозяйства Михаил Утробин, – занимаемся переработкой молока. В Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации)уже четыре года. И знаете, самое главное – быть честным, прежде всего, перед самим собой. Потому что, если что-то у вас нечестно, то всё обязательно всплывёт само собой. Вы даже не заметите, откуда это вам «прилетело».

Кризис позволяет очиститься от неэффективных бизнесов, убрать всё лишнее, что тянет вас вниз. Я оптимист по натуре. Мы, например, настроили канал удалённых продаж, и я сам его обкатываю. До этого доставка у нас составляла лишь три процента от общей выручки, а сейчас 25 процентов. Так что в этой «войне» сильнейшие выживут, остальные переформатируются, если, конечно, поймут, что нужно людям на самом деле, и уйдут в другую нишу. Сейчас уже появляются группы людей, у которых нет больших денег, но у них есть умение, мастерство, опыт. Допустим, объединились строитель, маркетолог, юрист – и вот уже команда! Всё это называется синергией.

– Но как узнать онлайн, что продукт качественный?

– Показать свою любовь к делу. Есть такое понятие: информационный шум – все эти рекламные ролики, которые не запоминаются людьми. Имейте это ввиду, когда заказываете всю эту шумиху, после которой на выходе – ноль. После такой трансляции ещё никому не удавалось развить свой бизнес. А вот живая история нужна как сериал.

– Как сформировать свою экспертность?

– К кризису надо готовиться всегда, – поясняет Елена Рыжкова. – Надо иметь свою клиентскую базу, партнёров, которые всегда подтвердят вашу деловую репутацию. Но партнёры должны быть рангом выше вас, например, это могут быть представители властных кругов, они могут дать вам необходимые рекомендации. В любом случае, экспертность формируется через онлайн. Надо обязательно участвовать во всех видеоконференциях, выступать на публике, привлекать к себе внимание. Так формируется доверие, и всё это хорошо сочетается.

– А что делать с сотрудниками?

– Мы занимались продвижением в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации). Делали опросы среди клиентов, что было бы им интересно. При этом не забывали бесплатно консультировать своих сотрудников по всем юридическим вопросам, – рассказывает Роман Гранкин. – Ведь у многих ипотека, другие кредиты, например, ещё какие-то проблемы возникают. Искали на время простоя им работу, как-то трудоустраивали их. Коцепция такая: сотрудник – это как клиент. То есть, мы относимся к своим сотрудникам, как к клиентам, и даже больше. Это позволило сплотить команду и освободиться от тех, кто показал себя с негативной стороны. В любом случае, сегодня каждый показал, кто есть кто.

Вот золотые слова! Действительно, «кто есть кто». Смотрю, наши предприниматели уже становятся философами, это хороший знак. Себя судить куда труднее, чем других. И если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Кто это сказал – не помню.

Фото: cdn.vortala.com

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен