Не так давно на сайте Хабинфо вышел цикл статей «Московские прогулки. Необычные маршруты», в которых мы рассказали, о том, где можно побывать и что посмотреть, даже если на культурную программу в столице у вас отведено всего три-четыре дня. Но рассказ о необычных прогулках был бы неполным без упоминая интереснейшей экскурсии «Культурно матом» (18+).

Как сказала моя дочь, «повестись» на такое могут только филолог и лингвист (собственно, именно такую «пару» мы и составляем). Однако путешествие по нецензурной Москве оказалось интересно даже «не гуманитарию», собрав в одну группу не только хабаровчан и жителей разных городов России, но и самих москвичей.

Мы об экскурсии узнали довольно-таки просто: зашли на сайт «Афиши Москвы». Заинтриговала многообещающая реклама: «…Русский мат является поистине значительной частью великого и могучего русского языка и нашей культуры... Наша экскурсия будет действительно очень необычной прогулкой по московским улицам. От Пушкина до Есенина, от Ивана Грозного до Петра I, от Фаины Раневской до Высоцкого — мы вспомним самые яркие, самые дерзкие, смешные и интересные истории о происхождении и значении русских ругательств, о развитии и укоренении их в современном русском языке…».

Путешествие по московским улицам началось у «Театра на Таганке», откуда мы сразу свернули к месту, где располагалась известная Таганская тюрьма. Помните: «Таганка! Все ночи, полные огня. Таганка! Зачем сгубила ты меня…»? Только вот речь сразу же зашла совсем не о ворах и жуликах, а о древнем языческом капище, на месте которого мы оказались. Вот тут-то и оказалось, что нецензурное название (по современным понятием) органов деторождения, а также всё, что связано с некрасивыми выражениями «по матери», имеют под собой вполне историческую подоплёку.

Как рассказала экскурсовод, несмотря на то, что Москва была основана православным князем, на её территории сохранялось двоеверие в течение нескольких веков. И христианские храмы соседствовали с языческими капищами. На территории Москвы существовали капища семи богов: Рода, Велеса, Купалы, Ярилы, Макоши, Перуна и Трояна. Мы стояли в месте, где в давние века поклонялись богине судьбы Макоше. Она отвечала за счастливую судьбу и благополучие. С приходом христианства культ Макоши был заменен культом Параскевы Пятницы, а рядом возвели Новоспасский монастырь.

Конечно же, не обошли мы вниманием и саму Таганскую тюрьму, которая была сооружена ещё в 1804 по указу императора Александра I. Снесли её в 1960-ом — всё-таки центр Москвы как-никак. И остался от всего знаменитого комплекса всего один краснокирпичный дом.

Стоя рядом с полицейским участком № 5, который располагается сейчас приблизительно на её месте, мы говорили о ненормированной тюремной лексике. И о словах, которые вышли из-за таганских стен. Например, есть версия, что происхождение слова «баланда» связано именно с Таганкой. До революции здесь служил повар по фамилии Баландин. Готовил он очень плохо. Отсюда и пошло — «баланда», «баландёр» (раздатчик пищи). В дополнение к данной версии существует и байка, что заключенные, разозлившись на горе-повара, сварили его в котле живьём.

В этой тюрьме в 1908 году сидел знаменитый мошенник Василий Трахтенберг, который, не имея толком представления о марокканских рудниках, изловчился продать их правительству Франции. И именно Трахтенберг, сидя за решеткой, составил «Словарь воровской речи», который стал основой всех последующих словарей блатного жаргона.

Отдав дань истории, мы вернулись в более современный мир, завернув на ул. Высоцкого рядом с «Театром на Таганке». Вспоминали великого барда, его стихи и песни с очень к месту употреблённой нецензурной лексикой. Читали матерные стихи не только Есенина и Маяковского, но и Пушкина. Да-да! Он тоже не гнушался крепким словцом.

Надо сказать, что вся экскурсия была не только и не столько о матах, сколько об истории Москвы и великих людях, так или иначе связанных с ненормированной лексикой. Например, я только здесь узнала, что в эпоху Петра I мат был не просто желателеным, а обязательным языком общения, особенно на балах. И все его приближённые, в том числе и он сам, имели нецензурные прозвища, по которым обращались друг к другу на собраниях Всешутейшего, Всепьянейшего и Сумасброднейшего Собора, который Петр I основал для развлечения и насмешек.

Заглянули мы и на Хитровку, когда-то самое криминальное место столицы. Здесь располагались усадьбы богатых дворянских родов. Во время пожара Отечественной войны 1812 года две усадьбы сгорели, и на этом месте образовался огромный пустырь. Его выкупил и подарил городу генерал Николай Хитрово. По замыслу генерала, здесь должен был быть большой рынок, чтобы крестьяне могли продавать, а горожане покупать свежую сельскую продукцию. До конца воплотить свою задумку он не успел — умер. Но рынок всё-таки начал свою работу.

Постепенно в зданиях, окружавших Хитровскую площадь, появились ночлежки, трактиры, притоны, игорные дома. А основными жителями стали воришки, нищие, наемные рабочие. Для последних на Хитровке расположилась импровизированная биржа труда: сюда приходили подрядчики в поисках наемных рабочих и стекались артели со всей России в поисках сезонного заработка. Беглые каторжники из Сибири, прибывая в Москву, тоже отправлялись на Хитровку, ища работу и ночлег.

После революции рынок снесли и на его месте разбили сквер. Все сомнительные заведения вокруг площади закрыли. Ряд зданий отремонтировали, некоторые перестроили и организовали в них жилтоварищества. Появились новые жилые дома. Удивительно, но в домах, оставшихся с хитровских времён, по-прежнему живут люди. Здесь расположены многочисленные хостелы, где ночуют приезжие и студенты. Есть и постоянные жители. Сейчас они борются против сноса старых зданий, так как это — архитектурная ценность. Сохранилась кирпичная кладка и старая тротуарная плитка тех времён.

Прошла экскурсия и по «киношным» местам Москвы. Мы побывали там, где снимали фильм «Место встречи изменить нельзя» — сцену взятия банды «Чёрная кошка», где прозвучала известная фраза «Я сказал — Горбатый!». Прошлись по местам съёмок фильма «Брат» и даже постояли у по сей день действующего детского сада, где снимали фильм «Усатый нянь». А ещё побывали у одной из семи знаменитых сталинских высоток, именно той, где жила Фаина Раневская.

Раневскую всегда называли самой большой матершинницей. Она любила крепкое словцо, а некоторые её фразы с нецензурной лексикой цитируются до сих пор.

На экскурсии приводился её рассказ. «Встретила Корнея Чуковского. Шли по Тверскому. Меня осаждали, как всегда, теперь ненавистные, надоевшие школьники. Чуковский удивился моей популярности. Я сказала ему, что этим ограничивается моя слава — улицей, а начальство не признает… Сорванцы в красных галстуках дружно стали скандировать опостылевшую фразу из «Подкидыша»: «Муля, не нервируй меня!». Я не выдержала и скомандовала им в ответ: «Пионэры, стройтесь попарно и идите в жопу!»…

… За два часа мы обошли довольно-таки большой участок Москвы — от Таганки до Китайской стены. Но время пролетело совершенно незаметно. Несмотря на длительность, рассказ не утомил, и никто не ждал, когда это всё закончится — все слушали с большим интересом. Вот уж действительно — культурно матом. По-другому и не скажешь…

В ТЕМУ:
Изучаем новые красивые места на острове Сахалин

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен