Русский землепроходец Ерофей Хабаров
В 1858 году на высоком берегу Амура застучали топоры солдат 13-го Сибирского линейного батальона. Они строили пост, которому в будущем предстояло стать красивым городом, ставшим столицей огромного края. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва ему было дано название «Хабаровка», - в честь одного из землепроходцевXVII в. Кто же такой Ерофей Хабаров? Что мы знаем о нём?
В этом году исполняется 375 лет с начала первого похода Ерофея Павловича Хабарова на Амур.
Приход в Сибирь
О ранних годах жизни Ерофея Павлова Хабарова почти ничего не известно. Первые капиталы мещанин Великого Устюга приобрел успешной торговлей на арктической Пясиде. А до своего прихода в Сибирь Хабаров жил в Сольвычегодске, где содержал соляные варницы. В 1630 году с братом Никифором обосновался на Енисее, где занимался хлебопашеством, благодаря чему и и нажил хорошее состояние.
В ленскую «Новую Мангазею» Ерофей Хабаров прибыл в 1633 году. В Усть-Куте сразу завёл соляную варницу, организовал перевозку грузов лошадьми на Ленском волоке, создал хлебопашни, занимался ростовщичеством, рубил лес и добывал пушнину. Однако не получил прибыли, так как якутские воеводы забрали у него 3 тысячи пудов хлеба в «государеву казну», а позже описали в казну варницы и отобрали пашенные земли. Там же, на берегу Куты Хабаров встретил Пояркова и Головина.
После службы в Енисейске, хождения к Мангазее и Таймыру, Ерофей и Никифор Хабаровы возвратились в Устюг Великий, но вскоре подались в Сибирь вместе с вологодскими и устюжскими переселенцами.
Ерофей Хабаров первым исследовал реку Амур и Приамурье, и одним из первых осваивал целину и выращивал хлеб в суровых условиях Дальнего Востока.
По имеющимся источникам, Хабаров был жёстким, целеустремлённым и волевым человеком, с купеческой «жилкой». Архивы сохранили десятки дел Хабарова против его должников, не плативших по кабальным записям.
Самые же большие доходы он получал от торговли пушниной, которую провозил «обводом», минуя государеву таможню.
Переселившись жить в устье Киренги в 1641 году, Ярофей основал селение, впоследствии прозванное Хабаровкой, и развил бурную хозяйственную деятельность. Но и здесь в 1643 году его настигла рука якутского воеводы, который отобрал земли. Самого Хабарова посадил в тюрьму за отказ безвозмездно снабжать казну хлебом. Только в 1645 году он вышел на волю, и снова попытал счастья на еще не освоенных землях.
На Амур
В 1648 году Хабаров заинтересовался олёкминским путём на Амур. Поверил, что сможет получить доход, и взялся за организацию похода, подав в марте 1649 году об этом челобитную якутскому воеводе Дмитрию Францисбекову. Воевода разрешил Ярофею с охочими людьми в количестве 150 человек без государева жалованья идти в Приамурье. Им была поставлена задача: приводить местное население в русское подданство мирными средствами и составить чертежи новых территорий. Единственным условием, выдвинутым Хабаровым стало требование не препятствовать служилым людям присоединяться к его партии в том случае, если они пожелают этого.
С первого же момента сборов Хабаров столкнулся с проблемой, - немногие промышленники, служилые и охочие люди согласились идти вместе с ним. Отчасти это объяснялось тяжелыми условиями похода Василия Пояркова, а также иных землепроходцев.
Весной 1649 года отряд из 70 человек вышел из Якутска. К осени они добрались до р. Тунгира и захватили «Тугирские зимовья», поставив городок с избами для жилья. В городке казаки зазимовали и приготовили снаряжение к переходу. Особенно сильно они страдали от голода, употребляя в пищу даже белок.
Изготовив лыжи и нарты, отряд выступил из зимовья. И в январе перевалили хребет Янкан, прошли по реке Урка, и уже весной вошли во владения даура Лавкая. Продвигаясь до Амура Хабаров подчинил себе пять даурских селений. Местные жители, прослышав о приходе вооруженных людей, покидали свои дома. Это было связано с нападениями на поселения маньчжурского хана «князя Богдоя». Однако, при обследовании поселений казаки сделали открытие: в них не было серебра, за которым они и прибыли на новые территории. Однако среди оставленных в жилищах продуктов питания были обнаружены крупный и мелкий рогатый скот, свиньи и домашняя птица, а также запасы хлеба, что было очень важным ввиду того, что зерновой хлеб в Восточной Сибири был привозным.
Отряд Ерофея Хабарова обосновался рядом с улусом даура Албазы, основав русское поселение. Однако для подчинения всей Даурии у Хабарова не было сил и, опасаясь возможных вооруженных столкновений, он, оставив своих людей на Амуре, с группой из 20 человек и добычей отправился в Якутск за подкреплением. Хабаров передал Дмитрию Францисбекову чертёж части реки Амур и образцы злаков, которые сразу же отправили в Москву.
В Якутске к отряду Хабарова присоединились еще 137 человек – «охочих» и «служилых» людей. Также якутский воевода приказал Хабарову предложить «князю Богдою», которого русские не отождествляли еще с маньчжурским ханом, завоевавшим к тому времени часть Китая, принять русское подданство, обещая защиту.
В путь казаки вышли 9 июля 1650 г., волок решили перейти уже зимой. Хабаров оставил у бывшего якутского «житнецкого целовальника» Степана Полякова пушки, пищали и припасы, поручив доставить их на Амур при первой возможности, и поспешил на выручку своим товарищам, которые оставались в остроге Лавкая. В ноябре 1650 г. туда же подошёл отряд С.В. Полякова. Неожиданно поступило ещё одно подкрепление, - через Забайкалье пришёл отряд казаков Курбата Иванова. Ерофей Хабаров, собрав все имеющиеся у него силы, и осенью 1650 г. пошёл против дауров, засевших в расположенном рядом городке Албазин местного князя Албазы. Данный населенный пункт, находившийся приблизительно в 250 км к востоку от слияния Аргуни и Шилки, был хорошо укреплён, но дауры, потеряв по некоторым данным более 600 человек убитыми, с боем оставили его и отступили.
Преследуя отступающих, отряд Хабарова через 10 дней вновь столкнулся с их войском и одержал победу. При этом даурами была принесена присяга на верность и подданство московскому государю с обязательством выплачивать дань. Недалеко от этого места казаки построили острог, и вернулись на зимовку в Албазин.
В июле 1651 г. казаки поплыли вниз по Амуру, и через несколько дней прибыли к городку местного даурского князя Гуйгудара, который отказался платить русским ясак. И в ходе последовавшего за этим боестолкновения, был принуждён к выплате ясака.
Прожив в Гуйгударовом городке полтора месяца, казаки двинулись далее по Амуру, собирая дань с дауров и дючеров. 20 августа 1651 г. отряд Хабарова дошел до городка князя Толги. Городок был взят без боя. Пленные вместе с князем принесли присягу на верность русскому царю. Русские начали активную застройку городка и подготовку пашен, однако, в сентябре дауры, которые ранее исправно привозили казакам продовольствие и припасы, бросили свои дома и ушли всем улусом.
Бой у Ачанского острога
Уход местных жителей вынудил казаков оставить городок и спуститься вниз по Амуру. Осенью 1651 года участники похода дошли до нанайского Ачанского улуса, расположенного на правом берегу Амура, где и решили зазимовать. В ходе зимовки пришлось отбивать нападения дючеров и ачанцев. Итогом их нападений на городок стал карательный поход на местные селения, в результате которого хабаровцами, без различия пола и возраста было уничтожено много людей. Уцелели лишь те, кто успел сбежать.
Исследования учёных показали, что Ачанский улус – старинное нанайское селение Оджал-Болонь. Именно здесь 24 марта 1652 г. землепроходцы успешно отразили нападение войска империи Цин, состоявшего из 600 маньчжурских солдат и около 1500 дауров и дючеров, имевших к тому же на вооружении 6 пушек (в том числе – из глины), 30 пищалей и 12 глиняных мин, начиненных порохом.
Бой длился почти весь день. Ни одна из сторон не могла взять вверх. После того, как цинская армия разрушила часть деревянной стены, окружавшей Ачанский городок, казаки совершили вылазку и отбили у маньчжуров 2 орудия, а также несколько пленных, которые впоследствии были отпущены по домам. По утверждению Хабарова, «богдойцы» потеряли 676 человек убитыми, а казаки – только 18 человек. Русские одержали полную победу.
Поскольку многие участники похода желали заняться земледелием, решили идти вверх по Амуру, где условия для землепашества были более благоприятными.
Кроме того, от одного из захваченных в плен китайца Хабаров узнал, что помимо Южной Маньчжурии существует и «Никанская земля» (Китай) и что маньчжурский император ввиду обширности этих территорий не может контролировать их все.
К этому времени выяснилось, что Хабаров неточно просчитал свой доход от похода и расходы превысили доход. Чтобы увеличить свои капиталы, Хабаров решил со всем своим «амурским войском» передвигаться на новые места, что в свою очередь, вызвало недовольство С. Полякова, К. Иванова и их единомышленников, которые стремились как можно скорее осесть на пашню, заняться промыслами и установить доброжелательные отношения с местным населением.
Раскол
Назревавший долгое время в отряде Хабарова конфликт, произошёл 1 августа 1652 года в устье Зеи, после чего 136 участников похода ушли на трёх дощаниках, намереваясь служить «своими головами». Ввиду отсутствия продовольствия они поплыли в низовья Амура, где рассчитывали прокормиться рыбой в земле нивхов. Там поставили свой острог и возобновили сбор ясака. Они первыми из русских на Дальнем Востоке узнали о существовании на островах японцев. 30 сентября 1652 года у стен острога появился Хабаров со своим отрядом. В феврале 1653 года после осады он взял острог и сжёг. Часть людей, отколовшихся от отряда Хабарова была им арестована.
О выходе Хабарова на Амуре и приведении им в российское подданство верхнеамурских дауров стало известно в Москве. Учитывая результаты деятельности русских землепроходцев, царь Алексей Михайлович собирался послать на эти земли большое войско под командованием Н.Н. Лобанова-Ростовского для поддержки действий отряда Хабарова и якутского воеводы в борьбе с «богдойскими людьми».
Однако план не осуществился, и на Амур с царскими подарками отправился дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев, прибывший туда в 1653 году. Он привез казакам жалованье и награды. И в августе 1653 года отстранил Хабарова от командования отрядом, признав обоснованность жалоб, высказанных арестованными казаками.
При этом Зиновьев решил всех виновников столкновения доставить в Москву, что и было сделано к осени 1654 года. Разбор дела Хабарова – Полякова закончился только через два года.
В Москве постановили впредь Хабарова на Амур не допускать, а крупные долги взыскать. И за успешное приведение народов Приамурья в российское подданство сделать его сыном боярским Илимского острога с тем, чтобы он там расширил пашни.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен