На торжественной церемонии присутствовали губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, врио краевого министра образования и науки Алексей Мокрушин, представители краевых ведомств, которые участвовали в награждении победителей и лауреатов.

Региональный этап конкурса профмастерства соответствует задачам федерального проекта «Педагоги и наставники» нацпроекта «Молодежь и дети». Конкурсанты представляли методические и творческие наработки. Эти методики они демонстрировали на мастер-классах, показательных уроках и классных часах.

«Конкурс «Учитель года Хабаровского края» — одно из самых важных и ожидаемых общественно-педагогических событий. Его отличает особый дух, в котором нет желания победить непременно, во что бы то ни стало, а есть желание показать всё, на что способен, — сказал в приветственном слове глава региона Дмитрий Демешин. — Это главный праздник настоящих профессионалов, преданных своему делу. Это событие, которое напоминает всем нам: учитель — не просто профессия. Это призвание, миссия, основа любого общества».

За победу боролись 84 участника из разных муниципалитетов края. В шести номинациях были определены по два лауреата и один победитель. Признанные лучшими получили статуэтки «Хрустальный пеликан» и вознаграждение в 50 тысяч рублей, призёры — по 25 тысяч.

Комсомольчанка Ольга Зелинская — учитель немецкого языка в лицее № 33 — благодаря победе в номинации «Учитель года» прошла в финал регионального отбора и стала абсолютным победителем конкурса в Хабаровском крае и получила сертификат на 100 тысяч рублей.

«Свою победу посвящаю маме-педагогу!»

Как рассказала Ольга Владимировна, непростым был её путь на этапах соревнований. Одна из причин — отчётные уроки проводились не со своими воспитанниками, а с учениками Краевого центра образования в Хабаровске.

В работе с шестиклассниками она использовала игровые и проблемные технологии, даже драматизацию. Педагог делает акцент на развитии интеллектуального потенциала школьника через движение.

«В своей работе я преследую две цели: основную — дидактическую — и глобальную — мотивировать школьников к изучению немецкого языка, — говорит Ольга Зелинская, — поскольку его сейчас редко выбирают в учебных учреждениях Хабаровского края. Опасаюсь, что наравне с родными языками он может стать вымирающим видом».

Свой урок участница начала с прочтения отрывка стихотворения Фридриха Шиллера «Перчатка» и намеренно не рассказала его до конца, чтобы заронить интерес у школьников. Выдала им QR-код, пройдя по которому, они найдут это произведение как на немецком, так и русском. И таким образом смогут узнать, кому же принадлежала перчатка…

Как считает педагог, изучение немецкого как второго иностранного развивает когнитивные способности детей, поскольку у них зачастую большие проблемы с памятью, вниманием и концентрацией. Во внеурочное время она помогает ученикам развивать компетенции будущего в рамках «Цифровых каникул»: креативность, корпорацию, критическое мышление и коммуникацию. Что также продемонстрировала в своем мастер-классе. На этом Ольга Владимировна не собирается останавливаться и вскоре начнёт интенсивную подготовку ко всероссийскому этапу конкурса, где представит край.

Ольга Зелинская свою победу посвятила маме, которая долгие годы преподавала математику. Также в их профессиональной династии есть ещё один педагог — сестра — учитель географии.

Когда любимая игра — «Дочки-матери»…

Практические наработки участники не всегда создавали только для конкурсной программы. К примеру, победительница номинации «Лучший педагог-психолог года» Алёна Богдан, психолог хабаровской школы № 32, профессиональные разработки уже несколько лет применяет на занятиях со своими учениками. В частности, она использует элементы арт-терапии.

Девушка всегда хотела помогать людям, почему и решила стать психологом. С детства любила играть в «Дочки-матери», причем в основном выбирала для себя роль родителя.

«В конкурсе профессиональные навыки мне особенно пригодились. Стрессоустойчивость и умение мобилизовать силы в непростых ситуациях, которые происходили в конкурсные дни, несказанно помогали», — делится Алёна Богдан.

Как заметил председатель Законодательной думы Николай Шевцов, вручая ей приз, именно учитель закладывает фундамент знаний и прививает правильные нравственные ценности своим ученикам. Он поблагодарил участников конкурса за труд и творческий поиск.

Первый наставник ребёнка

В этом конкурсе традиционно отмечают работу не только учителей, но и воспитателей из дошкольных учреждений края. В номинации «Лучший воспитатель года» победила Ефросинья Павлова (инструктор по физкультуре хабаровского детского сада № 32 «Росинка»), награду которой вручил уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Пётр Перевезенцев.

Проводники в речи

Признание получил и труд дефектологов и логопедов. Лучшей среди специалистов этого профиля стала Нина Ефремова, учитель-логопед краевой школы-интерната № 2.

Вручая награды победителю и лауреатам, Антон Самосюк, врио главного федерального инспектора по Хабаровскому краю, отметил ведущую роль таких специалистов в развитии и обучении детей с особенностями здоровья. Эта тема ему особенно близка, поскольку такие педагоги помогают и его внукам, у которых есть определенные трудности в обучении.

Помоги себе сам!

Десять лет назад по инициативе Главного управления МЧС по Хабаровскому краю в рамках конкурса введена отдельная номинация для учителей начальной военной подготовки. В этом году в связи с переименованием предмета в школьной программе она звучит как «Лучший преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины». А победил в ней Кирилл Яковлев, преподаватель-организатор ОБЗР средней школы № 6 из Бикина.

На мероприятии губернатор Дмитрий Демешин отметил важность преподавания подрастающему поколению такой дисциплины в современных реалиях, развития их навыков реагирования в чрезвычайных ситуациях и умения оказать первую помощь ближнему.

Сохраняя язык предков

В зале царила очень теплая атмосфера, участников пришли поддержать их коллеги. Группы поддержки даже плакатами и флажками вооружились.

Также неимоверно душевно выглядело приветствие победителя и призеров в номинации «Лучший учитель родного языка года». Триумфатором стала Татьяна Моложавая, учитель родного языка и родной литературы основной школы села Дада Нанайского района.

Участников приветствовала и искренне обнимала президент Ассоциации КМНС Хабаровского края Любовь Одзял. Она также заметила, что перед педагогами родного языка — нанайского и эвенкийского — стоит важная задача: сохранить языки предков, коренных народов Крайнего Севера.

***

Кроме того, учитель математики из хабаровской школы № 85 Ксения Горделадзе и учитель химии, директор комсомольской гимназии № 1 Сергей Федорищев получили призы «Признание» от альтернативного жюри конкурса. В его составе были победители прошлых лет, учителя, родители и студенты.

Вокально-танцевальные номера от коллективов Дворца Дружбы «Русь» и выступление коллектива народного творчества «Сэнкурэ» вызвали бурю аплодисментов. А монолог военной тематики от ученицы хабаровской гимназии № 1 и эстрадный номер «Матушка-Земля» в сопровождении сурдопереводчика зрители смотрели и слушали, затаив дыхание. Также с участниками церемонии на онлайн-связи были представители районов края и Дебальцево (подшефного города в ДНР), которые активно поддерживали их на расстоянии.

От дефицита кадров до школьной формы

После торжественной части прошел брифинг, на котором губернатор, врио министра образования обсудили проблемы отрасли с педагогической общественностью и предложили варианты решения некоторых из них.

К примеру, затронули тему технологического развития подрастающего поколения, учителя поделились успехами в работе со школьниками. В регионе по-прежнему остро стоит вопрос нехватки педагогических кадров. И присутствовавшие на встрече студенты заявили, что готовы прийти в учебные учреждения еще до окончания вузов и совмещать эти виды деятельности.

При этом вполне возможно привлечение студентов не только с педагогическим образованием. Хотя и возникнет тогда необходимость их профессиональной переподготовки, к чему молодежь также готова.

Как заявил Алексей Мокрушин, отдельная работа предстоит со студентами целевого обучения, особенно физико-математического и химико-биологического профилей. А Дмитрий Демешин добавил, что важно замотивировать будущих педагогов и оказать им должную социально-экономическую поддержку. К тому же для сохранения исторической памяти и воспитания патриотических взглядов у школьников предложено привлекать в педагогическую среду бывших участников СВО.

Вскользь глава региона затронул и тему возвращения в школы унифицированной формы, а врио минобразования добавил, что она действительно дисциплинирует. Чтобы принять такое решение и внедрить, у регионального правительства полномочий достаточно, заметили руководители.

В ТЕМУ:
Фестиваль «Студенческая весна — 2025» в Хабаровске открывает новые форматы и возможности

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен