Протез сердечного клапана не вечен. Примерно у пяти процентов пациентов с имплантатом со временем возникают отверстия вокруг него – фистулы. Через них из главной мышцы человека «протекает» кровь. Не так давно врачи научились вместо полной замены искусственного клапана ставить на сложном участке «заплатку» - окклюдер. Одними из первых в стране технологию освоили специалисты Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске. окклюдер для сердца

Первые операции по устранению парапротезной фистулы провели в Хабаровске

Доставляется окклюдер во время малоинвазивных операций через прокол

Заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Константин Поляков держит в руках окклюдер – небольшое устройство, обладающее памятью формы. Во время малоинвазивных операций на сердце его доставляют в нужное место, где он закрывает патологическое отверстие, раскрываясь, словно зонтик, с обратной стороны. Это позволяет избежать сложной и более опасной операции по замене искусственного клапана. Гораздо проще поставить «умную заплатку», произведенную в Германии, чем менять весь имплантат.

Но освоили подобную технологию пока мало где. Даже в развитых странах операция по устранению парапротезной фистулы – редкость. В России, в основном, ее проводят в Челябинске. Единичные случаи есть на счету московской и новосибирской клиник. В Хабаровске недавно прооперировали сразу двух пациентов. И останавливаться медики не планируют.

Само устройство по размеру бывает разным. Все зависит от размера фистулы

- Мы готовились к этим операциям несколько лет, проходили обучение, в том числе, за границей – в Германии и Париже. Контактировали с лидерами по данному направлению в России – Федеральным центром в Челябинске. Их заведующий – автор патентов по данной технологии. И во взаимодействии со всеми этими людьми мы разработали свой подход к данному виду операции, приобрели расходные материалы, - рассказывает Константин Поляков. - Главным было подготовить расходные материалы – окклюдеры. Теоретически мы были достаточно подкованы. Обе операции прошли успешно.

Константин Поляков

У обоих пациентов операции продлились около 2.5-3 часов. При встрече с журналистами мужчины выглядели бодро, готовились к выписке, строили планы на будущее. Хотя еще недавно опасались того, что из-за парапротезной фистулы им придется подвергать себя более сложному и опасному для жизни вмешательству.

«Готовился к нехорошему…»

Евгений - один и первых пациентов с внедренным хабаровскими врачами окклюдером

Первый пациент с внедренным окклюдером, с которым нас познакомили – 49-летний военный пенсионер из Хабаровска Евгений. Протез ему установили после того, как несколько лет назад он попал в больницу с инфарктом.

- Меня буквально с того света вытаскивали, - вспоминает Евгений. – А потом провели операцию на сердце. После этого я зажил как обычно, только медосмотры проходил регулярно. Примерно год назад появилась одышка. Ничего прям критичного, но когда в горку поднимаешься, понимаешь – за раз не осилю. Потом сказали, что нужна операция. К ней я уже готовился, был более спокоен, что ли… Сейчас чувствую себя нормально.

Ситуация у другого пациента – Владимира была куда серьезнее. Он живет на Чукотке, в небольшом селе. Из-за вновь обострившейся проблемы даже выход из дома для мужчины был проблемой. Признается: «Стыдно, жена по дому все делает, а я с кровати встать не могу – сразу одышка».

- Это у меня уже четвертая операция на сердце. Первый протез поставили еще в Союзе, ездил в Киев на операцию. Потом сказали, что у меня порок сердца, а в последние годы начала сердечная недостаточность развиваться. Готовился уже к худшему, руки опускались. А теперь планирую на рыбалку и охоту сходить! – бодро похвастался планами 62-летний пенсионер.

Владимир ради операции приехал в Хабаровск с Чукотки

К слову, чукотскому пациенту Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске установили сразу два окклюдера. Так случилось, что фистулы у мужчины развились в двух местах. Точная причина их появления, по словам наших кардиохирургов, пока не ясна.

- Фистулы образуются после длительного использования имплантата. Это патология, но контролировать ее мы не можем. Только по факту говорим – отверстие развилось. Поэтому после операций на сердце пациентам необходимо регулярное наблюдение. Хотя бы УЗИ раз в год сделать, чтобы выявить фистулу на ранней стадии и скорректировать. Предположительно – воспаления, инфекции, травмы, излишние нагрузки, - отмечает Константин Поляков. окклюдер для сердца

Окклюдер для сердца – это редкость!

Мы уже отметили, что необходимость подобной операции возникает примерно у пяти процентов пациентов с имплантатами. Как отметили хабаровские врачи, даже после успешного опыта очереди из пациентов нет. Устраивать панику и бояться, что «немецкой заплатки» не хватит, не нужно, ее установят всем, кому это будет необходимо.

Ежегодно в Хабаровском крае проводят около тысячи операций на сердце с применением ангиографа.

Но помимо высокого уровня квалификации, требуют такие вмешательства и серьезного технического обеспечения. Проводят операцию под ангиографом – аппаратом, который «просвечивает» пациента прямо во время операции.

- Необходимы специальные ультразвуковые аппараты, которые обладают функцией трехмерного картирования. То есть на этих аппаратах видим объемную картинку клапана, можем оценить размер отверстия. С помощью рентгена и УЗИ мы повышаем точность этой операции и сразу видим результат: закрыли или нет, - объяснил Константин Поляков.

Впрочем, такие трудовые и технические затраты стоят того: после проведения малоинвазивной операции пациент быстро приходит в норму и не приобретает каких-либо дополнительных противопоказаний. Жизнь становится только лучше! окклюдер для сердца


Материал по теме: «Врачи отработали как надо: из опыта пребывания в «ковидном» госпитале»

Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен