Дальний Восток с XVII века завоевывали казачьи отряды. Сейчас местные казаки занимаются тем, что ищут браконьеров и пьяных на улицах, формируют свой отряд для участия в СВО, показывают номера с шашками и поют песни. Официально они взяли на себя ответственность по несению госслужбы — и не отказываются, даже гордятся своей долей. Но денег даже на патрулирование улиц власти им не выделяют.

Так ли свободны остались казаки, посвятившие, как они считают, свою жизнь служению Отечеству?

Казаком может стать каждый

В Хабаровске в конце сентября проходит ежегодный этнокультурный фестиваль «Лики наследия»‎ (0+): коренные народы и представители диаспор представляют свое творчество и традиции. Не исключение и представители казачества, поучаствовавшие в уже тринадцатом по счету фестивале.

Добираться до места — села Калинка — непросто: таксисты, как впрочем, и жители села ни про какой праздник или фестиваль не слышали. От Хабаровска до села недалеко: меньше часа езды, километров 35. В самом селе ничего примечательного сходу не найти: когда-то здесь базировалась авиадивизия и служил легендарный Герман Титов, в космонавты его отправили именно отсюда.

В Калинке издали звучат казачьи песни. Идти на фестиваль приходится буквально на звук: по проселочной дороге, через кусты, траву — в самое обыкновенное поле. Встречают гостей видавшая виды повозка, аккуратные стоги сена, гуси и грациозные лошади. День выдался солнечным, закат красиво блестит на их спинах и бедрах. Лошади, как объяснят казаки позже — станичные, всего их 16 голов, а на подходе еще несколько жеребят.

В поле развернуто несколько палаток. Здесь и представляют себя разные народности. Правда, до Калинки добрались немногие: таких полевых павильонов всего штук пять. Самая первая палатка — «Казачий хуторок»‎. Внутри небольшая экспозиция — убранство казачьего дома, утварь.

«У нас здесь домашние пироги, варенье. Все сами делали, угощаем гостей бесплатно, — рассказывает хозяйка павильона. — Около 300 человек было примерно на фестивале, сейчас поменьше».

Возле хуторка сидят двое казаков, Александр и Максим. Они говорят, что казаков сейчас осталось немного: в Уссурийском казачьем войске, в которое входят большинство дальневосточных регионов, их около 5600 человек. А в Калинке и соседней Сергеевке (Калинка входит в Сергеевское сельское поселение — Прим. Ред.) на станицу наберется около 40 человек актива. Здесь создана своя станица, где, по словам наших собеседников, сейчас и пытаются активно возрождать непрерывное казачье образование.

Вообще, казаком, согласно закону РФ о казачестве, сегодня может стать каждый: главное — быть совершеннолетним гражданином России. А еще, как объясняет Максим Алексеев, самое важное — разделять ценности казачества. Ценности — это служение Отечеству, вера и честь. Если нет трех составляющих, то все, казаком человеку не быть.

«Казак, он же на пенсию не уходит, казак — он до самой смерти казак! И вот раньше было проще, захотели кто-то организовать свое казачье общество — и все. Теперь надо регистрироваться в реестре, чтобы было официальное общество. Ну, захотели нас обозначить, казаки же люди воинственные…», — рассуждает Александр.

Реестр казачьих обществ утвержден президентом РФ еще в 1995 году, но порядок регистрации закрепили только в 2005-м. Сейчас такие общества регистрирует Минюст РФ. Руководитель казачьего общества должен передать данные обо всех членах объединения. Они обязуются нести государственную службу: охранять животный мир и общественный порядок, но при этом не создавать военизированных формирований. Всего в России зарегистрировано 3500 казачьих обществ и других объединений, однако есть и не зарегистрированные сообщества.

Александр не стал оценивать, нужно ли было вводить такой казачий реестр. Недавно в городе был создан К.О.Б.Р. — казачий отряд быстрого реагирования. Его участники патрулируют улицы города наряду с полицейскими и следят за общественным порядком. Последний рейд активисты провели 26 сентября: сообщается, что в одном из микрорайонов Хабаровска они нашли несколько человек, которые распивали спиртные напитки в общественных местах, а затем передали их полицейским. В августе они участвовали в поддержании общественного порядка на краевом фестивале «Арсеньев Live»‎ (0+).

«А вообще, большая часть казаков, которые могли бы быть здесь, они сейчас на реке — патрулируют, ловят браконьеров. Вот, получается, везде участвует казачество», — добавляет Александр.

Однако он подчеркивает, что казаки — люди скромные. Если общественники и дружинники могут на себя «повесить награды какие-то»‎, кичатся этим, то у него, например, всего один знак за заслуги от казачества, который к госнаградам не имеет отношения. Но проблема тут не в том, что некого награждать, отмечает Александр: просто у Хабаровского казачьего войска нет разработанной и утвержденной геральдики.

Когда она появится — а разработка герба и флага стоит около 200 тысяч рублей, потом регистрация в государственном геральдическом регистре — тогда можно будет учреждать медали. А казачьи медали, официальные, можно будет приравнивать к госнаградам, получать льготы. Но пока почестей казакам не надо.

«У нас, на государственном уровне, официально, все поддерживают казачество, но никто не финансирует, — подхватывает разговор Максим. — Когда надо город патрулировать, власти говорят — давайте бесплатно! Иногда, конечно, им работодатель платит, но по большей части это все добровольчество. Но вот недавно в городе был на совещании — настаивал, что деньги казакам нужны. И если уж у них патрульных не хватает, значит они где-то сэкономили. И те, например, сэкономленные на патрульных 6-7 миллионов рублей — выделить их для патрулирующих, и больше порядка будет! Это для города не деньги, я считаю. Так бесплатно работать — и все, перегорит энтузиазм за год-два...»

Вся власть от Бога

Между тем, на власти знакомые мне казаки не в обиде. Они полагают, что нынешний курс руководства страны приведет к возрождению и казачества: ведь наконец власти обратили внимание на патриотизм.

«У нас «пятая колонна» 30 лет плодилась и размножалась, либеральщина эта, толерантность, а патриотизм никому нужен не был! И вот только вспомнили, когда ... (СВО — Прим. Ред.) началась. А казаки — это как священники. Мы присягу на Библии даем. Потому что казак служит казачеству, Отечеству и Богу. Причем если так разобраться, то везде главное — Богу, он альфа и омега», — объясняет Максим.

«Нам говорят иногда — казаки разрознены. Но мы, если настоящие, верующие, просто не можем поссориться», — объясняет Максим.

В пример он приводит случайные встречи в разных городах России: мол, казак казака узнает по фразам-паролям. И сразу с ним как с родным человеком.

«А вот если мы не служим вере православной, то мы уже как-то так можем поругаться.

А если мы еще Отечеству не служим, а просто медали нацепили, кубанку надели и все — тогда вообще очень легко поругаться. И когда вот говорят некоторые, кто хочет вступить: «А что мне даст казачество?». А вопрос совсем иначе должен быть: что ты ему можешь дать? И главный наш противник — это сатана, его задача — разъединить. А братьев по духу настоящих рассорить сложно. Вот и получилось — мы 30 лет без веры, без Бога пытались восстанавливать казачество. И ничего не вышло», — размышляет о вере Максим.

— Истинный казак — он с Богом, для Бога, ради Бога, — подытоживает Александр. — И когда так получится, что все придут к вере, то казачество станет монолитом, силы у нас хорошие!

А нынешние события, полагает Максим, начались как раз из-за того, что Бога подменили материальными ценностями, что увеличилось число абортов — теперь так нужно замаливать грехи.

На спецоперацию хабаровские казаки активно собирают не только гуманитарную помощь. Формируется от казачества отдельное подразделение «Терек»‎. В нем, утверждает Максим, у тех, кто верует, уже было несколько случаев чудесного спасения. И отмечает, что вся власть от Бога.

«А сейчас тоже?», — переспрашиваю.

Конкретного ответа не дается. Но он рассказывает о своей репрессированной бабушке, которая 20 лет провела в лагерях.

«Она была верующая, и знаете, когда ее мама спрашивала, ты в обиде на Сталина? Она говорила — спасибо ему! Мы в лагерях пережили войну, она познакомилась со своим мужем. Значит, так ее Бог повел», — полагает Максим.

Он признает, что многие казаки пострадали от репрессий во время Сталина, но тут же добавляет, что именно в 1937-м (год т. н. «Большого террора» — Прим. Ред.) в стране появилась «целая плеяда талантливых людей: богословов, писателей, поэтов»‎. Так Бог послал их, чтобы люди тянулись к добру и свету.

Были ли эти репрессии богоугодными? Как уверен Максим, те грехи мы замаливали Второй мировой войной.

Шашка с пеленок

На празднике много детей, но они в основном толпятся у лошадей — на них можно покататься — или у хуторка с пирогами. Некоторые поучаствовали в мастер-классах по изготовлению эвенских куколок. Но казачьи развлечения все-таки детям ближе и интереснее.

Непрерывность казачьего образования — это программа с самого детсада. Такие группы с национальным компонентом есть в обычных детсадах сел Калинка, Сергеевка, Некрасовка, Матвеевка (все это недалеко от Хабаровска — Прим. Ред.). Работают казаки на патриотических мероприятиях в детдомах Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. В школах региона даже открыто несколько казачьих классов.

Максим Алексеев объясняет, что учить детей в школах не так-то просто, да и ставки в учебных заведениях не позволяют развернуться.

— Мужчине, чтобы он пришел в образование, ему ну 100 тысяч рублей в месяц нужна зарплата, семьи у всех. А Минпросвещения наставников наших определяет как психологов. Так что казаки — это только наставники пока, ведут как факультатив. Там, конечно, зарплаты совсем другие, не получается полностью этому посвятить работу, — сетует Максим.

Один из таких казаков-наставников — Дмитрий Корчак. Отец шестерых детей обучает ребят в школе и детсаду Сергеевки. Он рассказывает, что сам разработал программу по подготовке казаков в прошлом году. Отличие маленьких «вольных людей»‎ от простых школьников, по словам Корчака, есть — это дисциплина. Еще он учит детей служению Отечеству и готовности преодолевать трудности.

«У нас проблема в том, что нет изначально у детей представления, что такое казак. Им приходится рассказывать с самого начала и показывать все на своем примере, на примере товарищей, собственных детей», — говорит Дмитрий и подзывает дочь. Она здесь следит за лошадьми со старшей сестрой.

«Что тебе интересно было, когда мы приходили к вам?», — спрашивает Дмитрий.

Девочка стесняется, но говорит, что понравилось про кузнецов. Потом быстро убегает — с вороным конем все же повеселее.

«Когда живьем им показываешь, то что-то остается, — объясняет Дмитрий. — У них есть интерес и к животным, и к нашим традициям. Они у нас более организованы, готовы к трудностям, потому что в жизни может быть всякое. Честно сказать, с нашими даже разговаривать уже проще: они самоорганизуются, дисциплинированы. Чувствуют ответственность перед товарищами, перед собой, понимают, что они защитники.

Я уточняю: «И девочки наравне с мальчиками?».

«Да, у казаков нет разделения, как в классической русской школе, на классы отдельно девочек и мальчиков. Все у нас учатся одинаково», — уверяет Корчак.

Осада апостолов

И добавляет, что сейчас у него не так много опыта наставничества и непрерывного казачьего образования, но все недостающее добирает у кубанского казачества. Где-то добавляют региональный компонент, что-то приходится делать с нуля. Но, уверен Дмитрий, такая работа не напрасна.

«Детям всегда надо давать новую информацию. Но сейчас, строго говоря, у них и происхождение Ерофея Хабарова (первопроходец 17 века, казак — Прим. Ред.) — это новая информация часто. Мы и рассказываем, как открывался этот край, кто его основал, какую роль сыграли казаки. Открываем новый мир, шире того, что они видят по телевизору», — полагает Дмитрий.

Далее Корчак разворачивает свою картину основания знаменитого Албазинского острога на Амуре. Напомним, согласно ряду источников, в 1651 году отряд во главе с тем самым Ерофеем Хабаровым занял укрепленное селение даурского князя Албазы. После зимовки отряд сжег городок и ушел. Лишь в 1665-м здесь обосновались казаки, промысловики и крестьяне. Далее были две легендарные осады многотысячным цинским войском (1685-й и 1686 год), лишь согласно условиям Нерчинского договора 1689 года русские оставили крепость. Только в середине XIX века на этом месте вновь основали казачью станицу.

У Дмитрий Корчака версия про XVII век другая: «Казаков в Албазино пришло 200 человек. На пустое место, ничего здесь не было, только лес, они сюда, как апостолы, шли и всегда первым делом ставили часовню. В Албазино они хотели поздороваться с местным населением. Им сказали, что их порубают. А так казаку говорить нельзя, мы себя порубать не дадим. Вот и выстояли две сотни против тысячи, никто не погиб. Вот такой он, казачий дух!»

Максим добавляет еще аргумент к необходимости веры в Бога, следования казачьим традициям и служению Родине: к крещению Руси площадь страны была около миллиона квадратных километров, а к расцвету царской империи — уже 24 млн квадратных километров. Это ли не Божий промысел?

***

Между тем, комары, которых на поле в изобилии, выгоняют последних гостей и участников. Фестиваль планировали проводить до 21:00, но уже к семи вечера почти никого не осталось. Только лошади с жеребятами остались пастись на осенней желтой траве...

Анна Игорева

В ТЕМУ:
Приехал на время — остался навсегда. Как устроен быт осетин на Дальнем Востоке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен