Монетизация хобби. Возможно ли это в Хабаровске?
Думаю, каждый человек, хобби которого — что-то делать своими руками, сталкивается с проблемой: куда деть свои изделия? Уже не по одному разу одарены все родные, друзья и знакомые, уже не осталось места на полках, но приходят идеи, и руки вновь тянутся «творить и вытворять»… И, наконец, приходит осознание: пора монетизировать хобби и начать продавать свои изделия. Но где и как? В том же Хабаровске реальные арт-площадки можно по пальцам пересчитать, и они далеко не всегда доступны «простому смертному».
Бесплатно, значит — недоступно?
Думаю, не ошибусь, если среди самых популярных площадок для мастеров ручных изделий назову фестиваль-ярмарку «АмурФест». Для тех, кто не числится в рядах индивидуальных предпринимателей, места предоставляются бесплатно. Но вот попасть на «АмурФест» очень затруднительно. Лично у меня пока не получилось.
Требования, в общем-то, просты — при заполнении анкеты нужно доказать, что твои работы уникальны и пользуются спросом: приложить фотографии и ссылку на свои активные страницы в социальных сетях.
Самое непопулярное для мастеров «амурфестное» время — это зима. Очень уж у нас холодно. Продавцы находятся в закрытых тёплых домиках, это большой плюс, но по той же причине не всегда удаётся показать весь товар лицом, да и покупатели за покупками не торопятся. Однако даже в этом случае желающих — выше возможностей размещения. На участие в сезоне 2024 — 2025 «АмурФест. Зима» заявки подали более 100 человек. Выбрали только 35, распределив мастеров попарно на несколько домиков и предоставив каждому по три дня участия.
Ещё одна бесплатная площадка — летняя, в Центральном городском парке отдыха. Вдоль Набережной располагаются открытые прилавки, в которых в выходные дни располагаются мастера со своими изделиями. Каких-то особых требований здесь нет, необходима только предварительная запись у организатора всего этого действа.
— Мне знакомая дала телефон девушки, которая занимается распределением мест, — рассказывает мастер текстильной куклы Татьяна Иванова. — Проблем вообще никаких не возникло. Правда, продажи не всегда были. Но это тоже опыт — и на другие работы посмотреть, и себя показать.
Два раза в год — на новогодние праздники и к Международному женскому дню — свои площадки бесплатно предлагает и Хабаровский благотворительный фонд культуры. У мастеров есть возможность в течение месяца показать (и продать) свои работы на выставке в Арт-подвальчике. Для этого нужно оформить заявку на официальном сайте Фонда. Там же располагается и положение о выставке, где прописаны все условия участия. А вот в Творческом центре Фонда культуры «Тайны ремесла» (хабаровчане чаще называют его магазином сувениров), такие выставки-ярмарки не предусмотрены.
— В Творческий центр «Тайны ремесла» мы принимаем в основном высокохудожественные произведения художников, мастеров и сувенирную продукцию тематической направленности — Хабаровский край, город Хабаровск, — отметила председатель Фонда Анна Плахотник. — Но есть у нас задумка: в летнее время предоставлять мастерам площадку на улице напротив «Тайн». В данный момент этот вопрос на стадии проработки.
Ещё одна возможность у мастера бесплатно показать себя широкой публике может представиться в музеях или библиотеках во время проведения «культурных ночей», куда входят и Библионочь, и Ночь искусств, Ночь музея и т.п.
— Главное условие такого участия — интересная площадка, а всю прибыль мастер забирает себе, — говорит заместитель генерального директора по научно-просветительской деятельности Дальневосточного художественного музея Андрей Киселёв. — Если же говорить об организации больших каких-то ярмарок, то это проблематично, потому что возникает вопрос аренды, а у нас она просто невозможна.
Конечно, есть ещё возможность продвигать свои изделия через Интернет. Кто-то делает это в своих социальных сетях, кто-то создаёт бизнес-аккаунты в Ватсапп или Телеграм. А кто-то регистрируется на сайтах типа Ярмарки мастеров. До недавнего времени была такая интернет-площадка и в Хабаровске — портал ХоббиДВ, которая берёт своё начало в 2020 году.
— Идея создания возникла, когда я вернулась на Дальний Восток из Санкт-Петербурга, — рассказывает организатор портала журналист Анна Морозова. — Хотелось присоединиться к какому-то сообществу, найти рукодельный сайт, так как я сама занимаюсь вязанием, но я ни одного дальневосточного сайта не нашла.
И Анна решила создать такую интернет-площадку сама. Сначала это был портал «Шопоголик», где Анна размещала свои изделия и мастер-классы. Затем появились и другие рубрики. Как отмечает Анна, главной идеей создания «Хобби ДВ» было объединить мастеров и любителей ручной работы именно на территории ДФО, подружить и заявить о том, что на Дальнем Востоке живут самые лучшие мастера. Увы, такая хорошая задумка не увенчалась успехом.
— К сожалению, массового отклика от рукодельниц я не получила. Многие говорили, что им интереснее другие сайты, потому что они раскрученные, там много людей, — сетует Морозова. — Очень многие относились с недоверием. Некоторые хотели, чтобы я им платила за посты и фотографии, хотя свои материалы на других площадках они размещали бесплатно. В результате за четыре года работы на сайт подписались всего несколько человек. И я пришла к выводу: дальневосточные рукодельницы объединяться не хотят.
Так как сайт был задуман как бесплатная площадка для людей с любым видом хобби, то денег он не приносил, а вот трат было немало. В том числе и затрат времени, так как наполнение сайта — это тоже работа, и немалая. Поэтому осенью 2024 года сайт закрылся, просуществовав чуть больше четырёх лет.
Товар лицом, но за деньги
Наибольшая возможность заработать на своём хобби у мастеров появляется на ярмарках, проходящих в больших торговых центрах, или сдав свои работы в магазины, специализирующие на продаже ручных изделий. Как правило, при этом необходимо оплачивать аренду. Иногда в магазинах вместо аренды «накручивают» свой процент сверх цены, установленной мастером.
Таким образом, например, можно выставить свои работы в Арт-холле «Лук,Амурье». Но здесь большая конкуренция, и изделия принимают только хорошего качества. А недавно в «Лук,Амурье» открыли вторую торговую точку — спрос на место в этом арт-пространстве растёт.
В ТЦ «Магазины Радости» расположена торговая точка «Абычный маркет» (буква А вначале — это не ошибка, а брэнд), которая также специализируется на реализации изделий ручного труда. Здесь нужно заплатить за полочку, где мастер будет выставлять свои работы. Ценник, надо сказать, не всякому по карману. Лично я такую сумму не потянула.
Организует «Абычный маркет» и ярмарки, в основном это ТЦ «Экодом», «Броско Молл» и «Магазины Радости». Но и здесь стоимость участия частенько превышает возможности участвующих мастеров.
Вообще, чтобы попасть на ярмарку изделий ручного труда, мастеру необходимо найти организатора, отвечающего за тот или иной ТЦ (территория города разделена на «сферы влияния»), записаться и оплатить озвученную организатором цифру. Как правило, никто из рукодельниц не вникает, что из этой суммы идёт платой за место, а что организатор забирает себе на зарплату. К слову сказать, организовать ярмарку для мастеров в торговом центре — тоже труд немалый, требующий определённых умений и навыков.
На ярмарках пик продаж товаров ручной работы приходится на предновогодний период, а также на конец зимы и весну. Тысячи людей ищут для своих близких оригинальные подарки и готовы покупать авторские работы.
Александра Черепнина собирает мастеров на ярмарки не первый год. Впервые в этой роли попробовала себя несколько лет назад, когда организовывала Масленицу в Центре отдыха в Сосновке. Так как она сама — рукодельница и знакома со многими хабаровскими единомышленниками, собрать участников оказалось несложно. В этот раз в преддверие Нового года она пригласила мастеров в ТЦ «Юбилейный».
— Вообще, я работаю методистом в детском саду и учителем-логопедом, — рассказала она. — Творчество моё начиналось со скрапбукинга, занималась мыловарением, делала интерьерные композиции. В общем, искала себя. А потом стала проводить свадьбы, юбилеи, детские игровые программы. Специально ярмарки я не организую, только для тех мероприятий, которые провожу или где являюсь организатором события. В торговом центре «Юбилейный» работаю с маркетологом по организации развлекательных мероприятий. И мы решили проводить здесь ярмарки-продажи. Стоимость участия в ярмарках в основном устанавливается руководством той площадки, на которой она проводится. Обычно берётся средняя цена по городу. Условия участия тоже могут быть везде разные.
На вопрос, реально ли это — монетизировать своё хобби, Александра ответила:
— Конечно. Но тут уже имеет значение уникальность и/или востребованность товара. Маркетинг. Умение продавать свой товар, особенно на интернет-площадках. Но продажи на выставках-ярмарках не всегда удачны. Тут всё зависит от целевой аудитории, цены, и расположения самой площадки.
Из личного опыта
Монетизацией своего хобби я занимаюсь более 15 лет. Причём, не только в Хабаровске. Участвую в выставках, ярмарках, отдаю свои работы под реализацию в различные торговые точки, продвигаю в социальных сетях. Получается не везде и не всегда.
Можно, конечно, сейчас с ностальгией вспомнить про Международную выставку-ярмарку «Город мастеров», которая несколько лет подряд проходила в Хабаровске на майские праздники в Легкоатлетическом манеже. Участие для мастеров ручного труда там было бесплатным. И про шикарные новогодние ярмарки, которые когда-то проходили в ЦРН «Содружество», и…
Арт-пространства в разных городах разительно отличаются друг от друга. Например, в г. Находка в Центральном городском универмаге есть замечательное маленькое кафе. Лет пять назад сюда попросились местные художники — и заняли своими картинами свободную стену. Потом на витрине кафе появились открытки ручной росписи. А три года назад здесь открылся маленький магазинчик, куда находкинские мастера приносят свои работы на реализацию. В основном это небольшие игрушки, брелочки, украшения и сладости. В кафе в основном приходит молодёжь и с удовольствием приобретает сувениры.
На подобные продажи я не раз обращала внимание и в Москве. Например, в котокафе можно было купить специализированные изделия: кошки-брошки, кошки на сумках, кошки — роспись на посуде… Всё это — работы местных мастеров.
Может быть, есть похожие кафе и в Хабаровске, но лично мне они пока не встретились.
В некоторых городах мастерам разрешено торговать летом прямо на улицах (и тоже бесплатно). Городская администрация определяет места, составляет список желающих и выдаёт разрешение на весь период. И когда-то в Хабаровске тоже было так. Но это уже история воспоминаний…
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен