Освоение острова Большой Уссурийский совместно с КНР стало одной из ключевых тем на прошедшем в Хабаровске VI Дальневосточный форум предпринимателей (18+). Представители власти и бизнеса обсудили перспективы появления на российской части острова нового погранперехода, защищенной от паводков дороги, строительство туристического и логистического центров.

Развитие Большого Уссурийского в краевой повестке находится уже не первый год. Согласно амбициозным планам, остров должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая.

Начнем с того, что для того, чтобы наконец-то запустить этот амбиционный проект, на Большом Уссурийском принято решение о создании Международной ТОР. Новый режим, который обеспечит преференции, в том числе и налоговые, для предпринимателей, заработает на острове с 1 января 2025 года. А когда же появится долгожданный погранпереход? Именно это сегодня является первоочередной целью в освоении развития Большого Уссурийского.

— Президентом определены сроки строительства: 2025-2027 годы. В настоящее время сформирован и оформлен в собственность Хабаровского края земельный участок порядка 43 гектаров для будущего строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Правительством Хабаровского края сформирован полный пакет документов установления, открытия, функционирования, реконструкции и закрытия пункта пропуска через государственную границу РФ, — сообщила цифры в ходе зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.

Еще один из вопросов, который озвучила спикер — защита от паводков. Как известно, часть острова регулярно уходит под воду, когда уровень Амура превышает критические отметки. А это в последние время происходит почти каждый год. На эти цели планируется потратить около 2,5 миллиардов рублей.

Правительством Хабаровского края также проработан вариант строительства подъездной дороги к пункту пропуска, поднятию его до незатопляемых отметок (на некоторых участках это будет свыше шести метров), а также возведению насыпной площадки для обеспечения незатопляемости территории пограничной инфраструктуры. Разработана проектная документация для строительства подъездной дороги к мосту. Она уже прошла государственную экспертизу, получено положительное заключение. В том числе все документы по насыпной части также уже направлены на госэкспертизу. Это будет еще 20 гектаров площади. В целом насыпная часть оценивается в 2,5 миллиардов рублей.

Строительство новой дороги профинансируют, в том числе и из федерального бюджета. Первый транш — около 500 миллионов рублей — для этой цели планируют получить уже в сентябре. Деньги на это правительство края рассчитывается получить в рамках нацпроект «Эффективная транспортная система». Заявку на включение проекта уже подали.

Как будет выглядеть пограничная зона, тоже уже известно. Об этом подробно рассказал директор хабаровского филиала Росгранстрой Халим Галимов.

— Пункт пропуска расположится на участке 400 на 500 метров. От воды защитят участок площадью в 21 гектар. Он будет состоять из 10 полос: 5 на въезд и 5 на выезд. В июне 2024 года согласована пропускная способность: более 2,5 тысяч физических лиц в сутки, более 3600 тонн грузов, 250 единиц грузового автотранспорта и 50 единиц пассажирских автобусов, — пояснил Халим Галимов. — По конфигурации пункт пропуска Большой Уссурийский будет аналогичен пункту пропуска Марково в Калининградской области. Будет предусмотрен магазин беспошлинной торговли и площадки для постоя грузового автотранспорта. Расстояние между российским пунктом Большой Уссурийский и китайским Хейсяцзидао составит 145 метров.

По его словам, к проектированию строительства приступят в 2025 году, строительные работы начнут в 2026 году, а завершат — в 2027 году. Что касается китайской стороны, то там погранпереход планируют достроить к концу 2026 года.

Готовится к запуску нового пункта пропуска и Хабаровская таможня. Так, по оценке ведомства, интенсивность движения через него в 2026 году составит более 700 тысяч человек и более 800 тысяч тонн груза в год. А к 2030 году показатели могут вырасти до полутора миллионов человек и более миллиона тонн груза в год.

Еще одно ожидание от запуска погранперехода — вторая жизнь дороги «Обход Хабаровска», которая пока, как известно, загружена не полностью. По словам Ирины Горбачевой, пока по этой автотрассе проходит до полутора тысяч машин в сутки, при пропускной способности в сто тысяч авто. Ожидается, что с запуском нового грузопассажирского перехода эти цифры приблизятся к планируемым изначально.

О необходимости перевозки товаров через границу говорили многие предприниматели. Для некоторых с появлением островного пункта пропуска откроются новые рынки сбыта.

— У нас уже сейчас запускается проект строительства нового завода. Появятся новые мощности. Сейчас мы обеспечиваем все потребности Дальнего Востока. Для полной загрузки нужно будет искать новые рынки. Открытие погранпункта в непосредственной близости от завода сделает нас более конкурентоспособными. Сейчас мы, как правило, возим через Суйфэньхэ, — рассказал Никита Яковлев, гендиректор «Технониколь». — В Китае сейчас цены на нашу продукцию на историческом минимуме. Посмотрим, что будет через 2 года, когда пункт пропуска запустится.

По словам первого замминистра экономразвития Хабаровского края Валентины Филоненко, развитие Большого Уссурийского в разы увеличит туристический поток в обе стороны.

— Яркими моментами в реализации этого пункта пропуска является строительство новых туристических магнитов общенационального уровня для привлечения, в том числе китайских туристов на территорию Дальнего Востока России: самая протяженная на ДВ объединенная набережная, ДВХМ. Говоря о привлекательности для туристов, мы указывали на то, что на проекте Броско-2 все не закончится. Будут и Броско-3, и Броско-4, а проходимость данного комплекса превысит 30 миллионов человек в год. Это проекты, которые позволят загружать пункт пропуска на острове, — заявила спикер.

Кстати, на вопрос, смогут ли жители Хабаровска после воплощения всего задуманного в жизнь поехать в Китай на личном авто, Ирина Горбачева ответила, что для этого нужно будет выполнить определенные условия.

— Сначала надо будет оформить права, потом зарегистрировать транспортное средство для ввоза на территорию иностранного государства. Мы не ждем больше 50 автобусов в сутки на первые два года работы погранпункта, — сообщила спикер.

Еще один интересный момент, связанный с реализацией задуманных планов, подчеркнул федеральный эксперт в области логистики, представитель одного из крупнейших операторов складского хозяйства ФМ Логистикс Артем Камышин. Он заметил, что нынешних складских мощностей в Хабаровском крае недостаточно. И сейчас самое время бизнесу обратить внимание на эту перспективную нишу.

— Если предположить, что примерно половина машин, проезжающих через погранпункт, привезут товары для внутреннего рынка, то даже так несложно посчитать, что дополнительно региону понадобится примерно 60 тысяч квадратных метров складских площадей, — сказал спикер. — Бизнесу есть смысл обратить на данное окно возможностей, оценить потенциал опытных застройщиков, их способность обеспечить необходимый объем площадей в регионе. И ключевое — развивать кадры, чтобы было кому работать на этих складах и обеспечивать тот объем товаропотоков, который пойдет в регион.

Остается добавить, что на прошедшем в начале сентября Восточном экономическом форуме заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр экономического развития региона Виктор Калашников сообщил, что проекты, которые будут реализованы с созданием пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, где пролегает граница с Китаем, оценили в 100 миллиардов рублей.

В ТЕМУ:
Станции особого внимания. ГЭС и АЭС: фантазии или реальные планы

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен