Можете ли вы вспомнить зиму, когда в Хабаровске своевременно убирали снег с дорог и тротуаров после снегопада? Вот и мы не можем. Например, недавний снегопад закончился в пятницу 7 февраля. Казалось бы, у дорожников было в распоряжении больше двух суток, но в понедельник 10 февраля город встал в 10-балльных пробках на нерасчищенных дорогах.

Тротуары и сходы с них — это вообще отдельная беда. Если для движения транспорта худо-бедно пути расчистили, то о безопасном передвижении пешеходов как будто и позаботиться некому. Даже в центре города многие тротуары покрыты коркой притоптанного и укатанного снега, что уж говорить об окраинах.

Остановки от проезжей части во многих местах по-прежнему отделяют бурты снега, которые нагребла дорожная техника. Поскользнуться на таких «горках» очень даже запросто. И куда бедному горожанину податься?

Кто и как должен производить очистку дворов, тротуаров и дорог, если они завалены сугробами и покрыты льдом? Куда жаловаться, если улицы не убирают? С кого взыскать, если, не дай бог, поскользнулся на накатанной пешеходной дорожке и получил травму? Об этом рассказывает федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».

У вас во дворе

Дворы, тротуары рядом с многоквартирным домом относятся к придомовой территории, и за ее благоустройство и поддержание в хорошем состоянии отвечает управляющая компания или ТСЖ. Соответственно, она и несет ответственность за любые нарушения.

Кроме того, представители организации обязаны следить за потенциальными опасностями и выставлять ограничители, если, например, возможно схождение снега или сосулек с крыши.

Фото: Екатерина Подпенко

В том случае, если управляющая компания или ТСЖ бездействует, необходимо обратиться в контролирующий орган — Государственную жилищную инспекцию, которая зафиксирует акт о невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств. Впоследствии потребитель вправе потребовать от «управляйки» перерасчет за не оказанные услуги или услуги ненадлежащего качества.

Дороги и тротуары

Уборкой снега в городе, на тротуарах и дорогах, которые не относятся к придомовой территории, занимаются коммунальные службы, они же несут ответственность за качество уборки, даже в тех случаях, когда для выполнения работ привлекаются сторонние компании.

В общем случае снег должны убрать с дорожек в течение 12 часов (если снегопад не обильный), гололед — в течение 4—12 часов, на тротуарах и пешеходных дорожках — за 12—24 часа.

Фото: Ольга Цыкарева

Если снег долго не убирают, необходимо обратиться в первую очередь в организацию, которая отвечает за порядок. В случае с придомовой территорией — в управляющую компанию или ТСЖ. В случае с городской территорией — в коммунальные службы муниципального образования (районные, городские, поселковые органы местного самоуправления).

Как оформить претензию?

Претензию лучше оформлять в письменном виде и двух экземплярах — один останется у вас, в котором ответственное лицо должно поставить дату, когда ваша претензия принята, и подпись.

Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в прокуратуру. В таких ситуациях закон на стороне граждан вне зависимости от того, по какой причине уборщики не справились с задачей.

Поскользнулся, упал

Как быть, если человек поскользнулся на плохо почищенном тротуаре или крыльце и получил травму? Кто в этом случае возместит вред здоровью?

Если здоровью человека причинен вред, тогда в соответствии с законодательством он должен быть возмещен. Поэтому, когда травма получена по причине ненадлежащего содержания тротуаров, придомовых территорий, ступенек торговых центров и т.п., можно обращаться с иском в суд.

Главное — установить виновника вреда, а им является та организация, в чьи обязанности входит обеспечение уборки территории, на которой получена травма.

Если травма в результате падения получена на придомовой территории — отвечать будет управляющая компания, если на улице, остановке или в других общественных местах, то ответственным будет муниципальное образование.

За покрытые льдом ступеньки торговых центров, на которой получена травма, несет ответственность управляющая компания, органы местного самоуправления или же руководство торгового центра.

Фото: Майя Николаева

Если вы упали, поскользнувшись на наледи или на скользких ступеньках магазина, и получили травму, не покидайте место происшествия, вызовите скорую помощь, которая зафиксирует место и время происшествия, попросите свидетелей снять случившееся на видео или фото.

Получите от медицинской организации заключение о телесных травмах, а также направление на лечение, подтверждённое чеками и квитанциями на приобретенные лекарства и оплаченные медицинские услуги.

Установите виновника трагедии и обращайтесь к нему с претензией лично или заказным письмом, выдвинув требование о компенсации причинения вреда. Если виновник отказывается признать вину, обращайтесь с исковым заявлением в суд.

Статьи Гражданского кодекса

Если ответчиком по иску будет администрация муниципального образования, учреждения или прочая организация, в которой вы не являлись потребителем, тогда применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • о возмещении вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1 ст.1064 ГК РФ);
  • о возможности лица, право которого нарушено, требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ);
  • об обязанности виновного за причинение вреда лица эти убытки возместить (ст.1082 ГК РФ);
  • о возмещении утраченного потерпевшим заработка при причинении ему увечья или ином повреждении здоровья, и дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (ст. 1085 ГК);
  • о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) (ст.151, ст.1100-1101 ГК РФ).
Фото: Ольга Цыкарева

Защита прав потребителей

Если травма получена на территории, принадлежащей магазину или организации (исполнителю услуг), то кроме норм гражданского законодательства применяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»:

  • о праве потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среды (ст.7 Закона № 2300-1);
  • о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы, услуги), подлежащего возмещению в полном объеме (ст.14 Закона № 2300-1);
  • о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) (ст.15 то возместит вред здоровью, причинённый из-за гололёда Закона №2300-1);
  • о взыскании штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п.6 ст.13 Закона №2300-1).
Фото: Ольга Кузьмичева

Кроме того, если ответчиком по иску будет магазин или исполнитель услуг, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации;
  • если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства; жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1).

Обратите внимание! Если ответчиком по иску будет администрация муниципального образования, учреждения или прочая организация, в которой вы не являлись потребителем, то при подаче судебного иска потребуется уплата государственной пошлины.

А вот если травма получена на территории, принадлежащей магазину или исполнителю услуг, вы освобождаетесь от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает один миллион рублей.

Консультацию по защите прав потребителей можно получить в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае»:

  • в Хабаровске — ул.Тургенева, 62. Тел. 8(4212)30-25-70.
  • в Комсомольске-на-Амуре — ул.Севастопольская, 60. Тел 8(4217)54-32-60.

Пожаловаться на плохую расчистку снега, если не реагируют УК, ТСЖ и мэрия, можно в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. Тел. 8(4212)40-23-40.

В ТЕМУ:
Ты туда не ходи, или Как безопасно пройти по заснеженному Хабаровску

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен