Разговоры о строительстве в городе сети заправок с «голубым» топливом власти Хабаровска ведут уже около десяти лет. Необходимость в них назрела давно, почти половина всех городских автобусов работает на газе, и их число продолжает расти. Частично на метан переходит и различная производственная и дорожная техника. Пока в АГЗС не густо — всего две стационарных и одна передвижная.

В качестве топлива в автомобилях используется пропан (пропанобутановая смесь, которая является продуктом переработки нефти) и  компримированный природный газ (КПГ) метан. 

В настоящее время в Хабаровске на внутригородских маршрутах работают 209 автобусов на метане. В этом году в городе появятся еще около сотни экологичных автобусов. На линию выйдут новые муниципальные «Волгабасы» и коммерческие «Ютонги» и «Джонтонги».

А вот заправлять весь этот транспорт компримированным природным газом можно только на единственной стационарной заправочной станции. Ее открыли около года назад в северной части города, по улице Трехгорной.

Ежедневно станция принимает более 200 автомобилей. В основном это городские автобусы. По вечерам тут выстраивается целая вереница из желающих заправиться.

— Раньше мы пользовались передвижной заправкой, а сегодня заправляться стало проще, — рассказал водитель «восьмерки» Виталий Береговой. Новый китайский «Ютонг», — автобусы этой марки год назад закупил хабаровский предприниматель Виталий Артамонов, работают на голубом топливе.

Экономия от использования метана, вместо дизельного топлива, по словам водителя, составляет примерно вдвое. При примерно одинаковом расходе на один километр, кубометр газа обходится в 28 рублей, а литр ДТ стоит на хабаровских заправках около 60 рулей.

Новая станция в Северном районе сразу с момента открытия начала пользоваться спросом и у водителей-дальнобойщиков, приезжающих в регион с западной части страны. Там этот вид топлива более распространен, чем на Дальнем Востоке. В целях экономии многие транспортные компании уже давно переоборудовали свои фуры под использования метана. И заправка у Хабаровска — единственная возможность заполнить баллоны метаном в дальневосточном регионе. Так как в Приморье пока нет ни одной газовой станции, а ближайшая станция — в Чите, но там, по словам дальнобойщиков, она работает «для своих».

В ближайшие пару лет в Хабаровске построят еще три таких станции.

— Перевод общественного транспорта и коммунальной техники на природный газ позволяет сократить издержки на перевозки пассажиров и грузов, а также повысить эффективность работы предприятий. Но, чтобы развивать парк газомоторного транспорта, необходима сеть таких заправок, — сообщил старший инспектор министерства энергетики Хабаровского края Алексей Морозов. — Для решения этой проблемы правительством края в прошлом году подписано соглашение с «Газпром газомоторное топливо» о строительстве еще трех станций.

Новые заправки появятся в Южном микрорайоне Хабаровска, на пересечении улиц Панфиловцев и Малиновского, в районе Целинной, 10ж и в поселке им. Горького. Это планы до 2026 года. Также четыре заправки планируется построить до 2028 в Комсомольске на Амуре, Бикине и Вяземском.

В краевом министерстве энергетики отмечают, в отличии от предпринимателей, которые активно закупают автобусы, работающие на голубом топливе, обычные автовладельцы на газ переходят неохотно. По оценкам ведомства, тех, кто переоборудовал свой автомобиль по потребления метана, не более сотни на весь город.

— Люди переживают, что это может быть опасно. Но на самом деле КПГ отнесен к самому безопасному, четвертому классу. Для сравнения, у бензина — третий класс. В отличии от пропана, метан не накапливается, а рассевается в воздухе. Это практически исключает возможность взрывов, — уточнил старший инспектор министерства энергетики Хабаровского края Алексей Морозов.

Сегодня переоборудовать машину под газовое топливо могут четыре сертифицированные компании. Стоимость работ оценивается примерно в 130 — 150 тысяч рублей. По словам специалистов, при активной езде, эти затраты могут окупиться через год — полтора.

Впрочем, по договоренности краевого правительства с компаний «Газпром газомоторное топливо, в краевой столице стартовал проект по бесплатному переводу автотранспорта на компримированный природный газ по программе «Народное топливо».

— По этой программе Газпром выделяет 102 тысячи рублей на 5 лет. В течение этих 5 лет участник программы, заправляясь на нашей заправке, гасит эту задолженность, — сообщил региональный менеджер компании «Газпром газомоторное топливо» Юрий Барабаш.

Отметим, что в 2022 году в Хабаровске уже была открыта АГЗС на ул. Карла Маркса, 205в, напротив городского кладбища. Сам объект строили около двух лет, и еще около года вводили в эксплуатацию. Инвестор вложил в проект порядка 63 миллионов рублей. Заправка готова подавать два вида газа комбинированный природный и сжиженный водородный.

В ТЕМУ:
Как хабаровские дороги обретают хозяина

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен