«Культурные гастроли» художественного музея по Хабаровскому краю
В Хабаровском крае продолжаются «Культурные гастроли» — часть флагманской инициативы «Край комфортного проживания», вошедшей в Стратегию развития региона до 2026 года. Одним из участников проекта стал Дальневосточный художественный музей.
Старт флагманской инициативе «Край комфортного проживания» был дан в 2021 году. Главная задача инициативы — добиться существенного улучшения жизни жителей региона как в крупных городах, так и в небольших посёлках. А потому сюда вошли сразу несколько проектов, охватывающих большинство сфер нашей жизни: «За 4 часа в любую точку Хабаровского края», «Дороги края», «Социальное казначейство», «Карта жителя Хабаровского края или карта «Муравьев Амурский», «Мой Хабаровский край», «Культурные гастроли», «Пушкинская карта», «Зеленое будущее края», «ДВ-квартал и строительный кластер».
— Проект «Культурные гастроли» не только призван обогатить культурную жизнь региона, но и способствует укреплению связей между различными уголками России. Благодаря проекту мы продолжаем открывать новые таланты и возможности, делая Хабаровский край центром культурного развития Дальнего Востока, — отмечают в министерстве культуры региона.
Выезды Дальневосточного художественного музея в рамках проекта «Культурные гастроли» позволят всем желающим прикоснуться к тайнам старинных полотен, древних битв и секретов мастерства великих художников.
В программе предусмотрены интерактивные занятия по истории русской военной традиции и духовной культуры, искусству Античности и Средних веков, современному искусству и медиапространству, включая компьютерные игры.
О том, как проходят «Культурные гастроли» музея, о плюсах и проблемах проекта наш разговор с заместителем генерального директора ДВХМ по научно-просветительской деятельности Андреем Киселёвым, специалистом по передвижным выставкам Валерием Останиным и специалистом экспозиционного отдела Ольгой Титовой.
Музейные гастроли
— «Культурные гастроли» предполагают, что музей может выезжать в различные районы края, откуда сложно приехать к нам. Причём, принимать нас могут везде. Это может быть Дом культуры,библиотека или районный музей, школа или детский сад, — рассказывает Андрей Киселёв. — Например, не так давно мы выезжали в Солнечное. Добирались сначала на поезде, потом нас везли на машине. Далеко, долго, устали, но это была замечательная поездка. Мы планировали выступить только в Доме культуры, но усложнили задачу и побывали ещё в колледже и в трёх школах, где смогли охватить каждую параллель.
Надо отметить, что выездная программа музея — это не какие-то зубодробительные темы, которые будут не интересны человеку, далёкому от искусства. И не лекции о научных изысканиях. Темы, а их немало, понятны и очень интересны всем, будь то дошкольник, подросток или взрослый. Для каждой возрастной категории есть свои интересные предложения.
— В том же Солнечном мы пришли к ребятам с темой «Видеоигры как современное медиапространство», — продолжает Киселёв. — И вместе сравнивали, как работают, например, живописные техники у классических художников, и как художники, уже современные, своим талантом обогащают медиапространство. Когда мы рассказывали о концепт-художниках, которые работают в мультипликации, в видеоиграх, в рекламе, мы говорили о том, что они черпают своё вдохновение у классических художников. При этом посмотрели очень много эскизов к видеоиграм, а затем перешли к Ивану Шишкину. И дети сказали: «Вот это графика! Это на каком движке игровом сделано?». Для них стало большим открытием, что это не современный художник, и что он жил в 19 веке.
Очень хорошо, и не только в школах, принимают исторические и патриотические программы. Например, тему «Русское богатырство», которую разработал лектор-экскурсовод, художник-реставратор музея Сергей Романов. И дети, и взрослые с удовольствием слушают рассказы о героях, что жили в давние времена на Руси, примеряют экипировку русских богатырей, изучают их вооружение. Никого не оставляют равнодушными и рассказы о Великой Отечественной войне.
Почти каждый такой выезд, за редким исключением, — это обязательно выставка картин по соответствующей тематике. Передвижные выставки тоже входят в программу «Культурных гастролей».
— В год мы организовываем около 30 таких выставок, — говорит специалист по передвижным выставкам Валерий Останин. — И проходят они не только в Домах культуры. Мы привозим картины в больницы, в дома престарелых, дома инвалидов. Там они идут на системной основе, то есть выставляются на достаточно длительный срок. И здесь очень важно подбирать правильно материал. Ведь картины — часть терапии, которая проводится с этими людьми. И наша задача — сделать их жизнь эмоционально комфортной. Поэтому в первую очередь мы берём тему красоты. Ведь красота ради красоты — тоже неплохо. Это, наверное, один из основополагающих моментов, который позволяет получать эстетическое удовольствие от привозимых нами работ. И мы получаем очень большой отклик, потому что людям это интересно.
— Хочу сказать, что просто привезти выставку картин — далеко не всё, — отмечает Андрей Киселёв. — Когда человек приходит и просто смотрит — это одно. А когда приезжают специалисты музея с рассказом, с каким-то показом да ещё и с мастер-классами, которые отражают какие-то более тонкие нюансы представленных на выставке работ, это совсем другое. И всегда более интересно.
Выездные мастер-классы чаще всего проводит специалист экспозиционного отдела Ольга Титова. У неё большой опыт работы со всеми возрастами и со всеми категориями, будь то солнечный ребёнок или обычный взрослый, с опаской берущий в руки карандаш, потому как совсем не умеет рисовать.
— Конечно, мы не можем привезти много материалов. И я использую что-то мобильное. Обычно это бумага, из которой делаются объёмные работы, ведь не всегда есть возможность работать с красками, — рассказывает Ольга. — Я привожу образцы и показываю приёмы работы. Для меня важно, чтобы дети не столько повторяли, сколько развивали своё воображение. А так как мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки — рядом могут сидеть те, кто ходит в художественную школу, и те, кто никогда не держал в руке карандаш — делаю заготовки для тех, кто не хочет или боится рисовать. Им легче работать по шаблону. Но большинство ребят всё делают сами.
Например, мы делали замок. Сначала изучили картину, в данном случае это Клас Моленар «Замок на берегу замёрзшей реки». Затем сделали работу по её мотивам — придумали свой собственный замок.
О проблемах и не только
Многие, кто бывал в павильоне художественного музея на фестивале «Амурфест» (12+) и на передвижных выставках, интересуются: неужели картины подлинные?
— Конечно, мы не выносим из музея подлинники, по закону нельзя этого делать, — пояснил Андрей Киселёв. — Посетители рассматривают постеры. И у нас уже есть их небольшая коллекция. Сейчас будем делать постеры на тему новогоднего праздника. Стараемся, чтобы они были хорошего качества, где видно даже мазок кисти. Одеваем в добротные рамки, потому что никогда не знаешь, где какой температурно-влажностный режим. Дешёвое сырье портится очень быстро — постеры начинают пузыриться, рамки — кривиться.
На изготовление постеров музею выделяются определённые средства. Но зачастую их недостаточно, так как качественный материал и хорошая печать стоят дорого.
Каждый выезд, будь то городская школа или отдалённый район, подготавливается очень тщательно. Но только после того, как музей «получит отмашку» — когда есть точная договорённость с принимающей стороной. Сразу же определяются возрастные категории, инклюзивные группы. Где-то просят определённую тематику.
— Но часто случается и так. Мы со своей стороны говорим «да», человек с принимающей стороны своему руководству говорит «да». А руководство, думая, что работа идёт сама по себе, молчит. Мы тут ждём ответа и не понимаем, почему «нет», — сетует заместитель директора. — Иногда поражает пассивность руководства. Иногда приезжаем в населённый пункт, предлагаем — мы уже здесь, давайте к вам придём. А в ответ либо тишина, либо: «ну, если хотите...».
Сотрудники музея отмечают: в «Культурные гастроли» входит много документной работы, в том числе и методическая работа по подготовке выставки, потому что должна быть концепция, и уже под выставку пишется экскурсия — рассказ.
Подготовка одного выезда занимает не меньше недели. При этом очень много технических вопросов, начиная от подъездных путей к населённому пункту — как доехать, аварийно-опасные перекрёстки, погодные условия и так далее. Рассчитывается время прибытия, учитываются условия — в каком зале это будет проходить, как будут рассажены люди.
Отрабатываются приёмы для всех категорий. И не только по возрасту, но и для инклюзивных групп, так как музей работает и с социальными центрами реабилитации, и с домами инвалидов, и с домами престарелых.
Идёт предварительная большая работа по «обкатыванию» мастер-классов. Здесь есть свои тонкости. Заранее нужно представить, насколько это будет трудозатратно и понятно для самих детей. Самой большой сложностью может быть то, что в тот же Дом культуры приведут разновозрастных ребятишек. И если ребята пятого или четвёртого классов уже владеют ножницами, то с первоклассниками приходится работать в игровом формате.
— И здесь мы иногда сталкиваемся с проблемой — на выезд отправляют одного человека — лектора или художника, — сетует Валерий Останин. — Очень тяжело на многоформатные группы выезжать в одиночку. Одному человеку невозможно обслужить совершенно разные возраста. При этом нужно ещё размонтировать, смонтировать, поставить, занести постеры, подготовить выставку. Этот нюанс мы стараемся донести и до министерства, и до собственного руководства, но...
— Можно с гордостью сказать, что уровень наших выездов достаточно высокий. И заказы уже поступают на конкретные темы и конкретных специалистов, — подчеркнул Андрей Киселёв.
«Гастрольная» команда
На «Культурные гастроли» художественный музей выезжает до четырёх раз в месяц. Подготовкой к каждому выезду занимаются все сотрудники. В этот процесс включается даже водитель — с ним обсуждается оптимальный маршрут до конечной точки.
Основная же команда — всего несколько человек. Общее руководство взял на себя Андрей Киселёв. Договор с принимающей стороной лежит на плечах Валерия Останина. За инклюзивную работу отвечает Елена Боброва и её координатор начальник научно-просветительского отдела Ирина Волочкова. Замечательные мастер-классы проводит Ольга Титова. С маленькими детками на выездах работают Ольга Козарезова и художник-педагог Эльвира Трушина. Очень помогает «группа быстрого реагирования» — энтузиасты художественного музея.
Курирует и финансирует «Культурные гастроли» ДВХМ министерство культуры Хабаровского края.
— На выезды мы отправляемся на транспорте музея — для этого сейчас у нас есть два автомобиля. И мы очень надеемся, что скоро будет третий — благодаря министерству культуры решается вопрос об экскурсионном транспорте. То есть у нас будет автобус, на котором и мы сможем работать где-то по городу, и привозить к нам детей. Тех, кто очень хочет, но в силу разных причин не имеет возможности самостоятельно приехать в художественный музей, — отметил заместитель генерального директора ДВХМ по научно-просветительской деятельности Андрей Киселёв.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен