В Хабаровском крае удалось остановить развитие топливного кризиса, который в сентябре охватил Ванинский и Советско-Гаванский районы. Несколько дней краевые власти совместно с представителями нефтяных компаний в ручном режиме регулировали логистику и поставки горючего.

В итоге время доставки бензина в отдаленные территории сократилось вдвое, а на заправках исчезли очереди. Острая фаза кризиса преодолена, хотя временные ограничения на продажу топлива пока сохраняются.

Конец сентября 2025 года в Хабаровском крае запомнился очередями на заправках и пустыми колонками на АЗС. Топливный кризис, подобно осеннему шторму, накрыл сразу несколько районов.

Как все начиналось

Бензин в дефицитный товар превратился в Советской Гавани, Ванино и Верхнебуреинском районе. Особенно остро чувствовалась нехватка популярных марок АИ-92 и АИ-95. На заправках, где еще оставалось топливо, ввели жесткие ограничения: не более 30 литров на машину. Эта мера должна была сдержать ажиотаж, но вместо этого лишь подлила масла в огонь, создавая у людей ощущение катастрофы.

Тем временем в краевом правительстве кипела напряженная работа. Губернатор Дмитрий Демешин взял ситуацию на личный контроль, создав оперативный штаб. А также по его поручению провели специальное совещание. Под руководством вице-губернатора по инфраструктуре Ирины Горбачевой за одним столом собрались главы проблемных районов, представители нефтяных компаний, АЗС, ФАС, прокуратуры и федеральной инспекции.

Повод был серьезным: с середины сентября биржевые поставки бензина АИ-92 и АИ-95 с Комсомольского НПЗ сократились до критических 240 и 120 тонн в сутки. Этих объемов катастрофически не хватало для обеспечения всего региона. Еженедельная потребность для снятия острой ситуации составляет около 300 тонн.

Причина сбоя, которую мы сегодня детально рассмотрели на заседании штаба по доставке топлива, заключается в том, что снизились объемы поставок биржевых продуктов с Комсомольского нефтеперерабатывающего завода и других НПЗ, — пояснила заместитель председателя правительства края по инфраструктуре Ирина Горбачева. Ирина Горбачева: «Ситуация с обеспечением топливом, особенно в отдаленных районах, находится на особом контроле у губернатора. Мы ведем активную работу как на федеральном уровне, обращаясь в Минэнерго России, так и с нефтяными компаниями, чтобы увеличить объемы поставок и стабилизировать цены. Наша первоочередная задача — снять ограничения для населения и не допустить сбоев в работе жизнеобеспечивающих служб».

Причины сбоя оказались комплексными. Частные АЗС не смогли закупить достаточные объемы на Санкт-Петербургской товарной бирже, логистика дала сбой, а в некоторых районах монополист «АЗС Трансбункер» остался единственным игроком на рынке после ухода конкурентов.

— Проблема с закупкой топлива на бирже действительно существует. Мы наблюдаем ажиотаж при крайне ограниченном объеме предложений. Например, в августе на всю биржевую сессию выставлялось всего два вагона АИ-95 в сутки, что катастрофически мало. По АИ-92 ситуация ненамного лучше — четыре вагона, на которые поступает до 30 заявок от покупателей. В таких условиях совершить покупку практически невозможно. Вчера появилась положительная тенденция — объемы продаж АИ-92 увеличили до 10-11 вагонов, — отметил директор ООО «Флагман» Дмитрий Кузнецов.

Пока люди стояли в очередях, чиновники в ручном режиме перемещали топливные объемы, пытаясь наладить поставки. Основная проблема заключалась в сроках. Биржевые закупки требовали от 35 до 45 дней на доставку. Это было неприемлемо долго для регионов.

В краевом правительстве было принято стратегическое решение уйти от зависимости от биржи и наладить прямые договоры с заводами. Обратились к «Роснефти», начали переговоры с нефтеперерабатывающими заводами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Параллельно наладили взаимодействие с Дальневосточной железной дорогой, чтобы цистерны с топливом не застревали в пути.

Так, важным моментом стало двукратное сокращение времени на поставку топлива из Хабаровска в Ванино и Советскую Гавань.

— Мы вдвое сократили поставку нашего топлива в районы, Ванино, Советскую Гавань. В настоящий момент, если ранее это занимало 24-27 часов, за вчерашние сутки мы выполнили эту работу за 11-12 часов, — сообщила Ирина Горбачёва.

Уже к 6 октября 2025 года очереди на заправках постепенно рассосались, ограничения смягчили до 50 литров для легковых автомобилей и 100 литров для коммерческого транспорта.

ФАС вступает в бой

Параллельно с логистикой власти решают и другую острую проблему — рост цен, который стал следствием дефицита. Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю активно включилось в работу.

Как пояснил заместитель руководителя управления Николай Костромеев, ключевой проблемой стало резкое сокращение с середины сентября объёмов биржевых продаж бензина с Комсомольского НПЗ. Предлагаемых 240 тонн АИ-92 и 120 тонн АИ-95 в день оказалось критически мало для всего региона, что и спровоцировало кризис.

Для недопущения дальнейшего роста цен Хабаровское УФАС России направило рекомендации ООО «АЗС Трансбункер» и ООО «Хабаровская топливная компания» с просьбой «принять исчерпывающие меры, направленные на снижение стоимости автомобильных бензинов».

Антимонопольщики продолжают отслеживать динамику цен и действия всех сетей, включая независимые АЗС, которых в крае насчитывается 50 из 156.

По словам исполняющего обязанности руководителя управления ФАС Николая Костромеева, в ходе анализа ситуации не было выявлено нарушений законодательства в части ценообразования — несмотря на острый дефицит, компании не допускали необоснованного роста цен.

Еще один ключ к решению вопроса — налаживание прямых поставок с региональных нефтеперерабатывающих заводов. По прямому обращению краевых властей в районы уже начали поступать первые вагоны с топливом, минуя биржевые механизмы, где в сентябре наблюдался острый дефицит.

— В настоящий момент мы заключаем соответствующие соглашения, проговариваем данную работу совместно с «Роснефтью». Первые два вагона к нам уже поступили, — отметила вице-губернатор.

Решение для социально значимых объектов
Особое внимание уделяется обеспечению бесперебойной работы экстренных и социальных служб. Для этого был разработан специальный механизм поставок. Как сообщила Ирина Горбачёва, «отработана схема доставки топлива для нужд муниципалитетов, социальных учреждений, аварийно-спасательных служб, медучреждений и объектов ЖКХ».

Эта мера гарантирует, что больницы, спасатели и коммунальщики в Ванинском и Советско-Гаванском районах будут работать в штатном режиме без угрозы перебоев с горючим.

По оперативной информации, которую озвучили на совещании, на 30 сентября в регион было поставлено и разгружено 4 вагона-цистерны с топливом, еще один находится в пути.

Ситуация на топливном рынке края стабилизируется. Работа продолжается в круглосуточном режиме: Межведомственная рабочая группа в круглосуточном режиме координирует все поставки и ведет переговоры для бесперебойного обеспечения населения и предприятий топливом.

Несмотря на значительное улучшение, ряд защитных мер пока сохраняется. Чтобы не допустить возобновления дефицита и спекуляций, действует ограничение на отпуск топлива: до 30 литров для физических лиц и до 70 — для юридических.

— Ограничения по продаже топлива пока не снимаем, наблюдаем за тенденцией. В настоящий момент уже идет отгрузка топлива на станции для этих районов. Кроме того, мы взяли на контроль еще два района — Верхнебуреинский и Ургальский, — сказала Ирина Горбачева.

Работа по полной нормализации топливного рынка продолжается. Правительство края ведёт переговоры с федеральным Минэнерго и нефтяными компаниями, чтобы увеличить объёмы биржевых продаж, которых до сих пор не хватает.

В ТЕМУ:
Новая жизнь вторсырья, или Как краевой экопроект меняет хабаровчан

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен