Летняя жара заставляет хабаровчан передвигаться короткими перебежками от магазина к магазину или месту работы в поисках прохлады под кондиционером. В дни, когда температура воздуха зашкаливает за +30, поездки на общественном транспорте превращаются в испытание для самых стойких.

В большинстве автобусов, троллейбусов и трамваев кондиционеры не работают. Почему, если новый транспорт имеет этот полезный девайс? Этот и другие вопросы обсудили на встрече с перевозчиками в администрации города.

— Часто езжу на 34-м. Там хорошо, прохладно, — говорит хабаровчанка Галина Иванова. — Ещё, бывает, «единичка» радует, как в холодильник в неё с раскаленной улицы ныряешь. Но не вся почему-то. Большинство же автобусов, троллейбусов и трамваев — это просто душегубки. Слышала, что перманентно кому-то в транспорте плохо становится. И это не удивительно. Удивляет другое: почему все эти автобусы № 40, 25, 8,35 и другие, которые привозили как современные и обещали, что кондиционер летом и печка зимой будут работать по умолчанию, на деле не соответствуют тому, что у них указано в документах? А новый электротранспорт — там же тоже беда? Мы, конечно, ко всему привыкшие, но хотелось бы ездить хоть с каким-то комфортом, тем более что стоимость проезда постоянно растёт.

На совещании с перевозчиками в мэрии подчеркнули, что существует стандарт, по которому температура воздуха в салоне должна быть меньше, чем за бортом. Скажем, на улице +25, в автобусе должно быть +20. Как выяснилось, техника не «вывозит» запредельной жары и отказывается работать.

Дмитрий Зеленев, Директор МУП ГЭТ

— Минут 30-40 работает кондиционер, потом отключается, — рассказал и. о. директора МУП «ГЭТ» Дмитрий Зеленев. — Оказалось, что есть проблема с программным обеспечением. Мы работаем с заводом-изготовителем, но пока победить электронику не можем. И дело не в экономии. И, конечно, мы не хотим «замучить» пассажиров, как я недавно где-то слышал. Нет, страдают также наши сотрудники, водители, кондукторы. Поверьте, делаем все, что можем.

Примерно также объяснили проблему с кондиционерами в автобусах коммерсанты. Некоторые водители, чтобы впустить хоть немного воздуха в салон, едут с открытой дверью, но это небезопасно. Другие, бывает, даже люка не откроют.

— То, что заявлено в технической документации, как например, кондиционер, камеры видеонаблюдения в салоне должны работать. Они на основании этого маршрутные карты получали, — говорит заместитель начальника управления промышленности, транспорта и связи Ольга Симакова. — Но у нас нет полномочий проверять их и штрафовать. Данные, которые стекаются в администрацию, передаем в Ространснадзор — федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Они уже выходят на линию и могут оштрафовать перевозчика за несоответствие.

Еще один вопрос, который рассмотрели на встрече с коммерсантами, — оплата за проезд переводом водителю. Не секрет, что этим частенько грешат водители многих автобусов и маршруток, особенно в вечернее время. Напирают на то, что если пассажир не рассчитается наличкой или переводом, шоферу на следующий день нечем будет заправить транспорт. Предприниматели о проблеме знают и говорят, что тоже страдают от этого. Но разводят руками, мол, не можем никак на ситуацию повлиять.

— Мы постоянно, как только видим эти таблички с номерами телефонов в автобусе, срываем их, но тут же появляются новые, — рассказал Александр Куликов, руководитель транспортного предприятия. — Я довел до сведения всех сотрудников информацию под роспись, что это незаконно, что будут наказания за подобное. Но им хоть бы хны. Дело в большом дефиците кадров. Как я могу повлиять на ситуацию, когда меня, например, как работодателя оштрафовали, я лишил за это водителя премии, а он на следующий день на работу не вышел, а пошел к другому устраиваться. Вот если бы было в законодательстве прописано, что ответственность за то, что он не пользуется онлайн-кассой, а кладет деньги к себе в карман, была на водителе, и штраф приходил бы на него, тогда, наверное, они бы не стали нарушать закон.

Странно слышать, как предприниматели расписываются в собственной несостоятельности. К тому же не в XIX-м веке живем, как справедливо отметили в мэрии. На сегодняшний день существуют счетчики пассажиропотока, камеры в салоне, которые позволяют отследить, выбил водитель билет или продиктовал свой номер пассажиру. Ведь по факту, если шофер утаил часть выручки от работодателя. Это то же самое, что украл. А тут уже можно и в правоохранительные органы обратиться. Показательно, так сказать, чтоб другим не повадно было. Но коммерсанты этого не делают. Возможно, потому, что чем меньше пройдет через валидатор, тем меньше налогов надо будет заплатить?

Использование контрольно-кассовой техники — это обязанность предпринимателя. Соответственно, если налоговая фиксирует факты нарушения. есть такое понятие, как «касса молчит». Проще говоря, выключается в час пик и включается после. Это нарушение закона, и здесь необходимо наказывать предпринимателя независимо ни от чего, — высказался уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Андрей Веретенников.

Налоговая пока только предупреждает: с начала года за «молчащие кассы» не оштрафовали ни одного перевозчика. Но вскоре планируют выходить в рейды, ведь нарушение, как говорится, «на лицо». А жалобы на просьбы и даже требования оплатить проезд переводом продолжают поступать от пассажиров в УФНС каждый день.

В ТЕМУ:
Законы июля 2025 года: что изменится в жизни хабаровчан

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен