Почти неделю колесили по юбилейной магистрали пассажиры праздничного «эстафетного поезда», выехавшего из Хабаровска в Тынду. И этот бамовский праздник, этих людей и песни нам уже не забыть!

На июльском вокзале Хабаровска торжественные проводы украшенного юбилейной символикой поезда. Отсюда мы отправляемся в Комсомольск, где берем еще партию ветеранов и железнодорожников и двинем дальше, на Тынду. Оркестр и речи не растягиваются, все ж знают: долгие проводы — лишние слезы. Жара плавит пассажиров и провожающих. И мы спешим по вагонам.

Огромный плюс — отсутствие связи. Честно-честно. Первое время ты дергаешься, с надеждой бросаешь на телефон взгляды, но он нем. На БАМовской ветке не принято утыкаться в гаджеты. Зато можно смотреть в окно. А там реки, болота и бесконечная зелень. Сопки, окутанные туманом. Наверное, тем самым, за которым ехали на стройку века первые бамовцы. И за запахом тайги. Забегая вперед скажу, что после шести дней без интернета почувствовали, что стали лучше видеть. Глаза отдохнули от мониторов. Так что кому надо зрение восстановить — добро пожаловать на БАМ!

День второй

Перрон Комсомольска сегодня — одна большая концертная площадка. Играет оркестр, выступают творческие коллективы и награждают достойных — железнодорожников и ветеранов.

— У нас лето пока идет под знаком БАМа, — улыбается Татьяна из вокальной студии ДК «Железнодорожник» Комсомольска-на-Амуре. — В июне десять дней ездили с концертами по станциям. Вернулись, передохнули и опять сегодня поём про БАМ. Правда, песни в голове не умолкают. Каждое утро просыпаешься и поёшь про себя: «Слышишь, время гудит: БААААМ»! Мы половину тура на автомате выступали, но так понравилось, как нас принимали. Особенно на станции Хурмули. А вот на Солони на нас напали стригуны. Это жуть!

Стригуны для тех, кто на БАМе не бывал, — пустой звук. Между тем в советские годы про них была в ходу страшилка, что если стригун подлетел к человеку, то не уймется, пока не отстрижет все волосы! Сочиняли, конечно, среди бамовцев процент лысых не больше, чем среди других. Но страшновато. И вообще, когда в тебя врезается со всей дури огромный жук с длиннющими усами, очень неприятно!

Тра-та-та, мы везем с собой…

Нет, не кота, а двух крупных представителей кошачьих. Настолько крупных, что для парочки отдельное купе выделили, иначе бы не уместились. Ростовые куклы Тигр и Тигрица популярны не менее почетного знака, который выставляют на каждой станции, чтобы к нему могли прикоснуться. Но чаще прикасаются к нашим улыбчивым полосатым.

— Нас как увидят, бегут обниматься, радуются и фотографируются, — на пару минут снимает круглую тигриную голову волонтер.

А внутри тигрицы оказывается хрупкая Маша. В мирской, не звериной жизни, она инженер, но уже 1,5 года волонтёрит тигрицей. Долго поговорить не удается, Машу облепляют взрослые и дети. Интерес у пришедших на праздник вызывает и седой ветеран с красным бархатным знаменем. За краешек знамени уже держатся две юные комсомольчанки с комсомольскими значками на груди.

— Нет, это не просто атрибутика, мы из комсомольской организации, пришли посмотреть на комсомольцев 1970-х, — объясняет девушка с красивым именем Эсмеральда. — Пропустить такое мероприятие нельзя, это история нашей страны! А тут знамя с Лениным. Как пройти мимо?

Обладатель знамени, вернее, его хранитель — ветеран БАМа Леонид Красный. Шутит: благодаря фамилии стал известен многим.

— Сейчас дед проходит: «Красный, ты, что ли?! Жив еще?», — смеется пенсионер. — А что не жить-то? Мне ж всего 78, я еще себя пацаном чувствую. До сих пор странно, когда дедом называют. А с этим знаменем я на все юбилеи БАМа хожу. Мы его получили в 1997 году за победу в соцсоревновании. Оно переходящее, но тогда, в конце 90-х, уже некому стало передавать... Вот и храню дома, а как помру, передадут дети в музей. Очень надеялся, что застану время, когда БАМ начнет возрождаться. Так что у меня двойной праздник!

Что за сила такая — комсомолец, нам нынешним не понять. Большинство ветеранов, как под копирку, на вопрос: «Зачем они поехали на БАМ?», отвечают: «Я же комсомолец!». Среди них и Валерий из Нового Ургала, самый молодой представитель ветеранского сообщества.

— Мне 18 было, когда я рапорт написал, что хочу служить на БАМе, — рассказывает он. — Я служил, и меня в составе железнодорожных войск отправили на Новый Ургал. Сражались в первую очередь с природными условиями. Строили дорогу, отсыпку проводили. Было сложно, но ничего, справились же! Самый холодный период был с 1977-го на 1978-ой. До минус 63 днем доходило! Техника не работала, а мы выходили, несмотря на мороз, да...

— А зачем же вы там остались, раз такие условия?

— Прижился, корни пустил. Да и красиво у нас, — пожимает он плечами.

На станции — горы, во дворах — «Приоры»

По вагонам! Впереди станция Постышево. Поезд замедляется, на платформе, полной людей. Замечаем много мужчин с окладистыми на старорусский манер бородами и женщин в красивых платьях в пол и платках. Старообрядцы, догадываемся мы и высыпаем на станцию. Привезенный нами оркестр привлекает еще больше людей, и даже станционный пес Мишка явно рад происходящему.

— Конечно, какие у нас праздники? Кто-то приехал — уже радость большая, — улыбается местная жительница Вера Федоровна. — Мы здесь почти полвека живем. Переехали из Сибири, тоже по призыву строить БАМ. Раньше тут жизнь кипела, бурлила, сейчас немного не то...

— В нашем селе почти все приезжие, кто в 1970-е перебрался и остался. Второе поколение уже растим, — добавляет соседка Людмила Александровна. — А что тут не жить? Да, без развлечений каких-то, но, может, их не надо человеку? Есть проблемы, особенно с врачами. А где их нет, скажите? Зато какая тут природа: сопки, березы, речка. Думаю, не каждому дано в такой благодати и жить-то!

Старообрядцы держатся обособленно. Дети не шумят. Женщины без косметики на лицах (это их очень красит) спокойно стоят возле мужей.

— Пришли за брата порадоваться. Он сегодня получает награду. Я тоже железнодорожник, и сыновья работают наши тут, — говорит Иван Гуськов. — Железная дорога организует мужчину. Там дисциплина и порядок, стабильность.

Брату Никите, похожему как две капли воды, бородатому красавцу, вручают именные наручные часы. Награда за 30 лет безупречной службы.

— Никогда часы не носил, но теперь буду, — примеряет подарок мужчина.

Поздравляем и отбегаем оглядеться, интересно же! Станция Постышево сама по себе шедевр советской архитектуры. Не зря дали госпремию РСФСР архитектору! Крыша вокзала напоминает горы, на стенах барельефы, изображающие сцены строительства БАМа, огромные часы. Это, пожалуй, лучшее, что нам удалось увидеть здесь.

Сразу за станцией — солидные лужи, в магазин протоптана дорожка по газону, ведь другого пути нет. Небольшие домишки, двухэтажки с огородами у подъездов. А во дворе самый брутальный «лежачий полицейский», что попадался в нашей жизни. Он настолько суров, что это свая! Да-да, просто поперек дороги уложили сваю, чтобы перебирались через нее потише. Скорее всего, тому есть объяснение ― за время прогулки заметили много местных на мотоциклах и машинах.

Вы уху ели?

Уркальту — место стыковки серебряного звена БАМа. Здесь установлен мемориал, изображающий рельсы, шпалы и, собственно, костыль, соединивший пути. Тут нас встречает бригада девчат-железнодорожниц, приготовивших свой концерт. Затем инициативу перехватывают привезенные артисты-профессионалы.

— У нас не только приветственные слова, пойдемте, — машет рукой железнодорожница Лена.

Заворачиваем за мемориал, а там, на лужайке, целая полевая кухня! Столы, котлы с шурпой и пловом, чай и компот — всё для дорогих гостей! Эх, ну зачем мы пообедали в поезде?

На прощание зажигают огромный костер. Настолько внушительный, что, кажется, в пламени исчезнет и мемориал с костылем, и лес вокруг. Что поделаешь, традиция!

Большой костер - традиция.

Ночь. Стоим под Новым Ургалом, чтобы в утреннем тумане наблюдать, как суетятся на перроне люди в деловых костюмах, ожидая высоких гостей. Здесь, на станции, делают памятную аллею, обустраивают площадь, дорожки. Ремонт пока идет, поэтому до местного ДК (очень приличного, надо отметить) часть пути проделываем по лежащей на земле мешковине.

Станции, концерты, поздравления, ветераны, признающиеся в любви к БАМу — символу своей молодости. Мы же ждем обещанной ночной остановки в Мирошниченко. Говорят, кто там бывал на бамовском поезде, будет помнить это всю жизнь.

Но магистраль хоть и получила второе дыхание, но не везде еще обрела вторые пути. Поезда пока деликатно пропускают друг друга, мы отстаем по времени и на Мирошниченко оказываемся в первом часу ночи с опозданием на два часа.

Длинные ряды столов выхватывают фонари, на них ряды тарелок, ложек и, пардон, крепких напитков. Для пассажиров эстафетного поезда наварили гору ухи. Попробовали: уха — реально вкусная, хоть и с костями. Долго наслаждаться ночным пиршеством не пришлось. Буквально 20 минут, и нас снова зовут по вагонам. Завтра важный день.

Тында далеко, Тында рядом

Столица БАМа. Сегодня — это чистота, красота и радостный гул. Это гудят сотни ветеранов, ликуют, встречая старых товарищей, поют песни про БАМ, конечно же. Мы все их еще будем долго петь.

Определить, кто из какой области прибыл на праздник, можно по цвету мерча — всем выдали футболки и кепки разного окраса. Нам, например, достались бело-голубые с надписью «Пресса» на спине.

— Эй, пресса, — окликает нас на улице бойкая старушка (Ну, спасибо, что подписали!). — А вы вот в своих газетах расскажите, как нас, обычных жителей, на открытие памятника не пустили. Чем я хуже других, скажите? Пыталась пройти, сказали, что не положено. Все решетками отгородили. А для кого ж тогда праздник?

На открытии гигантского монумента авторства Салавата Щербакова были ветераны, в том числе и самый знаменитый Иван Варшавский, вбивший когда-то золотой костыль БАМа, главы регионов и глава РЖД. Здесь тоже наградили самых достойных. Вручили награды и семьям, отметившим пятидесятилетие (юбилей магистрали совпал с новомодным Днем семьи).

После все разбрелись по жаре гулять по обновленному городу, где на многоэтажках красуются теперь муралы с советскими плакатами. Вообще в Тынде многое напоминает о Советском Союзе. Особенно сегодня, когда кругом только и видны лозунги «Даешь БАМ» на красных растяжках, а на Красной Пресне — здоровый серп и молот напротив храма.

— Да, наверное, есть небольшой перебор. Зато мы будто снова вернулись в молодость, ― говорит Надежда Сергеевна из Иркутска. — Даже на качелях в сквере покатались. Лет сорок себе этого не позволяла!

Шествие техники и ветеранов по центральной улице плавно перетекло на главную площадь, где начался концерт с приглашенными звездами. Столько народу не видели давно. К тому же людей, не требующих чего-то, а пришедших порадоваться, потанцевать и в тысячный раз пропеть: «Веселей, ребята, выпало нам!».

В ТЕМУ:
Юбилей БАМа: стройка длиною почти в век

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен